
Родительская поддержка необходима детям, однако порой она препятствует формированию важного умения – способности самостоятельно преодолевать сложности. Как определить, где заканчивается нужная помощь и начинается излишнее вмешательство? Мы разбираемся в этом вопросе вместе с экспертами.
Вероятно, вы знакомы с понятием выученной беспомощности – тенденцией взрослого, психически здорового человека быстро сдаваться перед лицом трудностей, поскольку он убежден в бессмысленности своих действий. Этот термин был введен психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1960-х годах. Их исследования с участием собак продемонстрировали, что после нескольких безуспешных попыток избежать электрического разряда животное становится пассивным, даже если получает возможность спастись. Аналогичные проявления можно наблюдать у людей, испытавших травматический опыт.
С людьми все обстоит сложнее. Оказывается, слишком быстро сдаются не только те, кто привык с детства сталкиваться с неудачами, но и те, кого родители чрезмерно активно поддерживали при решении проблем. Когда взрослый постоянно берет на себя функции ребенка – завязывает шнурки, выполняет домашние задания, разрешает любые споры – ребенок получает сообщение: «Взрослый все равно справится с этим лучше и быстрее, чем я», «Мои попытки здесь не требуются». В конечном итоге, через определенное время, он утрачивает стимул даже пытаться.
Почему дети проявляют нежелание продолжать, когда сталкиваются с незначительными препятствиями?
Ванесса ЛоБью, профессор психологии из Ратгерского университета в Нью-Арке, занимающаяся изучением детского развития и являющаяся матерью, рассказала о том, как родители могут способствовать развитию упорства у детей и почему необходимо давать им возможность действовать самостоятельно, даже если это затратно по времени и требует проявления терпения.
Ванессе хорошо знакомы трудности, связанные с утренними сборами детей в школу. Непонятно, почему процесс, включающий в себя подъем, чистку зубов, одевание и прием пищи, превращается в испытание, требующее постоянных напоминаний и подталкиваний.
Когда каждая минута дорога, они действуют с невероятной медлительностью, словно нарочно затягивая время… В итоге, чтобы ускорить процесс, Ванесса начала помогать детям завязывать шнурки. И вскоре она обратила внимание: дети даже не пытаются сделать это самостоятельно.
Это наглядно демонстрирует, как желание помочь ребенку может привести к его пассивности и неготовности справляться с трудностями. Ванесса ознакомилась с научными работами, в которых описывается схожая ситуация, например, в одном из журналов Child Development в 2021 году были представлены итоги эксперимента, доказавшего: дети растут менее упорными и склонными избегать трудностей, если родители часто вмешиваются в их дела и делают все за них. Выглядел эксперимент так: группы детей решали головоломки, но в одном случае взрослые выполняли за них почти всю работу, а в другом просто подбадривали. Дети их первой группы позже уже не пытались решить задачи самостоятельно.
В 2020 году те же исследователи провели дополнительную работу, которая подтвердила: помощь родителей может уменьшить настойчивость на протяжении всей жизни. В ходе эксперимента четырех- и пятилетним детям предложили решить сложные головоломки. Подобно предыдущему случаю, некоторым из них взрослый брал решение за ребенка, говоря: «Это сложно, давай я сделаю это за тебя». Другим же оказывали поддержку и мотивировали. После этого детям дали новое задание: открыть плотно заклеенную коробку с игрушкой внутри. И было установлено: те дети, которым взрослый решил головоломку, гораздо быстрее отказывались от попыток открыть коробку, чем те, кому ранее оказывали лишь консультативную помощь.
Когда родитель систематически выполняет за ребенка определенные задачи, это может привести к формированию у него склонности к поспешному отказу от решения проблем в различных обстоятельствах.
Подавать пример, а не делать за ребенка
Но что тогда помогает не сдаваться?
Согласно проведенному в 2020 году исследованию, у детей повышается уверенность в собственных возможностях, когда они видят, как действуют взрослые. Детям предлагалось наблюдать за взрослым, пытающимся открыть запечатанную коробку. В одних случаях он справлялся с задачей легко, в других – с определенными трудностями, в третьих – сразу прекратил попытки, а в четвертых – не смог открыть ее даже после нескольких затейливых попыток.
Дети настойчиво пытались самостоятельно справиться с коробкой, когда замечали, что взрослый приложил усилия и достиг цели. Однако, если взрослый в конечном итоге прекращал попытки, дети не проявляли желания даже пробовать.
Это утверждение верно даже в отношении самых маленьких детей: исследование, которое было опубликовано в журнале Science в 2017 году, показало, что они делают больше попыток достичь цели, если видят, как взрослый настойчиво пробует и добивается успеха.
