Семья

«Хранить детскую душу: 57 мудрых цитат Василия Сухомлинского о детстве, семье и образовании»

Фото: img.freepik.com

Первым советским педагогом, кто признал личность ребенка высшей ценностью.

Сухомлинский всегда стремился воспитать в детях стремление к успеху, предлагая ученикам, испытывающим трудности, более простые задания, чтобы они могли их выполнить и не чувствовали себя хуже остальных. А после этого хвалил ребенка. Таким образом, учитель не характеризовал ребенка как отстающего в коллективе, поскольку все дети считались равными. Хотя, конечно, как и в любом сообществе, присутствовали дети с более высокими и более низкими способностями. Однако Сухомлинский активно противодействовал этому, выявляя и развивая новые таланты у детей, чтобы каждый ребенок смог найти свое призвание в определенной деятельности.

Учитель создал замечательные книги, в том числе «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям» и «Воспитание человека». Их чтение рекомендовано педагогам и родителям.

О наказании детей

  1. Когда ребенок ощущает несправедливое обращение, воспитательный процесс утрачивает свою эффективность. Ощущение несправедливости вызывает обиду и возмущение, а также может привести к проявлению нечестности и фальши.

  2. У детей нет намерения причинить зло. Они могут ошибаться. Если взрослые помогут им разобраться в произошедшем и пережить негативные эмоции, ребенок глубоко усвоит нравственный урок и постарается не повторять подобную ошибку, хотя и не всегда сможет этого избежать.

  3. Цените стремление ребенка к добру, оберегайте его, как хрупкое проявление человеческой души, не злоупотребляйте своим авторитетом и не искажайте мудрость родительского влияния в деспотическое самодурство.

  4. Недопустимо, чтобы ребенок утратил уважение к себе, пренебрегал собственной репутацией и перестал желать самосовершенствования.

  5. Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку , животное, отступившее в самый дальний угол клетки, словно предчувствует неминуемую расправу. Сердце, способное к сопереживанию, отзывчивое на добро, справедливость и дружелюбие, не переносит не только крик, но и просто повышение тона голоса.

  6. Даже если поступок ребенка кажется серьезным, но он совершен без злого умысла, он не должен повлечь за собой наказание.

  7. Не стоит держать над ребенком угрозу наказания за случайную, необдуманную ошибку. Дети с подавленными чувствами часто имеют и ограниченные интеллектуальные способности, их мышление бедное.

  8. Применение физических наказаний – это насилие, которое затрагивает не только тело, но и психику человека; ремень притупляет не только чувствительность спины, но и способность сопереживать, испытывать чувства.

  9. В системах, основанных исключительно на наказаниях, невозможно добиться самовоспитания, а без него не может быть полноценным и само воспитание в целом. Это связано с тем, что наказание избавляет человека от чувства вины, а совесть является ключевым стимулом для самосовершенствования; без нее не может возникнуть самовоспитание. Человек, получивший наказание, склонен думать: я больше не обязан анализировать свой поступок, я понес ответственность.

  10. Человека, подвергшегося насилию, охватывает желание ответить тем же; тот, кто в детстве склонен к агрессии, во взрослом возрасте может прибегнуть к более тяжким преступлениям, таким как убийства и насилие, поскольку эти негативные тенденции берут начало в детстве.

  11. Не каждый хулиган является спонтанным нарушителем установленного порядка. За ним стоят годы безразличия, жестокости и отсутствия сочувствия со стороны взрослых.

О семье

  1. Детские черты – отражение семейных ценностей; подобно тому, как солнечный свет виден в капле воды, так и в детях проявляется моральная основа, заложенная родителями.

  2. В семьях, где родители искренне любят друг друга и проявляют уважение к окружающим, формируются достойные личности.

  3. Когда люди критикуют твоих детей, они, по сути, критикуют тебя.

  4. Основная задача и предназначение семейной жизни заключается в воспитании детей. Ключевую роль в процессе воспитания играют отношения между супругами, а также взаимоотношения отца и матери.

  5. Когда ты воспитываешь ребенка, ты самосовершенствуешься и подтверждаешь свою личную ценность.

  6. Если с раннего детства в душе ребёнка живёт беспокойство за мать, отца, бабушку и дедушку; если сердце ребёнка опечалевает и причиняет боль из-за проблем у близких, если ночью он не может уснуть, размышляя о матери и отце – не ограждайте его от этих переживаний, от этой боли: защищая таким образом, вы вырастите человека с бесчувственным сердцем, где не найдётся места ни для сыновней верности, ни для отцовской нежности, ни для высоких идеалов народа; тот, кто безразличен к родителям, не может быть и истинным патриотом.

