
«Хранить детскую душу: 57 мудрых цитат Василия Сухомлинского о детстве, семье и образовании»

Первым советским педагогом, кто признал личность ребенка высшей ценностью.
Сухомлинский всегда стремился воспитать в детях стремление к успеху, предлагая ученикам, испытывающим трудности, более простые задания, чтобы они могли их выполнить и не чувствовали себя хуже остальных. А после этого хвалил ребенка. Таким образом, учитель не характеризовал ребенка как отстающего в коллективе, поскольку все дети считались равными. Хотя, конечно, как и в любом сообществе, присутствовали дети с более высокими и более низкими способностями. Однако Сухомлинский активно противодействовал этому, выявляя и развивая новые таланты у детей, чтобы каждый ребенок смог найти свое призвание в определенной деятельности.
Учитель создал замечательные книги, в том числе «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям» и «Воспитание человека». Их чтение рекомендовано педагогам и родителям.
О наказании детей
-
Когда ребенок ощущает несправедливое обращение, воспитательный процесс утрачивает свою эффективность. Ощущение несправедливости вызывает обиду и возмущение, а также может привести к проявлению нечестности и фальши.
-
У детей нет намерения причинить зло. Они могут ошибаться. Если взрослые помогут им разобраться в произошедшем и пережить негативные эмоции, ребенок глубоко усвоит нравственный урок и постарается не повторять подобную ошибку, хотя и не всегда сможет этого избежать.
-
Цените стремление ребенка к добру, оберегайте его, как хрупкое проявление человеческой души, не злоупотребляйте своим авторитетом и не искажайте мудрость родительского влияния в деспотическое самодурство.
-
Недопустимо, чтобы ребенок утратил уважение к себе, пренебрегал собственной репутацией и перестал желать самосовершенствования.
-
Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку , животное, отступившее в самый дальний угол клетки, словно предчувствует неминуемую расправу. Сердце, способное к сопереживанию, отзывчивое на добро, справедливость и дружелюбие, не переносит не только крик, но и просто повышение тона голоса.
-
Даже если поступок ребенка кажется серьезным, но он совершен без злого умысла, он не должен повлечь за собой наказание.
-
Не стоит держать над ребенком угрозу наказания за случайную, необдуманную ошибку. Дети с подавленными чувствами часто имеют и ограниченные интеллектуальные способности, их мышление бедное.
-
Применение физических наказаний – это насилие, которое затрагивает не только тело, но и психику человека; ремень притупляет не только чувствительность спины, но и способность сопереживать, испытывать чувства.
-
В системах, основанных исключительно на наказаниях, невозможно добиться самовоспитания, а без него не может быть полноценным и само воспитание в целом. Это связано с тем, что наказание избавляет человека от чувства вины, а совесть является ключевым стимулом для самосовершенствования; без нее не может возникнуть самовоспитание. Человек, получивший наказание, склонен думать: я больше не обязан анализировать свой поступок, я понес ответственность.
-
Человека, подвергшегося насилию, охватывает желание ответить тем же; тот, кто в детстве склонен к агрессии, во взрослом возрасте может прибегнуть к более тяжким преступлениям, таким как убийства и насилие, поскольку эти негативные тенденции берут начало в детстве.
-
Не каждый хулиган является спонтанным нарушителем установленного порядка. За ним стоят годы безразличия, жестокости и отсутствия сочувствия со стороны взрослых.
О семье
-
Детские черты – отражение семейных ценностей; подобно тому, как солнечный свет виден в капле воды, так и в детях проявляется моральная основа, заложенная родителями.
-
В семьях, где родители искренне любят друг друга и проявляют уважение к окружающим, формируются достойные личности.
-
Когда люди критикуют твоих детей, они, по сути, критикуют тебя.
-
Основная задача и предназначение семейной жизни заключается в воспитании детей. Ключевую роль в процессе воспитания играют отношения между супругами, а также взаимоотношения отца и матери.
-
Когда ты воспитываешь ребенка, ты самосовершенствуешься и подтверждаешь свою личную ценность.
-
Если с раннего детства в душе ребёнка живёт беспокойство за мать, отца, бабушку и дедушку; если сердце ребёнка опечалевает и причиняет боль из-за проблем у близких, если ночью он не может уснуть, размышляя о матери и отце – не ограждайте его от этих переживаний, от этой боли: защищая таким образом, вы вырастите человека с бесчувственным сердцем, где не найдётся места ни для сыновней верности, ни для отцовской нежности, ни для высоких идеалов народа; тот, кто безразличен к родителям, не может быть и истинным патриотом.
