Zorkaya

Сайт для девушек!

Как воспитать в ребенке упорство: 3 действенных совета

Фото: img.freepik.com

Родительская поддержка необходима детям, однако порой она препятствует формированию важного умения – способности самостоятельно преодолевать сложности. Как определить, где заканчивается нужная помощь и начинается излишнее вмешательство? Мы разбираемся в этом вопросе вместе с экспертами.

Вероятно, вы знакомы с понятием выученной беспомощности – тенденцией взрослого, психически здорового человека быстро сдаваться перед лицом трудностей, поскольку он убежден в бессмысленности своих действий. Этот термин был введен психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1960-х годах. Их исследования с участием собак продемонстрировали, что после нескольких безуспешных попыток избежать электрического разряда животное становится пассивным, даже если получает возможность спастись. Аналогичные проявления можно наблюдать у людей, испытавших травматический опыт.

С людьми все обстоит сложнее. Оказывается, слишком быстро сдаются не только те, кто привык с детства сталкиваться с неудачами, но и те, кого родители чрезмерно активно поддерживали при решении проблем. Когда взрослый постоянно берет на себя функции ребенка – завязывает шнурки, выполняет домашние задания, разрешает любые споры – ребенок получает сообщение: «Взрослый все равно справится с этим лучше и быстрее, чем я», «Мои попытки здесь не требуются». В конечном итоге, через определенное время, он утрачивает стимул даже пытаться.

Почему дети проявляют нежелание продолжать, когда сталкиваются с незначительными препятствиями?

Ванесса ЛоБью, профессор психологии из Ратгерского университета в Нью-Арке, занимающаяся изучением детского развития и являющаяся матерью, рассказала о том, как родители могут способствовать развитию упорства у детей и почему необходимо давать им возможность действовать самостоятельно, даже если это затратно по времени и требует проявления терпения.

Ванессе хорошо знакомы трудности, связанные с утренними сборами детей в школу. Непонятно, почему процесс, включающий в себя подъем, чистку зубов, одевание и прием пищи, превращается в испытание, требующее постоянных напоминаний и подталкиваний.

Когда каждая минута дорога, они действуют с невероятной медлительностью, словно нарочно затягивая время… В итоге, чтобы ускорить процесс, Ванесса начала помогать детям завязывать шнурки. И вскоре она обратила внимание: дети даже не пытаются сделать это самостоятельно.

Это наглядно демонстрирует, как желание помочь ребенку может привести к его пассивности и неготовности справляться с трудностями. Ванесса ознакомилась с научными работами, в которых описывается схожая ситуация, например, в одном из журналов Child Development в 2021 году были представлены итоги эксперимента, доказавшего: дети растут менее упорными и склонными избегать трудностей, если родители часто вмешиваются в их дела и делают все за них. Выглядел эксперимент так: группы детей решали головоломки, но в одном случае взрослые выполняли за них почти всю работу, а в другом просто подбадривали. Дети их первой группы позже уже не пытались решить задачи самостоятельно.

Читать:  Как общие воспоминания о видеоиграх помогут наладить контакт с ребенком

В 2020 году те же исследователи провели дополнительную работу, которая подтвердила: помощь родителей может уменьшить настойчивость на протяжении всей жизни. В ходе эксперимента четырех- и пятилетним детям предложили решить сложные головоломки. Подобно предыдущему случаю, некоторым из них взрослый брал решение за ребенка, говоря: «Это сложно, давай я сделаю это за тебя». Другим же оказывали поддержку и мотивировали. После этого детям дали новое задание: открыть плотно заклеенную коробку с игрушкой внутри. И было установлено: те дети, которым взрослый решил головоломку, гораздо быстрее отказывались от попыток открыть коробку, чем те, кому ранее оказывали лишь консультативную помощь.

Когда родитель систематически выполняет за ребенка определенные задачи, это может привести к формированию у него склонности к поспешному отказу от решения проблем в различных обстоятельствах.

Подавать пример, а не делать за ребенка

Но что тогда помогает не сдаваться?

Согласно проведенному в 2020 году исследованию, у детей повышается уверенность в собственных возможностях, когда они видят, как действуют взрослые. Детям предлагалось наблюдать за взрослым, пытающимся открыть запечатанную коробку. В одних случаях он справлялся с задачей легко, в других – с определенными трудностями, в третьих – сразу прекратил попытки, а в четвертых – не смог открыть ее даже после нескольких затейливых попыток.

Дети настойчиво пытались самостоятельно справиться с коробкой, когда замечали, что взрослый приложил усилия и достиг цели. Однако, если взрослый в конечном итоге прекращал попытки, дети не проявляли желания даже пробовать.

Это утверждение верно даже в отношении самых маленьких детей: исследование, которое было опубликовано в журнале Science в 2017 году, показало, что они делают больше попыток достичь цели, если видят, как взрослый настойчиво пробует и добивается успеха.

