Семья

Как игра в домик раскрывает особенности развития ребенка

Для многих детей создание собственного жилища, будь то домик из одеял и подушек, остается одним из самых увлекательных занятий. Эта игра не только доставляет малышу удовольствие, но и позволяет родителям узнать о нем немало нового.

Фото: img.freepik.com

Игра в «домик» пользуется большой популярностью среди детей. Ее начало – это простые «прятки-ку-ку», когда лицо мамы то скрывается, то становится видимым. Но настоящий интерес к ней возникает, когда ребенок способен ненадолго остаться один, спрятавшись от взрослых. Наибольший интерес к игре наблюдается в возрасте от трех до пяти лет: именно в этот период в ней появляется элемент имитации. Ребенок перенимает то, что он видит во взрослом мире, и воспроизводит это по-своему, тем самым развивая необходимые навыки и инстинкты для будущей жизни.

Его маленький мир

Первый дом для младенца — это матка. Именно в утробе матери малыш чувствовал себя наиболее защищенным. Этот этап развития навсегда станет для него своеобразным образцом надежности и безмятежности, к которому он будет стремиться на протяжении всей жизни. «Мой дом – моя крепость», – часто говорим мы. То же самое относится и к детям. Создавая свой дом или находя готовое жилище, ребенок удовлетворяет одну из важнейших человеческих нужд – потребность в безопасности. Закрыл дверцу, задернул шторки – и все. Здравствуй, желанная свобода! Дом – это его обособленное пространство, его маленький мир. В свое укрытие малыш пустит лишь того, кому он безгранично доверяет.

Если ребенок избегает строительства домиков, как в физической реальности, так и в виртуальной среде, это может вызвать опасения. Вероятно, он старается не создавать собственный мир.

Выберите свой

Разнообразие жилых домов подразумевает наличие как положительных, так и отрицательных сторон у каждого из них.

Интерактивный домик

Всё чаще дети переносят увлечение строительством из реального мира в виртуальный. Существует множество компьютерных игр и приложений для планшетов, которые позволяют бесконечно перестраивать предложенное пространство (дом, отель, ферма и тому подобное). Преимуществ немало: отсутствие необходимости в физическом пространстве, отсутствие финансовых затрат, возможность занять ребёнка на длительное время. Однако в таком виртуальном жилище не получится уединиться и отгородиться от внешнего мира.

Покупной домик (палатка, шатер и т. п.)

Разнообразие моделей (от шалаша до замка, от автомобиля до ракеты) и материалов (готовые домики могут быть изготовлены из ткани, пластика или дерева) позволит воплотить любую фантазию ребенка. Однако стоит учитывать, что приобретение такого домика, вероятно, потребует значительных затрат.

При покупке домика в магазине стоит учитывать:

  • на размер. Одни домики предназначены для дома, другие — для улицы. Подумайте о том, какое место он займет в комнате и сколько детей смогут в нем уместиться.

  • на конструкцию. Берите прочное, но гибкое сооружение: если кроха будет активно возиться в нем, опоры не должны сломаться. А если все-таки это произойдет, важно, чтобы он не поранился об острые края.

  • на материалы, из которых изготовлен детский домик. Они должны быть гипоаллергенными, краска — не слезать, резина и пластмасса — не пахнуть очень едко.

  • на стиль. Слишком «тематические» домики могут ограничивать малыша в игре: замок принцессы хорош для сказочных сюжетов, но его может быть проблематично превратить в автозаправку.

Домик на улице

Наиболее очевидное решение – просто выйти на детскую площадку и начать играть. Однако такой «уличный» домик не поможет ребенку освоить личное пространство. Вероятно, как только малыш обустроится в нем со своими вещами, к нему присоединятся и другие дети. Тогда придется объяснять всем правила, назначать роли, а при разногласиях, возможно, и покинуть «укрытие». Впрочем, для развития коммуникативных навыков и формирования отношений с другими детьми домик на детской площадке – отличный инструмент».

Домик, сделанный своими руками.

С точки зрения практичности такой домик великолепен и безупречен с точки зрения психологии и воспитания. Для его создания не потребуется приобретать дорогостоящие детали и дополнения. Уверены, ребенку будет весело собирать по дому пледы и одеяла, искать прищепки и веревочки! Возможно, он не будет столь привлекателен внешне, чем покупной: стены могут быть немного неровными, а вместо двери – старое покрывало. Но он станет для вас незаменимым помощником. В чем причина? Все дети любят строить. Для самых маленьких (до 3 лет) такая игра – замечательный способ сблизиться с родителями. Совместное создание «укрытия» наполняет позитивными эмоциями: таким образом укрепляются ваши отношения с ребенком, проявляется интерес к его жизни и индивидуальности. Кроме того, «строительство» стимулирует креативность и учит ребенка мыслить творчески. Если что-то не получается, сначала обратите внимание на то, что уже сделано, а затем предложите вместе подумать, как лучше выполнить оставшуюся часть работы. Вы можете строить домик вместе или позвать папу, бабушек и дедушек, друзей. И можно сначала «потренироваться»: построить домик для плюшевого мишки или для всех игрушек сразу, а потом — для себя.