Когда взрослый не только выполняет какое-либо действие, но и объясняет его, дети могут проявлять еще большую упрямство. Согласно тому же исследованию, проведенному в 2020 году, дети тратили больше времени на решение задачи, если ранее слышали от взрослых: «Если что-то не получается, необходимо пробовать снова и не отступать».
Как вырастить ребенка, способного принимать решения самостоятельно и не сдаваться перед трудностями: ключевые принципы
-
Если вы стремитесь воспитать в своем ребенке уверенность и умение преодолевать препятствия, начните с того, чтобы позволять ему самостоятельно справляться с задачами, даже если это вызывает у вас неудобства и требует дополнительных затрат времени и сил.
-
Не менее значимо демонстрировать на собственном опыте, что целеустремленность вознаграждается. Наблюдая за тем, как взрослый предпринимает попытки, прилагает усилия и достигает результатов, ребенок перенимает этот подход. И если родитель дополнительно объясняет, насколько важно не опускать руки, то воздействие становится еще более сильным.
-
Важно также отмечать старания, а не только оценивать конечный итог.
Психолог Керол Двек, автор книги « » она исследовала, как различные формы похвалы сказываются на мотивации и достижениях детей. В ходе ее экспериментов детям, которых хвалили за их «врожденные» качества ( «Ты такой умный!»), изначально они испытывали энтузиазм, но впоследствии опасались трудных задач и чаще прекращали попытки при возникновении неудач. Причиной тому являлось то, что они стали полагать, будто их достижения обусловлены природными талантами, и при первом же провале делали вывод о собственной неспособности».
Дети, которых хвалили за усилия («Ты старался, и это дало результат!»), проявляли большую целеустремленность, применяли инновационные подходы и более успешно преодолевали препятствия. Признание их стараний способствовало развитию у них установки на постоянное развитие ( growth mindset), когда ошибки рассматриваются как неотъемлемая составляющая процесса обучения, а не как показатель недостатка ума или отсутствия способностей».
Как определить, когда следует оказать поддержку, а когда лучше позволить решить проблему самостоятельно
Ключевым является умение определять, когда ребенку требуется поддержка, а когда взрослые берут на себя его задачи. При этом многое определяется индивидуальными особенностями ребенка, однако существуют универсальные принципы:
✅ Помогайте, если:
-
Учитывая возраст и текущий уровень его умений, задача представляется чрезмерно затруднительной.
-
Несмотря на несколько попыток, ребенок не сумел самостоятельно понять.
-
Его глубоко расстраивают или пугают провалы.
❌ Не вмешивайтесь, если:
-
Малыш стремится не прилагать дополнительных стараний.
-
Несмотря на небольшое разочарование, он не испытывает отчаяния, поскольку умеренное чувство неудовлетворенности может способствовать росту и прогрессу.
-
Я могу предоставить словесные подсказки и направляющие вопросы, но не могу выполнить действие напрямую.
Лучший вариант — сначала наблюдать и только потом решать, нужна ли помощь. Если видите, что ребенку сложно, но в целом задача ему по силам и он продолжает пробовать, дайте ему время. Можно сказать: «Чтобы поддержать его, скажи: «Ты уже на пути к успеху, попробуй еще раз .
Давайте поговорим о проблеме домашних заданий. Иногда учителя действительно задают слишком много, и объем работы оказывается непосильным – в таком случае уместно обратиться к педагогу или администрации школы. Однако нередко причиной является нежелание ребенка выполнять задания, а родители стремятся поскорее закончить этот этап, чтобы ребенок пошел спать, а они смогли заняться своими делами.
Помочь стоит, если:
-
Ребенок не понимает задания.
-
Ему потребуется небольшое напоминание, чтобы он смог вспомнить правило или метод.
-
Его беспокоит сложность поставленной задачи, однако он намерен попробовать решить её самостоятельно.
Если ребенок способен самостоятельно выполнить задание, но проявляет лень, не следует делать это за него. Как же в таком случае оказать ему поддержку?
-
Задавайте вопросы, а не давайте готовые ответы. Вместо «Вот так решается» → «Как ты думаешь, с чего начать?»
-
Поясняйте с помощью примеров, а не выполняйте задания за ученика. Если задача представляет сложность, попробуйте проанализировать аналогичную, но не из учебных материалов.
-
Предоставляйте ребенку время на обдумывание. Порой лучше немного повременить — возможно, он сам вспомнит нужную информацию или найдет решение.
-
Цените усилия, даже если результат не идеален. «Твои усилия заслуживают похвалы! Теперь посмотрим, в чем заключается ошибка».
-
Устанавливайте таймер, чтобы ограничить время, которое ребенок проводит за экраном. Например: «Попытайся решить эту задачу самостоятельно в течение 10 минут, после чего мы обсудим ее».
Недостаток опыта решения проблем часто приводит к тому, что дети быстро теряют мотивацию. Для этого необходимо создавать условия, в которых ребенок замечает, что его старания приносят результат.