-
Каждого сотрудника, вне зависимости от занимаемой должности, можно заменить равноценным или более квалифицированным специалистом. Однако заменить хорошего отца на такого же хорошего невозможно. Человек, который в детстве глубоко сопереживает чужому счастью и печали, готовый пожертвовать своим благополучием ради близких – отца, матери, сестры, брата, – никогда не прибегнет к физическому насилию, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.
-
Первыми и наиболее значимыми воспитателями и педагогами для ребёнка являются мать и отец.
-
Когда родители проявляют заботу о других, сопереживают радостям и печалям окружающих, их дети растут добрыми, отзывчивыми и душевными. Наибольшее вред оказывают эгоизм и индивидуализм в воспитании.
-
Если нет времени на воспитание сына, то и самому не стать настоящим человеком.
-
Если у тебя появятся дети, ты, вероятно, будешь стремиться к тому, чтобы они выросли достойными людьми. Помни, что основополагающим аспектом формирования личности является воспитание уважения к человеческой жизни, как к самому ценному и неоценимому дару.
О добре и зле
-
Формирование человечности и гражданственности в детские годы возможно, если предоставить ребенку ясное представление о добре и зле.
-
Необходимо, чтобы дети были восприимчивы к положительным и негативным эмоциям, испытываемым окружающими.
-
Положительные эмоции невозможно сформировать, если они не были развиты в детском возрасте.
-
В некоторой степени всё, что нас окружает, имеет к тебе отношение.
-
Маленькому ребёнку не преподают уроки безразличия к окружающим, разрушения природы, игнорирования прекрасного, приоритета личных интересов над всем остальным. Если же ребёнка учат добру, то это происходит искусно, разумно, последовательно и требовательно, что в конечном итоге приводит к проявлению добрых качеств. Обучение злу (хотя это случается крайне редко) приводит к негативным последствиям. Если же ребёнок не получает ни положительного, ни отрицательного воспитания, то в любом случае проявляется зло, поскольку человек рождается не полностью сформировавшейся личностью, а лишь обладает потенциалом для становления человеком. Необходимо воспитать в нём качества, которые сделают его таковым.
-
Если не прививать ребенку представления ни о добре, ни о зле, то зло само собой утвердится.
-
Состояние самосожаления, на мой взгляд, является безграничным источником эгоцентризма. Не позволяйте этому чувству укорениться у детей, так как оно может привести к жестокости. Человек должен уметь жалеть себя лишь в той мере, в которой он способен проявлять доброту и сострадание к окружающим.
-
С раннего возраста необходимо формировать такую жизненную позицию, при которой человек получает удовольствие от добрых дел и испытывает дискомфорт от неблаговидных поступков.
-
Выражай свое мнение о человеке, поступке, явлении или событии. Не пытайся предугадать, какие слова ожидают от тебя. Такое стремление способно превратить тебя в лицемера, льстивца и, в конечном итоге, в презренного человека.
-
Не существует детей, лишенных способностей, сложных, злых – есть дети, которым в раннем возрасте не оказали должного воспитания и не подарили достаточно любви.
-
Не менее важно, чтобы дети умели проявлять заботу о друге.
-
Если ребенок не подарил частичку своей души кукле, лошадке, плюшевому мишке, птичке, нежному и беззащитному цветку, деревцу, любимой книге, ему будет сложно понять истинные глубины человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.
О мотивации достижения
-
Не должно быть людей, остающихся в тени, людей, чьи имена забыты. Каждый должен излучать сияние, подобное тому, что исходит от бесчисленных вселенных. Уникальной личностью становится тот, кто сам этого хочет. Необходимо стремиться к тому, чтобы не быть обыденным и неприметным.
-
Важно, чтобы у ребенка был персонаж, с которым он может себя ассоциировать, герой, совершивший некий подвиг.
-
Существует древняя мудрость, предостерегающая: чтобы уничтожить человека, обеспечьте его всем, что он желает.
-
Труд играет важную роль в эмоциональном развитии детей. Ребенок проявляет желание трудиться, когда этот труд приносит ему удовольствие.
