
Введение нового школьного предмета «Семьеведение» в 2024 году вызвало неоднозначную реакцию среди родителей. Учебник для этого предмета был разработан депутатом, занимающимся вопросами защиты прав семьи, детей и женщин Ниной Останиной и психологом-родологом Ксением Мосуновой. И, конечно, многие зацепились за тот факт, что соавтор учебного пособия увлекается лженаукой родологией.
Я решил ознакомиться с учебником по «Семьеведению» и мне удалось найти первую часть, предназначенную для учащихся 5-7 классов. Это новое издание, выпущенное в 2025 году. Несмотря на мои поиски, я не обнаружила в учебнике существенных недостатков, хотя и встретила несколько неточных выражений и противоречий.
Данное руководство объединяет сразу несколько дисциплин: обществознание (которое ранее исключили из школьной программы), психологию и конфликтологию, а также основы знаний об окружающем мире. Предлагаем вашему вниманию наиболее запоминающиеся высказывания из учебника, структурированные по тематическим группам.
О том, что такое семья
Учебное пособие подчеркивает, что одной из основных целей создания семьи является продолжение рода. Многие люди испытывают радость в связи с рождением детей.
-
«В каждой семье растут дети. А что представляет собой брак? Брак играет важную роль в формировании семьи, однако эти два понятия не совпадают».
-
«Очевидно, что только взаимное влечение и любовь способны соединить двух людей в таком близком союзе. Однако, основной задачей брака является рождение и воспитание детей, которые продолжат род любящих друг друга супругов».
-
«Сто лет назад более распространенной была большая семья, в которую, кроме супругов и их детей, включались и родители одного из них (как правило, отца), а также взрослые неженатые братья и сестры».
-
«В наши дни люди заключают брак, основываясь преимущественно на взаимной симпатии и желании совместной жизни, а не на социальных факторах. Это не опровергает общечеловеческую ценность, актуальную во все времена: стремление к продолжению рода, рождению и воспитанию детей».
-
«Большое количество сообществ, начиная от спортивных коллективов и заканчивая рок-группами, стараются создать атмосферу, схожую с семейной. Выражение „Мы как семья“ используется не просто так. Однако воспроизвести подлинные семейные узы, основанные на родственных связях, непросто. Семейные отношения невозможно имитировать, поскольку это не ограничивается общими предметами быта или совместным проживанием. Прежде всего, это чувства, объединяющие родственников: любящая мать, строгий, но справедливый отец, энергичные братья и сестры, а также заботливые бабушки и дедушки».
О функциях семьи
Значительное внимание уделено функциям семьи, начиная с репродуктивной и заканчивая поддержкой и взаимопомощью. Кроме того, рассматривается семья как социальный институт, определяются роли детей в ней и описываются обязанности по дому, которые они могут выполнять, оказывая помощь родителям.
Существуют также определения, такие как «неполная семья», «бездетная семья» и «социально неблагополучная семья», однако использование этих терминов, не задев ничьих чувств, представляется сложной задачей.
-
«Семья вносит значительный вклад в развитие общества, воспитывая детей, которые станут достойными членами государства. Государство, как социальный институт, также несет ответственность за обеспечение безопасности и поддержание правопорядка».
-
«Не всем парам удается стать родителями. На это могут влиять разные факторы, такие как проблемы со здоровьем или недостаток финансовых ресурсов. Тем не менее, важно осознавать, что родительство, помимо возможности подарить новую жизнь, приносит удовлетворение многим людям».
-
«Первичная социализация личности начинается в семье. Следует подчеркнуть, что семьи, не способствующие социализации ребенка, обычно характеризуются как неблагополучные».
-
«Семьи, находящиеся в сложной ситуации (включая конфликтные, проблемные, кризисные и неполные семьи, где есть только один родитель), часто сталкиваются с ощутимыми психологическими проблемами. Это обусловлено сложностью обеспечения всех необходимых потребностей членов семьи, в особенности детей, и невозможностью конструктивного разрешения внутренних разногласий».
О семейных традициях и ценностях
Здесь особое внимание уделяется тому, что раньше семьи были многодетными и объединяли несколько поколений под одной крышей. В таких семьях передавались традиции, которые тщательно сохранялись потомками. В настоящее время ситуация претерпела изменения.
