
Неизменно, родители беспокоятся о том, насколько благоприятно ребенок адаптируется в детском саду. Насколько удобной будет его жизнь в группе в течение дня? Как будет выстраиваться общение воспитателя с ребенком и насколько ему можно доверять? Какие знания и навыки он получит и какой пример будет демонстрировать другим детям? Будет ли ребенку комфортно находиться рядом с этим педагогом?
Аналогичные ситуации возникают и при принятии других решений. Они тревожат родителя даже тогда, когда выбор уже сделан и ребенок достаточно долго посещает детское дошкольное заведение.
Решайте сами
Выбор детского сада – это решение взрослого, основанное на учете особенностей семьи и индивидуальных потребностей ребенка. Поэтому не стоит давать малышу принимать серьезные решения, ведь он еще слишком мал для этого. Не стоит возлагать на него свою ответственность.
Выработка аналитических центров коры головного мозга завершится у него только к семи годам. Это указывает на то, что способность к самоанализу еще не развита у ребенка. Поэтому не стоит требовать от сына или дочери объяснений относительно их чувств по поводу посещения детского сада.
Поведение ребенка всегда обусловлено тем, что происходит вокруг, и зависит от взаимоотношений, эмоционального состояния, настроения и разговоров, которые он слышит от родителей. В этот период связь ребенка с родителями особенно сильна. Он в первую очередь руководствуется их мнением, поскольку для него они являются самыми важными взрослыми в его жизни.
15 опорных пунктов
Обратите внимание на то, насколько приятна вам атмосфера в детском садике. Ниже представлен список критериев, которые помогут родителю сделать выбор:
1. Локация. Выбор местоположения детского сада должен учитывать время, затрачиваемое на дорогу до него и обратно.
2. Оплата. Необходимо выяснить, какие именно услуги включены в перечень оплачиваемых. Предусмотрены ли какие-либо скрытые платежи? Требуется ли внесение вступительного взноса?
3. Процесс питания. Предоставляется ли на территории сада кухня и столовая? Где осуществляется приготовление пищи: непосредственно в саду или продукция доставляется извне? В соответствии с каким принципом составлено меню? Возможна ли беседа с сотрудниками особенности диеты для своего ребенка?
4. Детские спальни. Это выделенные зоны для отдыха? В каких условиях дети засыпают и восстанавливают силы?
5. Игровые комнаты. Находятся ли они в отдельном помещении или объединены со спальней? Какие игрушки там имеются?
6. Распорядок дня для ребенка. Не всегда ли распорядок дня остается неизменным? Какие принципы определяют его структуру?
7. Площадка для гуляния. Она находится в саду? Каково ее состояние? Ограждена ли она со всех сторон?
8. Медработник. Какая требуется квалификация для специалиста – педиатра или медсестры? Присутствует ли такой сотрудник в детском саду? Постоянно ли он находится в саду? Какие задачи он выполняет?
9. Развитие персонала. Когда работники проходили курсы повышения квалификации по специальности и обучение оказанию первой помощи?
10. Занятия. Какие занятия включены в расписание и кто является их преподавателями? Какие из них ориентированы на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, физического развития? Какие занятия будут включены в расписание ребенка, и как часто они будут проводиться (математика, логика, обучение чтению и письму, иностранный язык, спорт, хореография, музыка, занятия с логопедом и психологом, шахматы и другие)? Предусмотрена ли учебная программа, и если да, то какая именно, и какие цели она преследует?
11. Юридические моменты. Предоставляется ли лицензия, дающая право на осуществление образовательной деятельности? Возможна ли оплата посещения детского сада средствами материнского капитала? Оборудован ли медицинский кабинет и имеется ли в нем помещение для изоляции детей с признаками заболевания?
12. Возможности дополнительного образования. Предлагается ли в саду обучение английскому языку и другим иностранным языкам? В каком формате проводятся эти занятия? Чем занимаются дети во время уроков? Какие навыки приобретут малыши в течение года занятий? По какой учебной программе они работают? На что направлена данная программа?
13. Подготовка к школе. Как детский сад подготавливает ребенка к школе? Кто отвечает за этот процесс? Существуют ли партнерские отношения между детским садом и расположенными неподалеку или известными школами? Проводятся ли в детском саду специализированные занятия, направленные на подготовку к школе, и каким образом они организованы?
14. Занятия с другими педагогами. Занятия проводятся не только с постоянными воспитателями? С какой периодичностью они организуются?
15. Мероприятия, проводимые садиком. Посещают ли воспитатели с детьми музеи, театры, парки, планетарий и другие городские интерактивные объекты? Какие мероприятия проводятся в детском саду на протяжении года?
Для удобства родителей мы подготовили список вопросов, который всегда будет под рукой. Воспитание счастливого ребенка – это общая ответственность, поэтому при выборе детского сада важно найти вариант, который полностью соответствует вашим представлениям.
Требования к воспитателям
Эти специалисты проводят с детьми значительную часть времени. Как убедиться, что они подходят вашему ребенку? Предлагаем несколько критериев.
-
Грамотная ли речь у педагога? Её речь должна быть безупречной, без каких-либо недостатков, заметных примет и сильного акцента. Если ребенок ещё не начал говорить или только учится, он может принять неправильное произношение за правильное и усвоить этот дефект. Педагог обязан говорить чётко, грамотно и, разумеется, избегать нежелательных выражений.
-
По какой программе воспитатель работает с детьми? Не бойтесь задавать вопросы для прояснения. Выясните, на что ориентировано обучение. Какова структура занятий, в какой форме они проводятся и по какой методике организованы? Какие дополнительные методики применяет преподаватель?
