
До момента отделения ребенок ориентируется на значимых взрослых. В период взросления ситуация трансформируется: родитель занимает менее активную позицию и выступает в роли помощника, открывающего возможности. О том, как интегрировать занятия творчеством в распорядок дня подростка, чтобы поддержать его энергию и внутреннюю гармонию, рассказывает Наташа Рогаль — руководитель образовательного проекта для творческих подростков Uteens и мать двоих детей-подростков.
1. Сохраняйте баланс
В детстве, которым мы жили, не было тех возможностей, которые доступны нынешним детям. Сегодня они могут начинать свое развитие в различных областях с раннего возраста, и мы, представители другого поколения, стремимся предоставить им максимум. Мы хотим оказать значительное влияние в настоящем моменте. Однако, в стремлении обеспечить успешное будущее, мы забываем о том, что ребенок не способен усваивать информацию в полном объеме, если совмещает множество дополнительных занятий с интенсивным учебным графиком. Попробуйте представить себя на его месте: если вы работаете не 40, а 60-70 часов в неделю, вы испытываете истощение. То же самое происходит и с подростком: в его распорядке обязательно должно быть время для отдыха и как минимум один полноценный выходной. В этот день он может выспаться, посвятить время своим интересам и восстановить силы, пообщаться с друзьями и просто ничего не делать.
Сбалансированное расписание поможет предотвратить перегрузки. Задача родителя заключается в том, чтобы умело сочетать занятия, направленные на развитие мышления, творческие увлечения и время, проведенное на улице. Даже получасовой выгул собаки школьником принесет ощутимую пользу. Начните с малого: определите, сколько часов сна необходимо ребенку в соответствии с его возрастом. Затем выясните, сколько времени отнимает учеба, прием пищи, дорога до школы и выполнение домашних заданий. В оставшееся время можно запланировать разнообразные занятия. Если перед вами стоят краткосрочные цели, например, улучшение успеваемости по математике с помощью репетитора, уменьшите текущую нагрузку на ребенка, чтобы он мог сосредоточиться на решении этой задачи.
Различные виды деятельности по-разному способствуют развитию гибких навыков. Так, футбол, хоккей, волейбол, любые командные виды спорта, в том числе киберспорт, помогают делегировать полномочия, распределять задачи, брать на себя ответственность за свою роль и стремиться к общему результату. Кроме того, контактные виды спорта усиливают чувство товарищества в реальном общении. В настоящее время мы наблюдаем, что одни и те же навыки можно получить как в онлайн-, так и в офлайн-среде. В творчестве, возможно, можно достичь большей глубины, поскольку мягкие навыки формируются в безопасных для детей условиях, где уровень соревновательности и соперничества не так высок, чем в спорте. К слову, не обязательно выбирать что-то одно: спорт и творчество могут прекрасно дополнять друг друга.
2. Учитывайте особенности возраста
Одной из ключевых задач, стоящих перед подростками, является отделение от родителей. Я советую родителям изучить особенности психофизиологических изменений, происходящих в этот период — это поможет найти ответы на многие вопросы. Если вы будете готовы к этим изменениям, вы сможете сохранить доверительные отношения с ребенком на этом важном этапе его жизни.
До момента отделения ребенок воспринимает себя сквозь призму взгляда родителя. В подростковом возрасте он начинает оценивать любые ситуации с точки зрения собственной личности и формирует собственную идентичность. В детстве ребенок ищет поддержку и ориентиры вовне — родитель постепенно уступает место, и в этой ситуации главная задача состоит в том, чтобы передавать ответственность уже взрослеющему молодому человеку, ведь именно так он себя ощущает. Безусловно, важно понимать, что это естественный процесс, и быть готовым оказать поддержку, когда это потребуется подростку, и не настаивать на своем участии, если в нем нет необходимости. Если ранее была установлена крепкая эмоциональная связь, он непременно обратится за советом.
Подросткам свойственно нарушать установленный режим и отказываться от посещения занятий. Такое поведение закономерно, поскольку они стремятся понять, что им действительно интересно. Если в возрасте от 10 до 12 лет они были вовлечены в спорт, творчество и жили по строгому графику, то сейчас им необходим перерыв, чтобы самостоятельно принимать решения и обрести собственную мотивацию. В подобной ситуации важно предоставить им пространство: не следует беспокоиться и оказывать давление на ребенка, который вдруг «ничего не хочет».