Также это иллюстрируется конкретными примерами, демонстрирующими суть явления семейные ценности и семейные традиции. В учебниках «Окружающий мир», предназначенных для учеников начальных классов, встречаются вопросы, которые часто вызывают затруднения как у детей, так и у их родителей.
-
«Ценности передаются от старшего поколения через личный пример. Когда семья придает большое значение образованию, это находит отражение в процессе воспитания, акцентируя внимание на важности знаний. Если же в семье ценят честность, то становится понятно, как это качество влияет на жизненный успех».
-
«С самого начала истории человечества семья выполняла ключевую функцию в жизни как общества, так и отдельного человека. В российской культуре традиционно считается нормой иметь многочисленное потомство. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как устроена жизнь многодетных семей? Существует распространенное убеждение, что в таких семьях дети не получают достаточного внимания и лишены шанса полностью реализовать свои способности. Однако это не соответствует действительности!»
-
«Многодетные семьи обычно бережно сохраняют не только информацию о своем происхождении, но и традиции и ценности, которые передаются из поколения в поколение. Это бесценное наследие нельзя оценить деньгами, однако оно способствует укреплению их духа и повышает самооценку».
-
«Отец – это человек, на которого мы ориентируемся и чье поведение служит образцом для подражания. Мы наблюдаем за его действиями в различных обстоятельствах и перенимаем у него такие качества, как честность, мужество и ответственность. Отец показывает, насколько важно быть верным своему слову, уважать окружающих и оказывать помощь нуждающимся».
-
«Мама помогает нам разобраться, что допустимо, а что нет. Она разъясняет нормы поведения, которые способствуют большей уверенности и упрощают общение с окружающими».
-
«Порой возникает ощущение, что родители существуют в своем мире взрослых, где все кажется чрезмерно серьезным и лишенным интереса. Однако на самом деле они сами когда-то были детьми и знают, что важно для тебя».
О бабушках и дедушках
В данном руководстве бабушки и дедушки предстают как воплощение рассудительности. Если бы подобное присутствовало в каждой семье, многие драматические истории не возникали бы…
-
«Одной из ключевых характеристик бабушек и дедушек является терпение. В отличие от нас, они не стремятся к спешке и всегда готовы дослушать до конца. Они способны не форсировать развитие событий и сохраняют спокойствие в любой ситуации».
-
«Пожилые люди – опытные эксперты в области мирного взаимодействия. Они нередко способны смягчать напряжённость и переводить беседу в другое русло. К примеру, если в семье возникает конфликт, бабушка может предложить всем собраться за столом, выпить чая и поговорить о чём-то позитивном».
-
«Стоит учитывать, что старшее поколение росло в иных условиях и не всегда может разобраться в современных технологиях или твоих интересах. Если они задают вопросы или не сразу понимают, как функционирует твой телефон или компьютер, старайся объяснять им все спокойно и с терпением».
О доме, быте и уюте
Здесь описывается, какие жилища возводили различные народы, населяющие Россию, и как они организовывали свою повседневную жизнь. Представлены полезные рекомендации для школьников, желающих обновить интерьер своей комнаты. Также присутствует глава, посвященная финансовой грамотности. При этом, по какой-то причине, автомобиль и квартира были классифицированы как природные ресурсы.
-
«В России проживает значительное число семей, проживающих в сельской местности. Они также отвечают за содержание своих домов. Однако, жизнь в деревне требует больших усилий: необходимо ухаживать за домашним скотом (например, коровами и курами), зимой самостоятельно очищать территории от снега, обеспечивать безопасность зданий. Эти затраты влияют на финансовое положение семей. Но благоприятная экологическая обстановка, широкие поля и лесные ресурсы привлекают людей. Они предпочитают небольшие деревни или крупные села. Многие, получив образование в городах, возвращаются в родные места, возводят новые дома, создают семьи и бережно хранят традиции».
-
«К числу основных активов домашнего хозяйства можно отнести недвижимость, земельные участки, природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, такие как квартира, дача и личный транспорт».
-
«Почему важно, чтобы каждый участвовал в домашних делах? Представь себе ситуацию, когда один человек постоянно выполняет весь объем работы – уборка, приготовление пищи, поддержание порядка. Это стало бы для него непосильной ношей. Однако, если обязанности распределяются между всеми членами семьи, появляется возможность для отдыха и общения, и поддержание чистоты становится более легким».
