
В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о шокирующих проявлениях агрессии со стороны подростков. Зачастую такое поведение обусловлено ответной реакцией на буллинг и проблемы в семье, но порой мы списываем плохое поведение на временные трудности с ровесниками или просто переходный возраст. Психиатр объясняет, когда причина кроется в более глубокой проблеме — ментальном расстройстве.
Что считается плохим поведением?
По сути, нежелательное поведение – это действия, не соответствующие общепринятым нормам, либо игнорирование обращений родителей. Как это может выглядеть? Ребёнок может проявлять агрессию по отношению к окружающим – к людям, сверстникам в детском саду или школе, к животным, повреждать имущество, мебель или совершать непристойные действия. К примеру, он может плюнуть на кого-то или раздеться на людях. Это поступки, которые считаются недопустимыми в обществе.
Проявления непослушания и проблемного поведения тесно связаны с возрастными этапами развития:
-
В 1-3 года мама для ребёнка — весь мир.
-
Начиная с трехлетнего возраста, ребенок начинает минимальное взаимодействие с обществом: в его поле зрения оказываются другие члены семьи, такие как отец, мать, бабушка, дедушка, няня, а также воспитатель в детском саду.
-
В период от трех до семи лет ребёнок переживает новый этап развития, когда он впервые осознает себя как самостоятельную, отличную от родителей личность.
-
К шести-семи годам ребенок готовится к поступлению в школу. Этот период знаменует собой первый значимый этап социализации: у ребенка появляются друзья, одноклассники, а также формируется авторитет учителя. Кроме того, посещение секций также представляет собой новый социальный опыт.
На каждом этапе развития возникают кризисные моменты. Ребёнок начинает демонстрировать свою индивидуальность, исследуя пределы дозволенного. Сначала это происходит по отношению к матери: он проверяет, проявляет ли она излишнюю заботу. Затем – в отношении других членов семьи. Например, когда вы просите: «Подай что-то», «Заправь постель», «Давай соберём игрушки», он может игнорировать просьбы или отвечать агрессией. Это и есть попытки определить границы.
Что такое «плохо» и «хорошо»
С раннего детства важно объяснять ребёнку доступным языком: «Это неприемлемо, это правильно, так поступать не следует, необходимо быть добрым». Обязательно должны быть последствия, такие как помещение в угол или ограничение времени просмотра мультфильмов. Если ребёнок, например, ударил вас пультом от телевизора или обижает животное, а вы не реагируете, это может привести к серьёзным проблемам в будущем, начиная с подросткового возраста.
Возраст от трех до семи лет имеет огромное значение для усвоения представлений о добре и зле, а также для формирования определенных привязанностей, в частности, к электронным устройствам. Современные дети отличаются высокой степенью самостоятельности: уже в три-четыре года они способны самостоятельно загружать мультфильмы и просматривать различный видеоконтент, включая материалы, не предназначенные для детского возраста. Это не выдумки, а подтвержденный опытом общения с подростками, столкнувшимися с проблемами, которые, по их словам, возникли именно в этот период.
Поэтому крайне необходимо оперативно реагировать, разъяснять и проявлять внимание. Негативное поведение включает не только агрессию, но и ситуацию, когда ребенок не воспринимает слова взрослого – воспитателя, бабушки или няни. Также стоит обратить внимание на случаи, когда ребенок в дошкольном возрасте демонстрирует черты, характерные для подросткового периода: намеренное выполнение действий вопреки, выполнение всего «наоборот».
В этом возрасте закладывается база, которая определит, станет ли ребёнок в дальнейшем участником травли или проявит агрессию. Если он обидел кошку, ударил другого человека или ущипнул, необходимо отреагировать и разъяснить ситуацию.
Именно в этот период закладываются навыки коммуникации и формируется самооценка. Поэтому крайне важно, чтобы вы поощряли ребёнка, помогали ему учиться общаться, знакомиться и строить отношения.
Когда стоит обращаться к психологу?
Если вы ощущаете, что не можете справиться с ситуацией самостоятельно, стоит обратиться к специалисту. Причин для этого может быть множество. К примеру, излишняя снисходительность: до пяти-шести лет детям позволялось практически всё, а затем выяснилось, что они стали неуправляемыми и не прислушиваются к вам. В результате, подобное поведение может проявиться и в детском саду, и в школе, что может привести к исключению.
Если вы замечаете, что применяете запреты, даете обещания и пытаетесь мотивировать ребенка, но не добиваетесь реакции, это может быть поводом обратиться к психологу. Ребенок обещает, но не сдерживает своих обещаний, и действует вопреки вашим установкам. Это указывает на необходимость консультации со специалистом.
Как понять, что нужен невролог и психиатр
Когда шести- или семилетний ребёнок демонстрирует неприемлемое поведение (например, снимает одежду в классе или забирается на парты) или, наоборот, проявляет излишнюю замкнутость (длительное время проводит у окна, пренебрегает личной гигиеной, общается с вымышленными друзьями) – это может служить сигналом для консультации с психиатром или неврологом. В таком возрасте диагноз, скорее всего, не будет установлен, однако это позволит получить предварительное представление о возможных проблемах и направлениях дальнейшего наблюдения.
Когда нужны закрытые учреждения
Размещение в специализированных учреждениях – это мера, принимаемая в исключительных ситуациях. Когда поведение становится неприемлемым, ребёнка могут отстранить от занятий в школе или спортивных секциях, или у него развивается зависимость. Решение подобных проблем в амбулаторном порядке затруднено, поскольку ребенок, посещая психолога ежедневно, впоследствии может оказаться в среде, где присутствуют курение или употребление алкоголя, что, вероятно, спровоцирует его повторение этих действий.
В подобных ситуациях требуется пребывание в стационарном учреждении: полное вовлечение в терапевтическую программу, непрерывная работа психологов и педагогов, а также обязательное взаимодействие с родителями. Важно выявить причины допущенных ошибок и внести соответствующие коррективы, начиная с поведения родителей и заканчивая поведением самого ребёнка.