Когда взрослый не только выполняет какое-либо действие, но и объясняет его, дети могут проявлять еще большую упрямство. Согласно тому же исследованию, проведенному в 2020 году, дети тратили больше времени на решение задачи, если ранее слышали от взрослых: «Если что-то не получается, необходимо пробовать снова и не отступать».

Читать:  Общие ошибки в воспитании, которые совершают бабушки и дедушки

Как вырастить ребенка, способного принимать решения самостоятельно и не сдаваться перед трудностями: ключевые принципы

  1. Если вы стремитесь воспитать в своем ребенке уверенность и умение преодолевать препятствия, начните с того, чтобы позволять ему самостоятельно справляться с задачами, даже если это вызывает у вас неудобства и требует дополнительных затрат времени и сил.

  2. Не менее значимо демонстрировать на собственном опыте, что целеустремленность вознаграждается. Наблюдая за тем, как взрослый предпринимает попытки, прилагает усилия и достигает результатов, ребенок перенимает этот подход. И если родитель дополнительно объясняет, насколько важно не опускать руки, то воздействие становится еще более сильным.

  3. Важно также отмечать старания, а не только оценивать конечный итог.

Психолог Керол Двек, автор книги « Гибкое сознание» она исследовала, как различные формы похвалы сказываются на мотивации и достижениях детей. В ходе ее экспериментов детям, которых хвалили за их «врожденные» качества ( «Ты такой умный!»), изначально они испытывали энтузиазм, но впоследствии опасались трудных задач и чаще прекращали попытки при возникновении неудач. Причиной тому являлось то, что они стали полагать, будто их достижения обусловлены природными талантами, и при первом же провале делали вывод о собственной неспособности».

Дети, которых хвалили за усилия («Ты старался, и это дало результат!»), проявляли большую целеустремленность, применяли инновационные подходы и более успешно преодолевали препятствия. Признание их стараний способствовало развитию у них установки на постоянное развитие ( growth mindset), когда ошибки рассматриваются как неотъемлемая составляющая процесса обучения, а не как показатель недостатка ума или отсутствия способностей».

Как определить, когда следует оказать поддержку, а когда лучше позволить решить проблему самостоятельно

Ключевым является умение определять, когда ребенку требуется поддержка, а когда взрослые берут на себя его задачи. При этом многое определяется индивидуальными особенностями ребенка, однако существуют универсальные принципы:

Помогайте, если:

  • Учитывая возраст и текущий уровень его умений, задача представляется чрезмерно затруднительной.

  • Несмотря на несколько попыток, ребенок не сумел самостоятельно понять.

  • Его глубоко расстраивают или пугают провалы.

Не вмешивайтесь, если:

  • Малыш стремится не прилагать дополнительных стараний.

  • Несмотря на небольшое разочарование, он не испытывает отчаяния, поскольку умеренное чувство неудовлетворенности может способствовать росту и прогрессу.

  • Я могу предоставить словесные подсказки и направляющие вопросы, но не могу выполнить действие напрямую.

Читать:  Перевод ребенка в другой детский сад: пошаговая инструкция

Лучший вариант — сначала наблюдать и только потом решать, нужна ли помощь. Если видите, что ребенку сложно, но в целом задача ему по силам и он продолжает пробовать, дайте ему время. Можно сказать: «Чтобы поддержать его, скажи: «Ты уже на пути к успеху, попробуй еще раз .

Давайте поговорим о проблеме домашних заданий. Иногда учителя действительно задают слишком много, и объем работы оказывается непосильным – в таком случае уместно обратиться к педагогу или администрации школы. Однако нередко причиной является нежелание ребенка выполнять задания, а родители стремятся поскорее закончить этот этап, чтобы ребенок пошел спать, а они смогли заняться своими делами.

Помочь стоит, если:

  • Ребенок не понимает задания.

  • Ему потребуется небольшое напоминание, чтобы он смог вспомнить правило или метод.

  • Его беспокоит сложность поставленной задачи, однако он намерен попробовать решить её самостоятельно.

Если ребенок способен самостоятельно выполнить задание, но проявляет лень, не следует делать это за него. Как же в таком случае оказать ему поддержку?

  • Задавайте вопросы, а не давайте готовые ответы. Вместо «Вот так решается»«Как ты думаешь, с чего начать?»

  • Поясняйте с помощью примеров, а не выполняйте задания за ученика. Если задача представляет сложность, попробуйте проанализировать аналогичную, но не из учебных материалов.

  • Предоставляйте ребенку время на обдумывание. Порой лучше немного повременить — возможно, он сам вспомнит нужную информацию или найдет решение.

  • Цените усилия, даже если результат не идеален. «Твои усилия заслуживают похвалы! Теперь посмотрим, в чем заключается ошибка».

  • Устанавливайте таймер, чтобы ограничить время, которое ребенок проводит за экраном. Например: «Попытайся решить эту задачу самостоятельно в течение 10 минут, после чего мы обсудим ее».

Недостаток опыта решения проблем часто приводит к тому, что дети быстро теряют мотивацию. Для этого необходимо создавать условия, в которых ребенок замечает, что его старания приносят результат.

Похожие статьи
Галерея постов