Zorkaya

Сайт для девушек!

Как добиться счастья ребенку, который всегда был на хорошем счету

Фото: img.freepik.com

о не так с требованием получать только «пятерки», объясняет психолог и автор учебных пособий Лерона Наринская.

Хотя есть примеры людей, добившихся успеха, несмотря на оценки «удовлетворительно», многие родители по-прежнему придерживаются категоричных взглядов и полагают, что для достижения успеха необходимо учиться только на «четыре» и «пять». Даже если кажется, что нет ничего плохого в том, чтобы помочь ребенку получить высокие баллы, последствия такого подхода могут оказаться гораздо серьезнее, чем предполагается.

Всех нас с детства заставляют или мотивируют хорошо учиться. «Будешь получать хорошие оценки, я буду любить тебя и гордиться тобой, больше не буду тебя ругать» — эта фраза знакома многим из детства, когда родители таким образом мотивировали своих детей. Ребенок, находящийся в физической и эмоциональной зависимости от родителей, услышав это, будет стремиться к хорошим результатам, чтобы доставить им радость. Однако подобное поведение в дальнейшем, уже во взрослом возрасте, может негативно сказаться на жизни человека и привести к различным проблемам.

Как ведут себя отличники

Успевающеего ребенка сложно переоценить – он приносит радость родителям и учителям. Он получает много похвалы, его часто приводят в качестве примера для детей, испытывающих трудности в учебе. На первый взгляд, ситуация кажется благополучной. Но какие чувства испытывают отличники и как это отражается на их поведении?

Исторически сложилось так, что девочки чаще всего демонстрируют отличную успеваемость, и по мере взросления они нередко продолжают уделять повышенное внимание оценкам и тому, как их воспринимают другие. Это проявляется не только в отношении к учебе или профессиональным достижениям, но и во всех сферах жизни. Женщины с синдромом отличницы сильно зависят от мнения окружающих, поскольку их ощущение собственной ценности, принятие и адаптация в обществе основаны на внешних оценках. Для них существует прямая взаимосвязь: получение высших баллов означает, что они «хорошие» и смогут успешно адаптироваться в обществе.

Читать:  Как поступить в школу и не ошибиться с выбором: старт учебного года 1 апреля

Когда ребенок получает неудовлетворительную оценку, которая может не отражать его фактические знания, это для него становится сигналом о неприятии со стороны окружающих. Безусловно, это вызывает душевные переживания, чувство тревоги и ощущение незащищенности.

Для детей, стремящихся к высоким достижениям, тревога и страх становятся обычным состоянием. У них отсутствует ощущение надежности, которое обычно развивается в первый год жизни, когда родители демонстрируют ребенку свою любовь, безусловное принятие и дарят чувство, что он желанный и любимый, несмотря на все его особенности и поступки.

Если ребенок не получил основных знаний о безопасности, ему будет трудно чувствовать себя уверенно в будущем. Он будет постоянно переживать, достаточно ли корректно он себя ведет и насколько он хорош. Дети, демонстрирующие высокие результаты, постоянно учитывают, какие эмоции они вызывают у окружающих, однако совершенно не осознают собственные чувства.

Если ребенок осознает, что окружающие проявляют недовольство, испытывают грусть или гнев, он склонен воспринимать это как личное оскорбление. Он становится восприимчивым к эмоциональному состоянию других людей, к их негативным проявлениям и убежден, что эта оценка направлена непосредственно на него. В подобной ситуации стоит ожидать повышения тревоги и усиления страха, эти переживания часто требуют значительных затрат энергии и истощают ребенка. В результате дети чувствуют себя несчастными.

Читать:  Как реагировать на ночной плач ребенка: советы психолога

Синдром отличника может проявляться по-разному, затрагивая различные сферы жизни, включая взаимодействие с родителями и партнерами

Синдром отличника характеризуется стремлением человека к совершенству во всех сферах жизни и желанием получать исключительно одобрение от других людей.

  • Такие люди часто не уверены в себе и не могут высказать свое мнение, потому что боятся быть отвергнутыми. Они зависимы от оценок окружающих и не имеют права на свое собственное мнение, если оно не соответствует ожиданиям других людей.

  • Ребенок нередко задает вопросы, на которые способен ответить самостоятельно, однако ощущает себя неспособным выражать собственную точку зрения.

  • Неуверенность может находить отражение в манере общения и поведения человека. Он может говорить приглушенным голосом, неуверенно, используя неполные фразы без завершенных интонаций. Его речь может быть прерывистой, а жесты и движения – скованными. Ему крайне сложно отстаивать свою точку зрения.

  • Если человек продолжает придерживаться своей точки зрения, то лишь в том случае, когда она уже получила одобрение со стороны уважаемых людей. Ему необходима поддержка, чтобы чувствовать себя безопасно. Это может быть супруг, руководитель или другой человек, которого он считает авторитетом и на которого может положиться.

  • Отношения с этим человеком могут оказаться непростыми, поскольку он ориентируется на мнение партнера и склонен переносить на него оценки, полученные от родителей или учителей. Ему сложно проявлять самостоятельность и он нуждается в поддержке.

Читать:  Как понять, что вы подходите друг другу: важные аспекты для будущих супругов

Что делать с синдромом отличника

Если синдром отличника зародился в детстве, его можно предотвратить. Сейчас важно проявлять больше сочувствия и учитывать потребности ребенка. Необходимо брать его на руки, дарить любовь и нежность. Это поможет ребенку осознать, что родительская любовь не зависит от его поступков и успеваемости в школе, а обусловлена тем, что он есть.

Когда у человека уже развился синдром отличника, рекомендуется обратиться за помощью к психологу. Разработано немало методов работы с подобными случаями. Они направлены на выявление внутренних переживаний, которые заставляют ребенка чувствовать себя уязвимым и обесценивают его, и на коррекцию его восприятия. Специалист поможет ребенку осознать, что для родителей он представляет собой огромную ценность, и что его любят и принимают вне зависимости от его успеваемости. В этом процессе родителям также предстоит приложить значительные усилия.

В результате прохождения терапии ребенок осознает, что проявление непослушания или получение не только высоких, но и неудовлетворительных оценок не сделают его плохим, и его любовь не исчезнет. Это позволит разрушить устойчивую установку, согласно которой плохие оценки равнозначны катастрофе. Только тогда ребенок сможет раскрыться и начнет обучение, движимый собственными интересами, а не страхом и конфликтами с окружающими.

Похожие статьи
Галерея постов