-
Дорогие родители, не опасайтесь, если ваш ребенок помогает вам, выполняя простые задачи! Не переживайте, что он принес воду для полива цветов и винограда в небольшом ведре, даже если он потел и устал – этот труд принесет ему истинное удовольствие, которое превосходит любые другие радости.
-
До пятилетнего возраста, если ребенок остается лишь ребенком, ему будет сложно обрести человеческие качества.
-
Не стоит заслонять сияние счастливых детских лет, позволяя ребенку столкнуться с трудностями и приложить значительные усилия, даже если его возможности кажутся ограниченными.
-
Детям не обязательно постоянно радоваться жизни — если они не сталкиваются с умеренными трудовыми задачами, они не смогут испытать радость от труда.
-
Свобода от принудительного труда была дарована человеку не для того, чтобы он стал рабом праздности.
-
Тот, кто становится ленивым, вероятно, испытал в раннем детстве, когда его желания удовлетворялись заботой старших, и ему не требовалось прилагать усилий повелевать и капризничать. Тот, кто не сталкивался с трудностями и привык к легким успехам, склонен к безделью.
-
Формирование людей, лишенных самодисциплины и моральных устоев, происходит, когда их существование определяется исключительно стремлением к потреблению
-
Необходимо, чтобы работа не вызывала ощущения обязанности или предопределенности, а приносила удовлетворение. Труд должен восприниматься как возможность приносить пользу обществу, дарить миру что-то новое, создавать ценности – будь то материальные объекты или идеи, способные воплотить нечто в реальность. Благодаря этому человек ощущает себя созидателем, обретает веру в собственные возможности и потенциал.
О школе и учителях
-
Образование представляет собой лишь один из аспектов воспитания.
-
Истинным педагогом может стать лишь тот, кто сохраняет в памяти свой детский опыт.
-
Педагог обретает роль воспитателя лишь тогда, когда он владеет тонким инструментом воспитания – наукой о морали, этикой.
-
Я искренне верю, что способность человека к состраданию, душевность и доброта проявляются в том, как к нему относятся дети. Человек, вызывающий любовь у детей, является подлинной личностью. Дети не терпят обмана и способны увидеть истинное лицо любого.
-
Не стоит перегружать детей речами, не следует обилием рассказов перенасыщать их вниманием, ведь слово – это не развлечение, а словесное перенасыщение может оказаться одним из самых вредных видов перенасыщения. Ребенку необходимо не только внимательно слушать, но и уметь молчать; в такие моменты он обдумывает, осмысливает то, что услышал и увидел. Нельзя делать из детей пассивных получателей слов. А находясь на природе, ребенку следует предоставить возможность слушать, наблюдать, ощущать.
-
Не стоит торопиться с критикой негативного поведения ребенка, не следует демонстрировать его недостатки перед окружающими. Ребенку важно самому найти в себе силы для исправления, а коллектив должен видеть в нем, в первую очередь, положительные качества.
-
Помогайте ребенку развивать нравственные качества. Подобно тому, как садовник с любовью ухаживает за привитой порослой веткой плодового дерева, мы, педагоги, обязаны оберегать и поддерживать в ребенке все положительные черты.
-
Педагогика располагает не многими, но самыми непростыми методами, и одним из них является воспитание посредством слова.
-
Громкий голос учителя потрясает, подавляет ребенка. Дети, которых регулярно ругают криком, утрачивают способность улавливать тонкие нюансы эмоций окружающих и — что вызывает особенное беспокойство — теряют восприимчивость к правде и справедливости. Крик подавляет, ослабляет голос детской совести. В крике дети ощущают растерянность и беспомощность того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух: либо как агрессию, направленную на них, учеников, либо как попытку самозащиты, продиктованную опасениями, страхом. И такая реакция вызывает активное сопротивление.
-
Воспитание взрослых, склонных к крикам, равнодушия и отсутствия сочувствия, происходит посредством криков учителей.
-
Как часто можно услышать от педагога: из этого ученика ничего не получится, он безнадёжен… Хочется возразить: не стоит делать поспешные выводы — вы несёте ответственность за человека. Врач произносит предосудительные слова о неизлечимом пациенте лишь тогда, когда уверен, что предприняты все возможные меры, и мудрость целителя пока не в силах преодолеть силу природы.
На нашем канале вы найдете больше познавательных и ценных материалов, посвященных воспитанию детей Яндекс.Дзен.