В процессе игры в «домик» дети осваивают принципы построения взаимоотношений с родными и друзьями. Поэтому взрослым необходимо проявлять доверие и уважение по отношению друг к другу, к своему ребенку и к окружающим, поскольку именно атмосферу в доме малыш будет воспроизводить в своей игре.

Инструкция для сборки

Строя собственный дом, малыш обретает уверенность, начинает осознавать свои возможности и верить в себя. Предоставьте ребенку возможности для самовыражения, пусть он фантазирует и творит! Предложите ему стать архитектором и нарисовать, как будет выглядеть будущий дом. Затем подыщите в квартире подходящее место для постройки (она часто стоит очень-очень долго). Помогите ребенку в поисках необходимых материалов: он сам придумает, из чего будет строить дом, а вы подскажете, где их взять. Можно добавить в поиск элемент игры: пусть он отгадает ваши загадки, и тогда найдет заветный «клад».

Начать строительство домика совсем несложно!

  1. Крыша является ключевым элементом конструкции. Для ее изготовления можно использовать покрывало, одеяло, занавески, полотенце и даже старый халат.

  2. Для возведения стен можно использовать стулья, одну из сторон дивана или кресла, сушилку для белья и другие подобные предметы.

  3. Наиболее простой вариант изготовления двери – использование куска картонной коробки или ткани, прикрепленной к крыше.

Помогите малышу создать комфортное пространство, где ему будет приятно играть и чувствовать себя защищенным. В уютное место можно добавить подушки, небольшое одеяло, любимые игрушки, отдельный ночник или фонарик, а также украсить стены картинками.

Создание домика может стать приятным ритуалом. Используйте этот прием, когда укладываете ребенка: кроватку можно превратить в уютное пространство, накрыв ее простыней — малышу будет гораздо интереснее слушать сказку на ночь в такой волшебной обстановке.

Давайте поиграем!

После завершения обустройства домика не торопитесь оставлять ребенка одного — проведите с ним время в играх. Загляните к нему (особенно хорошо, если в вашем домике будет окошко): малыш с радостью пригласит вас в гости. Первыми «гостями» также могут стать его любимые игрушки — пригласите их на новоселье и праздничное чаепитие. Со временем вы увидите, что игра, ставшая для ребенка любимой, обретает сюжет. Помогите малышу понять, как играть!

Игры для взрослого и ребенка

Игра «Кто спрятался в домике?»

Мама просит ребенка убрать в домик несколько игрушек (три-четыре), а затем пытается вспомнить и назвать их. После этого родители меняются ролями: мама прячет игрушки, а ребенок пытается их отгадать. Для усложнения игры можно сначала спрятать несколько игрушек, а затем достать одну – пусть малыш попробует вспомнить, какие из них остались в домике. Не забывайте хвалить его за верно названные игрушки.

Игра «Посылка на пороге»

Ребёнок прячется в доме, а затем взрослый, выполняющий роль почтальона, приносит посылку. В коробке, которая может быть использована для обуви, находится предмет, который нужно определить на ощупь, не открывая упаковку, а просто погрузив в неё руки. Каждый угаданный предмет переходит в собственность «хозяина» дома.

Игры для компании детишек

С этими детьми работать еще легче, поскольку их воображение значительно превосходит возможности взрослых. Под вашим руководством они смогут разыгрывать известные сказки, такие как «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Лиса и Заяц» и другие. Кроме того, дети с большим удовольствием реагируют на различные звуки и ароматы, а также любят видеть и ощущать вокруг себя что-то новое и необычное. Предлагаем несколько игр, направленных на развитие сенсорного интеллекта. Один ребенок выступает в роли ведущего, остальные – участники.

Игра «Дождь по крыше»

Сначала ведущий осторожно, двумя пальцами, а затем, усиливая постукивание, задействовал всю ладонь, чтобы стучать по крыше домика, где укрылись остальные дети. Звуки, имитирующие удары дождя о крышу, оказались на удивление правдоподобными и вызвали у ребят восторженные возгласы. Однако дождь прекратился (ведущий замедляет постукивание пальцами по крыше), и, когда он закончился полностью, дети выбежали из домика на прогулку. «Но тут вновь появились тучи…» — дети снова укрылись в домике, наслаждаясь звуками дождя.

