
По традиции, наступление Рождества связывали с первым появлением звезды на ночном небосводе. Именно в этот момент начинались Святки, продолжавшиеся до 6 января. В течение этих двух недель в стране царила оживленная и радостная атмосфера: проводились шумные празднества, балы, маскарады и различные игры.
Рождество в деревне
Как и в Европе, на праздник было принято ходить по улицам и славить Христа, чем обычно занимались дети и молодые люди. Взяв мешок для сладостей и шест с изображением Рождественской звезды из блестящей фольги, они громко распевали под окнами домов гимны, а порой даже разыгрывали целые сценки из библии. Правда, такое действо было больше распространено в деревнях и селах, чем в городе.
Аналогичная ситуация наблюдалась и с рождественским вертепом – кукольным театром, где разыгрывались сцены из Евангелия. Это была деревянная конструкция, представляющая собой ящик с большим количеством кукол. В него входили не только Мария с младенцем Христом, Иосиф, ангелы, волхвы, царь Ирод и его Смерть, но и другие известные персонажи – как библейские, так и исторические. Местные жители с удовольствием наблюдали за красочными и сложными постановками с их участием.
Традиция праздновать с наряженной елкой и устраивать вокруг нее хороводы была привилегией помещиков и не предназначалась для крестьянских детей. Вместе с тем, еловыми ветками часто украшали дома и ворота в деревнях и селах.
Рождество в городе
Жители города отмечали Рождество так же радостно, как и сельские жители. Более того, их празднование было гораздо более масштабным, чем деревенское.
Подготовка к празднику
В преддверии праздника на городских площадях устраивались рождественские ярмарки, где предлагались к продаже тысячи пушистых елей и новогодних украшений.
Помимо широкого ассортимента игрушек, включающего золоченые орехи, стеклянные шары, гирлянды и фигурки ангелов, покупателям были доступны бенгальские огни и хлопушки, представлявшие собой более безопасную альтернативу современным китайским петардам.
Однако большинство елочных игрушек стоили весьма дорого, поэтому даже зажиточные горожане часто обходились самодельными украшениями, изготовление которых обычно поручалось детям.
В преддверии Рождества, помимо хвойных деревьев и новогодних украшений, люди приобретали продукты для праздничного застолья: горожане и рабочие делали покупки на рынке и в лавочных магазинах, а торговцы и дворяне заказывали их в ресторанах.
Среди состоятельных людей существовала традиция устраивать рождественские благотворительные ёлки для нуждающихся. Например, дошли до нас воспоминания дочери московского торговца чаем В. Сабашникова, которая поведала, как ее родители отмечали праздник для детей из бедных семей, нанимая для этого дом неподалеку от Сухаревской площади: «После любимой народом игры с Петрушкой зажигали свечи на высокой ёлке. В прилегающей комнате раздавали подарки. Каждому ребёнку полагался ситец для платья или косоворотки, игрушка и большой мешок с пряниками».
В преддверии Рождества местные органы власти в различных городах не реже организовывали передачу подарков детям из малообеспеченных семей и сиротам.
На рождественской ёлке
В дворянских и купеческих домах 25 декабря вечером наступил самый волнующий момент: детей приглашали в гостиную, где их ждала нарядная елка, а под ней – множество подарков. Дети читали стихи, поздравляли родителей с праздником и водили хоровод.
Надевание карнавальных костюмов не являлось обязательным условием: часто дети просто дополняли свою повседневную одежду колпаками или шляпками, изготовленными из бумаги разных цветов.
Праздничные застолья для взрослых продолжались и после 25-го числа, охватывая период до Нового года. В эти дни жители города активно посещали друг друга, стремясь поздравить с праздником всех близких, друзей, коллег и руководителей. Гости дарили хозяевам подарки и рождественские открытки, а те радовали их обильным угощением.