О бюджете семьи
двенадцатилетних ребят обучают планировать семейный бюджет и эффективно распоряжаться карманными деньгами.
-
«Рассчитывается, что минимальный объем денежных резервов должен равняться доходам семьи за период от трех до шести месяцев. Наиболее распространенный способ формирования финансовой подушки безопасности – это регулярное отчисление определенной части дохода. Однако, насколько это реально осуществить?»
-
«Несоблюдение установленных правил может вызвать нехватку средств в семье. Недостаток финансовой дисциплины ведет к увеличению задолженности, что представляет серьезную угрозу».
-
«История Буратино служит наглядным примером: взаимодействие с котом Базилио и лисой Алисой завело его в Страну Дураков и стоило пяти золотых сольдо. На наше развитие оказывает воздействие окружение, поэтому важно формировать круг общения, где можно извлекать пользу из позитивного финансового опыта».
О конфликтах
В этом разделе рассматриваются вопросы психологии и конфликтологии. Детей учат находить компромиссные решения и лучше понимать своих родителей. Подросткам объясняют причины, по которым родители могут проявлять гнев и раздражение. Однако, эта глава получилась слишком короткой и, вероятно, не позволит школьнику освоить навыки определения адекватности собеседника и умение распознавать ситуации, когда компромисс нежелателен.
-
«Родители следят за твоим обучением не только из-за заботы о твоем будущем, но и в силу юридической необходимости предоставить тебе возможность получить образование. Законодательство нашей страны обязывает их делать это».
-
«Семейные разногласия возникают не по чьей-либо воле, однако и избегать их нецелесообразно — необходимо освоить навыки мирного разрешения споров, находя компромиссы».
-
«Освой умение определять первопричины любого разногласия. К примеру, если бабушка недовольна тем, что ты пользуешься смартфоном, — это не связано с неприязнью к твоему устройству, а может быть вызвано её желанием провести с тобой время, получить общение и твою сосредоточенность».
-
«Компромисс – это не поражение, а способность понимать нужды собеседника и содействовать достижению его желаний, не принося при этом ущерба собственным интересам».
О семейном праве
Эта глава является самой объемной и, вероятно, была перенесена из обществознания в раздел «Семьяведение». В ней школьникам объясняют, что представляет собой «брак» и какие пособия выплачивают семьям с детьми, что такое семейная ипотека и даже объясняют, что такое наследство, завещание, брачный контракт и алименты.
-
«Создание семьи – это ответственное решение как для мужчины, так и для женщины. В первую очередь, брак дает возможность обрести верного партнера, на которого можно рассчитывать в любых обстоятельствах. При вступлении в брак муж и жена должны быть готовы к исполнению взаимных обязательств и к рождению детей».
-
«Каждому гражданину Российской Федерации обеспечивается право на общедоступное, бесплатное и обязательное образование. В России это право является одним из основополагающих прав человека. Благодаря этому праву, возможности для получения необходимых знаний, освоения навыков и личностного развития доступны на протяжении всей жизни».
-
«В Российской Федерации принимаются специальные меры для поддержки многодетных семей. Объем и перечень этих мер могут отличаться в зависимости от региона. Размер пособий, льгот и компенсаций увеличивается пропорционально количеству детей, проживающих в семье».
-
«Из-за разных причин дети могут остаться без попечения родителей. Основным учреждением, предоставляющим приют детям, осиротевшим или лишившимся родительской заботы, является детский дом. Хотя это и не идеальный способ устройства детей, оставшихся без родителей, во многих ситуациях именно детский дом помогает ребенку избежать множества проблем».
-
«В решении вопросов, касающихся жизни семьи, супруги обладают равными правами, особенно когда речь заходит к воспитанию и образованию детей. Даже если у мужа и жены существуют различные точки зрения на ведение домашнего хозяйства, планирование финансов или методы воспитания, им следует находить компромиссные решения и придерживаться их в дальнейших действиях».
-
«В соответствии с Конституцией Российской Федерации, лица, достигшие восемнадцати лет и обладающие трудоспособностью, обязаны оказывать поддержку нетрудоспособным родителям. Законодательство предписывает детям заботиться о своих родителях, однако эта забота должна быть основана на доброй воле, являться естественным выражением любви, преданности и благодарности».