  7. Каждого сотрудника, вне зависимости от занимаемой должности, можно заменить равноценным или более квалифицированным специалистом. Однако заменить хорошего отца на такого же хорошего невозможно. Человек, который в детстве глубоко сопереживает чужому счастью и печали, готовый пожертвовать своим благополучием ради близких – отца, матери, сестры, брата, – никогда не прибегнет к физическому насилию, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

  8. Первыми и наиболее значимыми воспитателями и педагогами для ребёнка являются мать и отец.

  9. Когда родители проявляют заботу о других, сопереживают радостям и печалям окружающих, их дети растут добрыми, отзывчивыми и душевными. Наибольшее вред оказывают эгоизм и индивидуализм в воспитании.

  10. Если нет времени на воспитание сына, то и самому не стать настоящим человеком.

  11. Если у тебя появятся дети, ты, вероятно, будешь стремиться к тому, чтобы они выросли достойными людьми. Помни, что основополагающим аспектом формирования личности является воспитание уважения к человеческой жизни, как к самому ценному и неоценимому дару.

О добре и зле

  1. Формирование человечности и гражданственности в детские годы возможно, если предоставить ребенку ясное представление о добре и зле.

  2. Необходимо, чтобы дети были восприимчивы к положительным и негативным эмоциям, испытываемым окружающими.

  3. Положительные эмоции невозможно сформировать, если они не были развиты в детском возрасте.

  4. В некоторой степени всё, что нас окружает, имеет к тебе отношение.

  5. Маленькому ребёнку не преподают уроки безразличия к окружающим, разрушения природы, игнорирования прекрасного, приоритета личных интересов над всем остальным. Если же ребёнка учат добру, то это происходит искусно, разумно, последовательно и требовательно, что в конечном итоге приводит к проявлению добрых качеств. Обучение злу (хотя это случается крайне редко) приводит к негативным последствиям. Если же ребёнок не получает ни положительного, ни отрицательного воспитания, то в любом случае проявляется зло, поскольку человек рождается не полностью сформировавшейся личностью, а лишь обладает потенциалом для становления человеком. Необходимо воспитать в нём качества, которые сделают его таковым.

  6. Если не прививать ребенку представления ни о добре, ни о зле, то зло само собой утвердится.

  7. Состояние самосожаления, на мой взгляд, является безграничным источником эгоцентризма. Не позволяйте этому чувству укорениться у детей, так как оно может привести к жестокости. Человек должен уметь жалеть себя лишь в той мере, в которой он способен проявлять доброту и сострадание к окружающим.

  8. С раннего возраста необходимо формировать такую жизненную позицию, при которой человек получает удовольствие от добрых дел и испытывает дискомфорт от неблаговидных поступков.

  9. Выражай свое мнение о человеке, поступке, явлении или событии. Не пытайся предугадать, какие слова ожидают от тебя. Такое стремление способно превратить тебя в лицемера, льстивца и, в конечном итоге, в презренного человека.

  10. Не существует детей, лишенных способностей, сложных, злых – есть дети, которым в раннем возрасте не оказали должного воспитания и не подарили достаточно любви.

  11. Не менее важно, чтобы дети умели проявлять заботу о друге.

  12. Если ребенок не подарил частичку своей души кукле, лошадке, плюшевому мишке, птичке, нежному и беззащитному цветку, деревцу, любимой книге, ему будет сложно понять истинные глубины человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

О мотивации достижения

  1. Не должно быть людей, остающихся в тени, людей, чьи имена забыты. Каждый должен излучать сияние, подобное тому, что исходит от бесчисленных вселенных. Уникальной личностью становится тот, кто сам этого хочет. Необходимо стремиться к тому, чтобы не быть обыденным и неприметным.

  2. Важно, чтобы у ребенка был персонаж, с которым он может себя ассоциировать, герой, совершивший некий подвиг.

  3. Существует древняя мудрость, предостерегающая: чтобы уничтожить человека, обеспечьте его всем, что он желает.

  4. Труд играет важную роль в эмоциональном развитии детей. Ребенок проявляет желание трудиться, когда этот труд приносит ему удовольствие.

