Zorkaya

Сайт для девушек!

Как научить ребенка говорить «нет» и защищать себя

Фото: img.freepik.com

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок умел принимать взвешенные решения и самостоятельно ориентироваться в потенциально опасных ситуациях. Однако нередко дети воспринимают определенные правила как нечто формальное, не имеющее практического применения, что приводит к развитию у них чувства тревоги по отношению к окружающему миру.

Поисково-спасательная организация «ЛизаАлерт» совместно с родителями регулярно организует тренировки, в ходе которых под видом незнакомых людей пытаются увести детей разных возрастных групп. В Саратове это происходило в 2019 году из 17 участников эксперимента постороннему человеку доверились 15 детей , а в Новосибирске из 57 детей с потенциально опасным взрослым ушли 42 . В Перми в 2021 году в аналогичной ситуации из 50 — 48 детей доверились «незнакомцу». В среднем для такого «похищения» требовалось меньше минуты.

Все родители этих детей были убеждены, что их сын или дочь, несомненно, не пойдет где-то с незнакомцем. Им говорили, что поступать подобным образом недопустимо! Однако родители не научили их применять эти принципы на практике.

Как правильно беседовать с детьми о безопасности, чтобы эти разговоры приносили реальную пользу.

1. Будьте реалистичны и честны

Не запугивайте ребенка в воспитательных целях. «Если будешь плохо себя вести, тебя заберет полицейский», «Если не сделаешь что я прошу, тебя уведет злой врач» — такие фразы скорее вредят, чем помогают. Ведь обещанные последствия просто не наступают, и после этого ценность предостережений сильно падает.

Не стоит запугивать, но и ограничиваться сухим изложением фактов также не получится. Информация должна быть адаптирована к возрасту и индивидуальным особенностям ребенка. Необходимо рассказать в понятной форме о настоящих причинах ограничений и о том, что может произойти, если их не соблюдать.

2. Рассказывайте сказки, показывайте мультфильмы

Для детей крайне важно наблюдать за персонажами и слушать их истории, с которыми они могут установить эмоциональную связь и увидеть отражение собственного опыта. Информация, вызывающая чувства, усваивается гораздо легче.

В качестве примеров можно использовать как известные сказки («Волк и семеро козлят», повествующий о том, стоит ли открывать дверь незнакомцам; «Белоснежка», рассказывающая о продуктах от посторонних людей), так и современные произведения, например, видеоролик «ЛизаАлерт» или сборник «Осторожные сказки» в сервисе Звук, который удобно слушать в машине. Ребенку нужно будет адаптироваться к современным явлениям — детскому саду, ситуациям в транспорте, обращению с огнем в привычных нам сегодня реалиях.

Читать:  Витамины для младенцев: мнение врача-нутрициолога

Мультфильмы также могут оказаться полезными: «Азбука безопасности» от Смешариков, «Спасик и его друзья» от МЧС России, «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Благодаря анимации внимание детей легко удерживается, и сценарии возможных ситуаций усваиваются без труда. Аудиосериал «Осторожно, Попадашкин!» о приключениях забавного, но рассеянного и немного наивного мальчика также способен привлечь аудиторию в возрасте от 4 до 10 лет. А еще подкаст «Безопасное детство» в Звуке, где каждая серия посвящена отдельным действиям — начиная от встречи с незнакомцами и заканчивая тем, как поступить, если ребёнок потерялся.

С помощью ИИ можно создавать собственные сказки и рассматривать различные альтернативные концовки известных историй. К примеру, можно поразмышлять, какие действия помогли бы Колобку избежать съедения, и на этом примере обсудить с ребенком важность соблюдения безопасной дистанции при общении с незнакомыми людьми.

3. Подключайте игры и интерактив

Чтобы дети усвоили правила безопасности, недостаточно просто рассказать о них, необходимо, чтобы они пережили их опытным путем и попробовали применить на практике – это обеспечивает лучшее запоминание. Ошибки в игровых ситуациях не являются чем-то предосудительным, поэтому даже потенциально опасные ситуации изучаются без страха. Повторение правил в различных играх способствует тому, чтобы они быстрее стали автоматическими действиями.

Интерактивные методы обучения позволяют не просто запоминать информацию, например, какие действия нежелательны, но и формируют представление о возможных ситуациях. Различные выборы, сделанные игроком, наглядно демонстрируют различные результаты.

4. Необходимо научиться отказывать даже близким родственникам и людям с ограниченными возможностями

Предотвратить немало рискованных ситуаций возможно, если уметь вовремя говорить «нет». Важно научить ребенка уверенно отказываться, даже от вас. Ему необходимо понимать, что ощущение дискомфорта – это важный сигнал. Если что-то кажется необычным или неприятным, он имеет право отказаться и уйти, даже если взрослый пытается убедить его в обратном.

Незнакомец может обратиться с вопросом вроде: «Привет, вы меня помните?» и называть по имени. Если вы не можете вспомнить, кто перед вами, необходимо доверять своим ощущениям и не опасаться кого-либо задеть.

