
Существует мнение, что некоторые детские сказки нуждаются в переосмыслении, поскольку современные психологи не уверены, что они помогут сформировать у детей правильное представление о мире. Психолог Анна Жюсталь определила список наиболее нежелательных сказок для детей.
«Волк и семеро козлят»
Практически каждому ребенку, независимо от его места рождения, хорошо известна эта сказка, написанная братьями Гримм.
Сюжет. В этой истории рассказывается о приключениях козлят и их матери, которые повстречали серого разбойника — волка. Пока мать отсутствует, он приходит к малышам и пытается уговорить их открыть дверь. Конечно, у него нет добрых намерений — волк хочет съесть каждого из детей. Долгое время козлята не пускают его, узнавая его грубый голос. Но когда волк меняет тон, козлята впускают его — и только одному удается спастись и убежать к матери.
Что не так. На первый взгляд, мораль сказки очевидна: следует избегать незнакомцев и не допускать их в дом. Тем не менее, сказка отличается особой жестокостью и способна оказать негативное воздействие на детскую психику.
«Черный бочок, а копытца – белые»
Сюжет. В русской народной сказке рассказывается о том, как родители позволили дочке, Нюрочке-девчушке, отправиться в лес вместе с подругами. В лесу она отбилась от них и оказалась у Бабы-Яги, которая заставила ее жить у себя и трудиться с раннего утра до поздней ночи. Затем повествуется о том, как девочка с помощью лесных зверей пыталась вырваться из-под власти злодейки, и в конечном итоге ей помог в этом Бычок.
Что не так. Девочка, по сути, оказывается в зависимости от Бабы-Яги — показана эксплуатация детского труда. Родителям, выбирая сказки, следует обращать внимание ребенка на позитивные аспекты и помогать ему делать правильные заключения.
«По щучьему велению»
Сюжет. Сказка о Емеле признана одним из наиболее известных образцов русской народной сказочной традиции, в которой присутствует типичный для народного творчества герой. Емеля, отличающийся ленью и невысоким интеллектом, вытаскивает из проруби говорящую щуку, которая предлагает ему вознаграждение в обмен на свободу. После этого, достаточно Емеле произнести «По щучьему веленью, по моему хотенью», чтобы любое его желание немедленно сбылось.
Что не так. Это может сформировать у ребенка убеждение, что достичь желаемого можно не только благодаря собственным усилиям, а с помощью удачи. Ведь достаток и привлекательная супруга достаются не людям, усердно работающим, а обаятельному бездельнику.
«Гуси-лебеди»
Сюжет. В повествовании рассказывается о случае, когда сестра не сумела присмотреть за братом, и его похитили гуси-лебеди, доставившие его к Бабе Яге. Для спасения своего брата девочка отправляется в лес, где ей предстоит преодолеть немало трудностей. В конечном итоге, обоим удается вернуться домой к своим родителям.
Что не так. На первый взгляд, сказка восхваляет такие черты характера, как способность признавать собственные промахи, брать ответственность и проявлять мужество в сложных жизненных ситуациях. Тем не менее, основной мотив заключается в том, что взрослые перекладывают ответственность за воспитание ребенка на другого ребенка. Это неприемлемо.
«Анна Жюсталь отмечает, что вполне объяснимо стремление людей распределять часть своих обязанностей, чтобы немного облегчить домашние хлопоты. Старший ребенок может помогать младшему, однако не должен брать на себя ответственность за его воспитание. Это создает значительную психологическую нагрузку на ребенка, поскольку ему приходится адаптироваться к роли родителя, что при этом размывает его собственную роль. У него накапливаются обиды и недовольство, он начинает ощущать себя ненужным и излишним.
Она полагает, что в семьях с несколькими детьми старший ребенок может по-своему понять содержание сказки. Кроме того, у тех, кого чрезмерно опекали младшие братья и сестры, со временем может возникнуть неприязнь к детям, и они долго не решатся завести собственную семью.