  5. Дорогие родители, не опасайтесь, если ваш ребенок помогает вам, выполняя простые задачи! Не переживайте, что он принес воду для полива цветов и винограда в небольшом ведре, даже если он потел и устал – этот труд принесет ему истинное удовольствие, которое превосходит любые другие радости.

  6. До пятилетнего возраста, если ребенок остается лишь ребенком, ему будет сложно обрести человеческие качества.

  7. Не стоит заслонять сияние счастливых детских лет, позволяя ребенку столкнуться с трудностями и приложить значительные усилия, даже если его возможности кажутся ограниченными.

  8. Детям не обязательно постоянно радоваться жизни — если они не сталкиваются с умеренными трудовыми задачами, они не смогут испытать радость от труда.

  9. Свобода от принудительного труда была дарована человеку не для того, чтобы он стал рабом праздности.

  10. Тот, кто становится ленивым, вероятно, испытал в раннем детстве, когда его желания удовлетворялись заботой старших, и ему не требовалось прилагать усилий повелевать и капризничать. Тот, кто не сталкивался с трудностями и привык к легким успехам, склонен к безделью.

  11. Формирование людей, лишенных самодисциплины и моральных устоев, происходит, когда их существование определяется исключительно стремлением к потреблению

  12. Необходимо, чтобы работа не вызывала ощущения обязанности или предопределенности, а приносила удовлетворение. Труд должен восприниматься как возможность приносить пользу обществу, дарить миру что-то новое, создавать ценности – будь то материальные объекты или идеи, способные воплотить нечто в реальность. Благодаря этому человек ощущает себя созидателем, обретает веру в собственные возможности и потенциал.

О школе и учителях

  1. Образование представляет собой лишь один из аспектов воспитания.

  2. Истинным педагогом может стать лишь тот, кто сохраняет в памяти свой детский опыт.

  3. Педагог обретает роль воспитателя лишь тогда, когда он владеет тонким инструментом воспитания – наукой о морали, этикой.

  4. Я искренне верю, что способность человека к состраданию, душевность и доброта проявляются в том, как к нему относятся дети. Человек, вызывающий любовь у детей, является подлинной личностью. Дети не терпят обмана и способны увидеть истинное лицо любого.

  5. Не стоит перегружать детей речами, не следует обилием рассказов перенасыщать их вниманием, ведь слово – это не развлечение, а словесное перенасыщение может оказаться одним из самых вредных видов перенасыщения. Ребенку необходимо не только внимательно слушать, но и уметь молчать; в такие моменты он обдумывает, осмысливает то, что услышал и увидел. Нельзя делать из детей пассивных получателей слов. А находясь на природе, ребенку следует предоставить возможность слушать, наблюдать, ощущать.

  6. Не стоит торопиться с критикой негативного поведения ребенка, не следует демонстрировать его недостатки перед окружающими. Ребенку важно самому найти в себе силы для исправления, а коллектив должен видеть в нем, в первую очередь, положительные качества.

  7. Помогайте ребенку развивать нравственные качества. Подобно тому, как садовник с любовью ухаживает за привитой порослой веткой плодового дерева, мы, педагоги, обязаны оберегать и поддерживать в ребенке все положительные черты.

  8. Педагогика располагает не многими, но самыми непростыми методами, и одним из них является воспитание посредством слова.

  9. Громкий голос учителя потрясает, подавляет ребенка. Дети, которых регулярно ругают криком, утрачивают способность улавливать тонкие нюансы эмоций окружающих и — что вызывает особенное беспокойство — теряют восприимчивость к правде и справедливости. Крик подавляет, ослабляет голос детской совести. В крике дети ощущают растерянность и беспомощность того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух: либо как агрессию, направленную на них, учеников, либо как попытку самозащиты, продиктованную опасениями, страхом. И такая реакция вызывает активное сопротивление.

  10. Воспитание взрослых, склонных к крикам, равнодушия и отсутствия сочувствия, происходит посредством криков учителей.

  11. Как часто можно услышать от педагога: из этого ученика ничего не получится, он безнадёжен… Хочется возразить: не стоит делать поспешные выводы — вы несёте ответственность за человека. Врач произносит предосудительные слова о неизлечимом пациенте лишь тогда, когда уверен, что предприняты все возможные меры, и мудрость целителя пока не в силах преодолеть силу природы.

На нашем канале вы найдете больше познавательных и ценных материалов, посвященных воспитанию детей Яндекс.Дзен.