
Детский сад – это первое сообщество, где ребенок оказывается без родителей, и, увы, может испытать столкновения с другими детьми или педагогами. Однако, когда малышу от трех до пяти лет, ему сложно выразить, что именно вызывает у него дискомфорт. Психолог рассказывает, как распознать признаки того, что в детском саду происходят негативные события.
«Посещение детского сада – значимый этап в социальном развитии ребенка, однако адаптация к новым условиям не всегда протекает гладко. Затруднения у малыша могут не сразу быть заметны для родителей. 2017 года наглядно доказывает, что буллинг действительно присутствует в детских садах, и около 12% дошкольников сталкиваются с этой проблемой. При этом маленькие дети не всегда могут выразить свои переживания словами, что затрудняет выявление проблемы. В исследовании отмечается, что дети часто дают взрослым скрытые сигналы о буллинге, но взрослые не всегда могут их правильно оценить. Поэтому важно научиться замечать как очевидные, так и скрытые признаки того, что ребенка могут обижать в детском саду», — рассказывает психолог Ника Болзан.
Очевидные признаки
-
Физические следы. Синяки, царапины, укусы — если ребенок не может четко объяснить, что произошло, — это наиболее заметный признак потенциальных проблем во взаимодействии с другими детьми. Разумеется, падения и царапины могут случиться случайно, но неспособность ясно рассказать о произошедшем является важным индикатором.
-
Когда ребенок, который раньше с удовольствием посещал детский сад, внезапно начинает проявлять нежелание идти туда и жалуется на недомогание, это может указывать на проблему. Если подобное поведение повторяется, стоит обратить на это внимание.
-
Необходимо наблюдать за реакцией ребенка на конкретного воспитателя. Если при встрече он начинает плакать, впадает в истерику или пытается избежать контакта, это может свидетельствовать о негативном опыте общения. Такая реакция особенно заметна, если раньше подобных проявлений не было.
-
Негативные эмоции могут проявляться у ребенка, делая его более тревожным и склонным к плачу. Он избегает разлуки с родителями и испытывает страх при звуках, вызывающих громкий шум.
-
Использование ненормативной лексики и агрессивное поведение у ребенка могут свидетельствовать о том, что он подвергается аналогичному воздействию.
Скрытые признаки
-
Дети, испытывающие стресс, могут столкнуться с нарушениями сна, такими как трудности с засыпанием, пробуждения со слезами и ночные кошмары. Также наблюдаются изменения в пищевом поведении: ребенок может терять аппетит или, напротив, увеличивать потребление пищи.
-
Стремление к уединению. Если ребенок, склонный к общению, стал меньше играть и предпочитает одиночество, это может быть вызвано стрессом, который он не способен описать словами.
-
Неблагоприятные факторы, влияющие на развитие. Дети, подверженные стрессовым ситуациям, могут демонстрировать регресс в поведении, возвращаясь к более ранним формам поведения. Например, они могут начать просить дать им соску или отказаться от самостоятельного одевания.
-
Когда нет медицинских оснований, частые жалобы на боль в животе, головную боль и тошноту могут указывать на психосоматическую природу проблемы и служить сигналом к действию.
Что делать, если есть подозрения?
«Для поддержания хороших отношений с ребенком необходимо выстраивать их на доверии. Такой стиль общения оказывает благотворное влияние на его психологическое состояние. Не следует проводить детальные расспросы. Гораздо эффективнее разговаривать в спокойной атмосфере, например, во время игры или перед сном. Я советую не задавать прямые вопросы, а просить ребенка поделиться тем, что ему понравилось в детском саду, или рассказать о событиях, которые вызвали у него грусть. Если ребенок затрудняется выражать свои мысли словами, можно предложить ему нарисовать детский сад, свою группу или воспитателя. Через рисунки дети нередко выражают свои чувства более полно, чем вербально. В случае сохранения признаков беспокойства, необходимо обязательно обсудить ситуацию с педагогами. А при необходимости следует обратиться к специалисту, — подчеркивает психолог Ника Болзан.




