Zorkaya

Сайт для девушек!

Когда стоит обратиться к психиатру: признаки нежелательного поведения у детей

Фото: img.freepik.com

В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о шокирующих проявлениях агрессии со стороны подростков. Зачастую такое поведение обусловлено ответной реакцией на буллинг и проблемы в семье, но порой мы списываем плохое поведение на временные трудности с ровесниками или просто переходный возраст. Психиатр объясняет, когда причина кроется в более глубокой проблеме — ментальном расстройстве.

Что считается плохим поведением?

По сути, нежелательное поведение – это действия, не соответствующие общепринятым нормам, либо игнорирование обращений родителей. Как это может выглядеть? Ребёнок может проявлять агрессию по отношению к окружающим – к людям, сверстникам в детском саду или школе, к животным, повреждать имущество, мебель или совершать непристойные действия. К примеру, он может плюнуть на кого-то или раздеться на людях. Это поступки, которые считаются недопустимыми в обществе.

Проявления непослушания и проблемного поведения тесно связаны с возрастными этапами развития:

  • В 1-3 года мама для ребёнка — весь мир.

  • Начиная с трехлетнего возраста, ребенок начинает минимальное взаимодействие с обществом: в его поле зрения оказываются другие члены семьи, такие как отец, мать, бабушка, дедушка, няня, а также воспитатель в детском саду.

  • В период от трех до семи лет ребёнок переживает новый этап развития, когда он впервые осознает себя как самостоятельную, отличную от родителей личность.

  • К шести-семи годам ребенок готовится к поступлению в школу. Этот период знаменует собой первый значимый этап социализации: у ребенка появляются друзья, одноклассники, а также формируется авторитет учителя. Кроме того, посещение секций также представляет собой новый социальный опыт.

Читать:  Как обезопасить детей от интернет-мошенников: советы родителям

На каждом этапе развития возникают кризисные моменты. Ребёнок начинает демонстрировать свою индивидуальность, исследуя пределы дозволенного. Сначала это происходит по отношению к матери: он проверяет, проявляет ли она излишнюю заботу. Затем – в отношении других членов семьи. Например, когда вы просите: «Подай что-то», «Заправь постель», «Давай соберём игрушки», он может игнорировать просьбы или отвечать агрессией. Это и есть попытки определить границы.

Что такое «плохо» и «хорошо»

С раннего детства важно объяснять ребёнку доступным языком: «Это неприемлемо, это правильно, так поступать не следует, необходимо быть добрым». Обязательно должны быть последствия, такие как помещение в угол или ограничение времени просмотра мультфильмов. Если ребёнок, например, ударил вас пультом от телевизора или обижает животное, а вы не реагируете, это может привести к серьёзным проблемам в будущем, начиная с подросткового возраста.

Возраст от трех до семи лет имеет огромное значение для усвоения представлений о добре и зле, а также для формирования определенных привязанностей, в частности, к электронным устройствам. Современные дети отличаются высокой степенью самостоятельности: уже в три-четыре года они способны самостоятельно загружать мультфильмы и просматривать различный видеоконтент, включая материалы, не предназначенные для детского возраста. Это не выдумки, а подтвержденный опытом общения с подростками, столкнувшимися с проблемами, которые, по их словам, возникли именно в этот период.

Поэтому крайне необходимо оперативно реагировать, разъяснять и проявлять внимание. Негативное поведение включает не только агрессию, но и ситуацию, когда ребенок не воспринимает слова взрослого – воспитателя, бабушки или няни. Также стоит обратить внимание на случаи, когда ребенок в дошкольном возрасте демонстрирует черты, характерные для подросткового периода: намеренное выполнение действий вопреки, выполнение всего «наоборот».

Читать:  «Поведение свекрови спровоцировало истерику у сына»

В этом возрасте закладывается база, которая определит, станет ли ребёнок в дальнейшем участником травли или проявит агрессию. Если он обидел кошку, ударил другого человека или ущипнул, необходимо отреагировать и разъяснить ситуацию.

Именно в этот период закладываются навыки коммуникации и формируется самооценка. Поэтому крайне важно, чтобы вы поощряли ребёнка, помогали ему учиться общаться, знакомиться и строить отношения.

Когда стоит обращаться к психологу?

Если вы ощущаете, что не можете справиться с ситуацией самостоятельно, стоит обратиться к специалисту. Причин для этого может быть множество. К примеру, излишняя снисходительность: до пяти-шести лет детям позволялось практически всё, а затем выяснилось, что они стали неуправляемыми и не прислушиваются к вам. В результате, подобное поведение может проявиться и в детском саду, и в школе, что может привести к исключению.

Если вы замечаете, что применяете запреты, даете обещания и пытаетесь мотивировать ребенка, но не добиваетесь реакции, это может быть поводом обратиться к психологу. Ребенок обещает, но не сдерживает своих обещаний, и действует вопреки вашим установкам. Это указывает на необходимость консультации со специалистом.

Как понять, что нужен невролог и психиатр

Когда шести- или семилетний ребёнок демонстрирует неприемлемое поведение (например, снимает одежду в классе или забирается на парты) или, наоборот, проявляет излишнюю замкнутость (длительное время проводит у окна, пренебрегает личной гигиеной, общается с вымышленными друзьями) – это может служить сигналом для консультации с психиатром или неврологом. В таком возрасте диагноз, скорее всего, не будет установлен, однако это позволит получить предварительное представление о возможных проблемах и направлениях дальнейшего наблюдения.

Читать:  «Свекровь настаивает на том, чтобы я уступала ей место во время визитов с внучкой»

Когда нужны закрытые учреждения

Размещение в специализированных учреждениях – это мера, принимаемая в исключительных ситуациях. Когда поведение становится неприемлемым, ребёнка могут отстранить от занятий в школе или спортивных секциях, или у него развивается зависимость. Решение подобных проблем в амбулаторном порядке затруднено, поскольку ребенок, посещая психолога ежедневно, впоследствии может оказаться в среде, где присутствуют курение или употребление алкоголя, что, вероятно, спровоцирует его повторение этих действий.

В подобных ситуациях требуется пребывание в стационарном учреждении: полное вовлечение в терапевтическую программу, непрерывная работа психологов и педагогов, а также обязательное взаимодействие с родителями. Важно выявить причины допущенных ошибок и внести соответствующие коррективы, начиная с поведения родителей и заканчивая поведением самого ребёнка.

Похожие статьи
Галерея постов