-
Выясните длительность занятий. Усидчивость и способность к концентрации внимания только начинают развиваться у детей. В связи с этим, СанПиН определяет разную продолжительность занятий для каждого возраста: от 10 до 25 минут, в зависимости от возраста ребенка.
Тест на профпригодность
Обратите внимание на следующие моменты:
-
Находит ли ваш воспитатель подход к детям? Или он сразу же использует манипулятивные приемы, срывается на крик и переходит к наказаниям?
-
Существуют ли какие-либо ограничения на свободу передвижения детей? Остается ли ваш ребенок неподвижным весь день, или ему предоставляется возможность свободно перемещаться в пределах видимости воспитателя?
-
Как воспитатель приветствует ребенка по утрам? Выходит ли он в раздевалку? Каково его поведение? Очевидно ли, что он испытывает радость от встречи с вашим ребенком?
-
Предоставляет ли воспитатель информацию о том, как прошел день ребенка? Учитывает ли он его индивидуальные особенности? Сообщает ли он о новых навыках, которые ребенок освоил?
По указанным признакам вы сможете оперативно понять эмоциональное состояние вашего ребенка в присутствии воспитателя.
Когда ребенок испытывает трудности в детском саду, это часто проявляется в его поведении. Важно быть внимательными к своему ребенку и не избегать разговоров с воспитателем или психологом, чтобы обсудить возникающие вопросы.
Важно, чтобы воспитатель вызывал у вас симпатию. Ведь это тот человек, которому вы должны доверять, поскольку речь идет о жизни и здоровье вашего ребенка.
Как детский сад влияет на малыша?
Необходимо внимательно наблюдать за тем, как ребенок реагирует на посещение детского сада. Однако, очевидно, что что-то идет не так… Прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо тщательно проанализировать ситуацию.
Переход ребенка в детский сад – это отдельный этап, требующий особого внимания и заслуживающий отдельного обсуждения. Существуют специфические условия для этого периода. В настоящее время мы анализируем ситуацию, в которой адаптационный период, занимающий от одного дня до месяца, уже завершился. Рассмотрим ключевые аспекты, которые помогут разобраться в данной проблеме.
Обычно дети, оказываясь в ситуациях, которые им не нравятся, начинают хуже спать. В данной ситуации родителям следует изучить происходящие события как в семье, так и в детском саду. Дети в возрасте от четырех до шести лет часто воспроизводят или отражают в своем поведении то, что происходит в домашней обстановке или в дошкольном учреждении (например, как они получают наказания, выговоры или ограничения).
Еще одна распространенная ситуация – дети отказываются посещать детский сад, и делают это довольно решительно. Это проявляется следующим образом: ребенок регулярно посещал группу, но в последнее время начал проявлять истерические реакции перед уходом и отказываться от занятий. Прежде всего необходимо выяснить причину такого поведения: связаны ли изменения с событиями, происходящими дома, или с его опытом пребывания в детском саду.
У детей изменения в состоянии проявляются через беспокойный сон и эмоциональные колебания. Старшие дети часто находят выход в играх, сюжетах и словах, что может приводить к более тревожному поведению.
Если воспитатель проявляет излишнюю эмоциональность в ответ на происходящие события, дети часто начинают повторять его поведение, демонстрируя капризы и тревогу. Это может служить сигналом для родителей, побуждающим их обратиться к руководству учреждения, чтобы высказать свои опасения. Разумно предложить педагогу возможность отдохнуть, учитывая высокую эмоциональную загруженность этой профессии и необходимость регулярного восстановления.
Тревожные симптомы
Иногда, даже после завершения этапа адаптации, ребенок продолжает проявлять признаки напряжения. Это нередко обусловлено изменениями в его жизни и окружении, такими как переезд, рождение брата или сестры, или возникновение каких-либо проблемных ситуаций в семье, даже если они напрямую не касаются ребенка. Если подобных факторов не выявлено, следует рассмотреть вопрос о детском саде.
Какие аспекты поведения ребенка требуют вашего внимания?
-
проявление агрессии — скрытой или явной;
-
постоянная вялость, отсутствие инициативы;
-
тревожность, плохой сон, пугливость без видимых причин;
-
изменение речи — уменьшается словарный запас, появляются запинания в предложениях, заикание;
-
отказ от посещения детского садика.
Необходимо учитывать, что и родители, и детский сад преследуют единую цель – обеспечить здоровье и благополучие ребенка. В связи с этим, важно провести встречу с представителями ДОУ: администрацией, психологами и воспитателями. Необходимо поделиться с ними своими опасениями и переживаниями, а также выслушать их замечания и советы. Вместе следует разработать план решения проблем и научить ребенка распознавать свои эмоции и находить способы справляться с возникающими ситуациями. Мнение педагогов, ведущих дополнительные занятия, также будет весьма полезным.
Объединенные усилия позволят создать план действий, который будет полезен и воспитателям детского сада, и вам. Только в этом случае станет возможным понять, как поддержать развитие ребенка в подходящей для него обстановке. Кроме того, удастся определить, насколько психологически безопасной и благоприятной является обстановка в саду.
Куколки, на помощь!
Для того чтобы лучше понять, какие чувства испытывает ребенок в незнакомой обстановке, можно предложить ему поиграть в детский сад с куклами. Обратите внимание на поведение персонажей, которыми он управляет. Замечаете ли вы агрессию или грубость в их диалогах? Какие истории он разыгрывает? Это поможет вам понять, что переживает ребенок, что его беспокоит.
Больше информации, которая может пригодиться родителям, вы найдете в нашем канале на .




