
Разлука с родителями может быть сложной для некоторых детей, проявляясь в слезах, протестах и попытках не отпускать их. В такие моменты у мам и пап возникает сильное душевное переживание. Советы, как справиться с этими чувствами, дает психолог Людмила Петрановская.
С началом учебного года вопрос адаптации к детскому саду вновь встает перед родителями: ребенок должен посещать дошкольное учреждение, однако каждое утро становится испытанием для семьи — малыш расстроен, отказывается идти, а мама беспокоится о возможном негативном влиянии на его психику.
Что делать, если ребенок отказывается расставаться с ней в детском саду: уступать или не обращать внимания на его истерику? Периода адаптации не избежать, но можно научиться смягчить расставание с ребенком, об этом пишет психолог и автора книг о воспитании детей Людмила Петрановская. Мы собрали ее наблюдения и советы на эту тему.
-
«Разлука — естественный аспект жизни. Не всегда возможно поддерживать постоянную близость между детьми и родителями, и наоборот. Чувство боли и разочарования, возникающее при разлуке, является частью эмоциональной связи. Фактически, степень нашей привязанности к людям и вещам можно определить по тому, насколько болезненна для нас разлука. Это вполне обычное и нормальное переживание».
-
«Разлука причиняет боль, и бороться с ней не стоит, ведь это неотъемлемая часть любви. Важно найти компромисс и примириться с ней».
-
«Родительская задача заключается не в том, чтобы оградить ребенка от переживаний, а в том, чтобы помочь ему подготовиться к ним и убедиться, что они соответствуют его возможностям. Уже в возрасте трех-четырех месяцев мы развиваем ребенка игрой в «ку-ку». Мама прячется за пеленкой — малыш удивлен, брови сдвинуты. Мама выглядывает — он радуется! Повторяйте это, чтобы сформировать понимание: если мама «исчезла», она непременно вернется. Затем мама уходит на час, на два и возвращается. Потом у ребенка первая прогулка с няней — они вернулись, а родители рядом, никуда не ушли! Первая ночевка у бабушки — и возвращение домой. День в детском саду — и забрали. Лагерь во время каникул. Студенческое общежитие. И так далее — до независимой жизни».
-
«Степень адаптации к переживанию разлуки у детей может быть разной. Важную роль также играет собственный детский опыт родителей. Если в прошлом им не оказывали поддержки в преодолении разочарования, вызванного разлукой, они могут испытывать те же эмоции: детское отчаяние и страх, либо раздражение и ощущение отчуждения».
-
«Значительную роль играет поведение взрослых, которые остаются с ребенком. Поддержание стабильности и уверенности в себе, или же критика, чувство вины, попытки любыми способами отвлечь и развеселить ребенка – все это происходит мгновенно, не оставляя возможности для проживания чувства потери».
-
«В ситуации выхода в детский сад очень много составляющих, поэтому не может быть общего для всех рецепта: идти, не идти, когда, на сколько».
-
«Каждая новая ситуация представляет собой уравнение, включающее в себя переменные и неизменные факторы. Исходный результат определяется совокупностью различных составляющих. К ним относятся характеристики самого ребенка: его темперамент, характер, а также такие особенности, как общительность, позитивное мышление, устойчивость к шумам и способность адаптироваться к режиму.».
-
«Процесс адаптации малыша в детском саду во многом определяется его стилем привязанности: детям и их родителям с тревожным стилем привязанности бывает сложнее всего справиться с этим периодом».
-
«Если возникли трудности, рекомендуется последовательно следовать этому перечню, экспериментируя с возможными изменениями. Важно не сосредотачиваться на поиске отдельной «проблемы», а рассматривать ситуацию как сложное уравнение».
-
«Иногда это работа родителя со своей тревогой. Иногда стоит проявить терпение. В некоторых случаях необходимо укрепить взаимодействие между родителями и педагогом. Иногда достаточно внести небольшое изменение — например, стали приводить ребенка чуть раньше, чтобы он успевал увлечься игрой до того, как увидит плачущих детей в раздевалке».
-
«Не стоит сразу терять надежду, внимательно следите за ситуацией, экспериментируйте и разговаривайте с ребенком. Если все попытки оказываются безуспешными, проконсультируйтесь с семейными психологами, чтобы вместе разобраться в проблеме».