Игра «Угощение на новоселье»

Каждый ребенок по очереди становится хозяином, а остальные – гостями, которые принесли с собой лакомство. На небольшой тарелке, укрытой салфеткой, у каждого малыша лежит ароматный продукт – фрукты, овощи или колбаса. Задача «хозяина» – определить по запаху, что это за угощение. В завершение игры можно организовать чаепитие.

Игра в «домик» как психотренинг

Игра в «домик» является важным шагом в процессе обретения ребенком независимости от родителей и осознания собственной самостоятельности. В этом безопасном пространстве, отделенном от семейного, ребенок формирует свое «психологическое убежище» и приобретает навыки ответственного поведения на предоставленной ему территории. Благодаря таким играм происходит социализация ребенка и он учится принимать решения, опираясь на личный опыт.

  • Существенным элементом игры в «домик» является шанс для родителей оценить психологические трудности ребенка. Дети нередко разыгрывают ситуации, вызывающие у них беспокойство и тревогу, иногда воспроизводят даже сценарии, связанные с похоронами или насилием (если они пережили подобные события или были свидетелями). Кроме того, через игру устанавливается связь ребенка с миром взрослых. Важно обратить внимание на то, какие аспекты в своем игровом пространстве ребенок считает наиболее значимыми, а какие остаются незамеченными, какие предметы присутствуют, а каких не хватает. Сопоставьте это с его реальной жизнью: вероятно, ребенок в символической форме акцентирует внимание или игнорирует те же самые моменты в повседневной жизни.

  • Игра в «домик» помогает ребенку осознавать свои границы и ощущать свою уникальность. На этапе строительства необходимо донести до ребенка, что домик – это его личное пространство, предназначенное для его занятий, укрытия или отдыха с любимыми игрушками, если он захочет, то может вас туда пригласить. В этот период излишняя навязчивая забота родителей может оказаться вредной. Постоянное нарушение личных психологических границ приводит к тому, что человек, став взрослым, не сможет определить, какие условия для него комфортны, а какие нет, когда он исполняет свои долги, а когда берет на себя чужие обязанности, поскольку ему было неловко отказаться. У таких людей в будущем могут возникнуть трудности с определением приоритетов в собственной жизни.

  • Игры в «домик» позволяют оценить, насколько хорошо ребенок усвоил представления и умения в различных бытовых и ролевых ситуациях. В процессе игры эти аспекты можно деликатно скорректировать. Например, если ребенок проявляет невнимательность, рассеянность или нежелание выполнять навыки самообслуживания в обычной жизни, то в ходе игры, во время отыгрывания эпизода «утро в моем домике», с ним последовательно выполняются действия и объясняется важность и результаты каждого из них.

  • Значимым элементом игры в «домик» является предоставление родителям возможности оценить психологические трудности ребенка. Дети нередко воспроизводят ситуации, вызывающие у них беспокойство и тревогу: им может случаться играть даже в похороны и изнасилование (если им приходилось переживать или наблюдать подобные события). Кроме того, посредством игры устанавливается связь ребенка со взрослой жизнью. Следует обратить внимание на то, что в своей игре малыш выделяет и что игнорирует, какие предметы присутствуют в его игровом пространстве, а каких там нет. Сопоставьте это с его реальной жизнью: вероятно, ребенок символически акцентирует внимание или, наоборот, не замечает эти аспекты в повседневной жизни.

  • Игра в «домик» помогает ребенку осознавать свои границы и индивидуальность. На этапе постройки необходимо подчеркнуть, что домик – это его личное пространство, предназначенное для занятий, укрытия или отдыха с любимыми игрушками, если он проявит интерес, то может пригласить вас. Чрезмерная опека родителей в этот период может оказать негативное воздействие. Регулярное нарушение личных психологических границ приводит к тому, что человек, достигнув взрослого возраста, не сможет определить, какие условия для него комфортные, а какие — нет, когда он выполняет свои долги, а когда берет на себя чужие обязанности, поскольку ему было неловко отказываться. В дальнейшем у таких людей могут возникнуть трудности с определением приоритетов в собственной жизни.

  • Игры в «домик» позволяют оценить, насколько у ребенка развиты представления и умения в различных бытовых и социально-ролевых ситуациях. В процессе игры эти аспекты можно деликатно скорректировать. Например, если ребенок проявляет невнимательность, рассеянность или неохотно осваивает навыки самообслуживания в обычной жизни, то в ходе отыгрывания эпизода «утро в моем домике» с ним последовательно выполняются и разъясняются необходимость и последствия каждого действия.