3. Выстраивайте диалог
Постоянное взаимодействие – оптимальный путь для раскрытия творческого потенциала. Обращайте внимание на вопросы и просьбы ребенка, поддерживайте его начинания, помогайте разобраться в трудностях. Необходимо продемонстрировать подростку, что вы готовы слушать его без осуждения и с заинтересованностью – можно высказывать свое мнение, однако не стоит навязывать увлечения, которые кажутся вам наиболее удачными. В случае отказа ребенка, реагируйте сдержанно и предлагайте альтернативные решения.
В период взросления ребенка меняется и ваша роль в его восприятии. Вы становитесь своего рода проводником, помогающим ему расширить свой взгляд на мир. Помимо стандартных родительских обязанностей, перед вами стоит задача создать безопасную среду для экспериментов и личностного роста, а также предоставить необходимые ресурсы для достижения целей. Безусловно, можно выбрать авторитарный подход, однако это лишит ребенка возможности извлекать уроки из жизненного опыта и может негативно сказаться на ваших отношениях в долгосрочной перспективе. Я считаю, что более эффективным является не прямое управление, а внимательное наблюдение и чуткость. Необходимо делиться и своим опытом неудач – важно, чтобы ребенок понимал, что не существует универсального способа прожить жизнь правильно, и даже взрослые родители совершают ошибки, испытывают разочарования. При этом важно демонстрировать, как вы преодолевали те или иные трудности, а иногда и с юмором вспоминаете о проблемах, которые когда-то казались неразрешимыми.
4. Ищите возможности
Сегодняшние родители все чаще принимают во внимание увлечения своих детей, поскольку осознают, что без внутренней мотивации будет затруднительно реализовать планы на будущее. Мы не стремимся, чтобы ребенок следовал за нашими шагами в угоду собственному благополучию, и подобных случаев немало. Мы все еще опасаемся новых профессий и с некоторой настороженностью оцениваем, к примеру, карьеру блогера. Понимаю, неопределенность вызывает страх.
Будучи руководителем образовательного проекта, ориентированного на творческих подростков, я могу подтвердить, что современный выбор профессии – это, прежде всего, определение вектора развития. В сфере дизайна существует множество специализаций: от дизайна интерьеров и общественных пространств до дизайна автомобилей и образовательного процесса. Киноиндустрия также предлагает широкий спектр профессий. Для того чтобы определить, где можно применить свои умения, необходимо экспериментировать как можно больше.
Подростковый период – подходящий момент для экспериментов и поиска себя. Не стоит оказывать давление на ребенка, который пересмотрел свои взгляды на занятия музыкой, даже если он уже несколько лет усердно занимался в музыкальной школе. Если у него возник интерес к современному искусству, стоит предоставить ему возможность ознакомиться с ним и составить собственное мнение. Новые увлечения не всегда связаны с творчеством, и это вполне допустимо. Необходимо, чтобы молодой человек получил собственные открытия. Кроме того, через неожиданные интересы ребенка можно узнать что-то новое и для себя, например, углубиться в компьютерные игры или изучить мир аниме с их богатой историей.
Благодаря образовательным платформам для подростков, открытым мастер-классам, летним школам и тематическим лагерям, а также подкастам, блогам и влогам, можно получить представление о работе той или иной отрасли.
5. Предлагайте творчество как инструмент
Дети нынешнего поколения получают информацию из огромного количества источников. В первые годы жизни человеку сложно поддерживать длительную концентрацию на одном объекте, а наличие смартфона с доступом в интернет делает эту задачу еще более сложной. Одновременная обработка множества потоков информации и использование нескольких экранов (смартфон, образовательные материалы, речь преподавателя) препятствует глубокому осмыслению и качественному анализу данных.
Занятия творчеством способствуют развитию концентрации. Рекомендуйте подростку несложные занятия, такие как рисование, изготовление бижутерии или лепка, которые могут вызвать состояние потока – хотя, разумеется, каждый найдет что-то свое, и выбор достаточно разнообразен. Это позволит ему замедлиться и отвлечься. В следующий раз, когда он столкнется с проблемами, он сможет не реагировать импульсивно, а сделать паузу, все взвесить и принять решение, опираясь на рассудительность.
Есть и адаптивные техники — например, . Это проверенная и эффективная методика, предназначенная для взрослых и уже адаптированная для использования в ряде международных школ. Использование игровых элементов, творческих заданий, рассказов, музыки и других интерактивных приемов позволяет повысить концентрацию и развить внимание. По своей сути это творчество, но с иным акцентом – не на конечном продукте, а на самом процессе. Такой подход, применяемый регулярно, также способствует снижению тревожности, что особенно важно для подростков в современном мире.