Не менее значима и защита неприкосновенности тела. Поэтому, к примеру, нельзя принуждать к тесным контактам с родственниками, таким как объятия и поцелуи, даже если они распространены в некоторых семьях. В таком случае, попытки постороннего человека нарушить личное пространство будут встречены адекватной реакцией.

Читать:  Как справиться с диагнозом ребенка: 8 советов для родителей

Важно объяснить ребенку, что оказание помощи детям и взрослым, столкнувшимся с трудностями, возможно только со стороны взрослых. Если взрослый или пожилой человек просит войти в квартиру, например, за лекарством, или помочь снять котенка с дерева, ребенок должен отказать. Гораздо эффективнее будет сказать, что мама или папа рядом, и громко позвать их: «Папа!». Это может отпугнуть человека с недобрыми намерениями.

5. «Кричи, беги, зови на помощь»

Дети часто знают, что необходимо делать, однако на практике они испытывают стеснение и опасаются показаться нелепыми, из-за чего не решаются высказываться. Чтобы развить уверенность, можно потренироваться кричать вдали от посторонних глаз, например, в поле или в лесу.

Специалисты рекомендуют при такой ситуации установить зрительный контакт с одним из прохожих и обратиться к нему лично: «Мужчина! Мужчина с портфелем, помогите! Я его не знаю!» Когда вокруг много людей, возникает соблазн полагаться на то, что помощь придет от кого-то другого, поэтому важно обращаться к конкретному человеку. Можно выкрикнуть «Это не мой отец», или солгать и вместо «помогите» кричать «пожар»! Такой призыв вероятнее всего привлечет внимание.

6. Превращайте правила в привычки

Ребёнок начнёт придерживаться правил, когда они будут соблюдаться всеми вокруг. Когда же они едины для всех членов семьи и людей, окружающих его (например, воспитателей), формирование привычки происходит как посредством повторения, так и через наблюдение. Поэтому необходимо уделять внимание правильному поведению в повседневных ситуациях.

Рассказывайте о своих планах на день и маршрутах, чтобы ваш ребенок тоже привык делиться информацией о себе. Звоните, чтобы с теплотой поинтересовались, как дела — и он всегда будет отвечать на звонок. А если ему станет некомфортно перед друзьями, попросите хотя бы переписываться в ответ. Кроме того, согласуйте «секретные слова» для ситуаций, требующих помощи.

7. Используйте положительное подкрепление

Не стоит критиковать ребенка за допущенные ошибки, напротив, необходимо поощрять его успехи. Если положительные поступки воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а любые недочеты вызывают наказание и обвинения, это может привести лишь к тому, что ребенок будет скрывать возникающие трудности.

Читать:  Как распознать родителей-медуз и какие уроки они преподносят

Поддержка, оказываемая вам, играет ключевую роль в развитии детской психики. Однако она не должна быть общей — необходимо акцентировать внимание на конкретных случаях, когда ребенок проявил себя достойно. Это поможет укрепить его веру в собственные силы и способность действовать в сложных обстоятельствах. Не забывайте, что ценность представляют и старания, и намерения, даже если итог оказался не совсем таким, как ожидалось.

Излишней театральности не требуется! Неискренность легче заметить детям, чем взрослым.

8. Не подавляйте детское любопытство

Порой родители ограничивают естественное детское познание окружающего мира, опасаясь за безопасность. Постоянные запреты, такие как «Не подходи, не трогай, не лезь…», даже если они кажутся оправданными в данный момент, могут сделать восприятие ребенка более тревожным и снизить его самостоятельность.

Вместо того, чтобы просто указывать направление, лучше взять человека за руку и предложить вместе разобраться, как безопасно двигаться дальше. Или, например, можно совместно обсудить причины опасности определенных действий и найти правильный способ решения. Такой метод способствует развитию самостоятельного мышления, а не слепого подчинения.

Пожалуйста, делитесь воспоминаниями из детства и обсуждайте их. Не стоит пытаться казаться безупречным. Рассказы о допущенных ошибках не уменьшат ваш авторитет, а напротив, укрепят доверие.

9. Разрушайте шаблоны

Опасность может исходить не только от людей, внушающих страх. Детям не следует уходить с незнакомыми людьми, даже если это приветливые женщины, другие дети или кажущиеся безобидными пожилые люди.

Иногда потеряться можно даже не в густом лесу, и даже знакомая собака способна укусить. Необходимо, чтобы ребенок осознавал, что меры предосторожности применимы всегда, вне зависимости от того, кажется ли ситуация опасной.

Объясняйте спокойно, не вызывайте страха. Обучайте, не применяя наказания. Используйте понятные для детей материалы, увлекательные сказки, развивающие игры. Тогда ваш ребенок сможет постоять за себя, не испытывая опасений перед миром, а осознавая его.

Похожие статьи
Галерея постов