
Путь к мировой славе: история Ингрид Бергман

«Господь, помоги мне стать актрисой!»
Позже появится версия о том, что Ингрид ушла из театра из-за личных устремлений, не учтя, насколько ей пошли навстречу, пригласив в спектакль в семнадцать лет, в то время как других студенток принимали не раньше девятнадцати. Но когда Ингрид получала удары (одна студентка, старше и значительно сильнее её, наступала ей на ноги, как разъярённая лошадь, а другая била её кулаками по голове), она не думала об амбициях. Она лишь молилась, чтобы её не покалечили. Синяки заживут, но что делать с переломанным носом? Денег на операцию у неё нет и не может быть, ведь она круглая сирота…
Реакция руководства театра на произошедшее была оперативной: Ингрид Бергман была исключена из состава участников спектакля. Это заставило Ингрид задуматься о том, что, возможно, театральный мир не предназначен для неё. Вероятно, её больше привлекает кинематограф. Ей всегда нравилось сниматься, а не просто играть роль. Отец Ингрид, Бергман-старший, владелец фотомагазина, сам увлекался фотографией, и она стала одной из его первых, самых преданных и трудолюбивых моделей. Однако начало этой карьеры фотомодели оказалось довольно печальным.
У Ингрид скончалась её мать, Фрида Генриетта. Причиной смерти стал гепатит, поэтому тяжёлая атмосфера в доме установилась ещё до трагического исхода – как это часто бывает, когда мать тяжело больна. Бергман-старший решил отвлечь Ингрид и начал обучать её позированию перед камерой. Рассмотрение своих фотографий доставляло Ингрид большое удовольствие, поэтому она с интересом осваивала это искусство. Естественно, Бергман-старший не планировал карьеру киноактрисы для своей дочери. Он был человеком серьёзным и полагал, что наиболее подходящей областью искусства для девушки является музыка.
Как только он повел Ингрид в театр, она воскликнула: «Папа, это именно то, что я хочу!» и тут же зафиксировала это в своем дневнике: «Пожалуйста, Господь, дай мне возможность стать актрисой!» После того, как отец скончался так рано, не дожив до тринадцатилетия дочери, а через полгода и тетя, взявшая Ингрид к себе, ей оставалось жить только этой мечтой. Дядя Отто взял Ингрид к себе. Он был жив, но у него было пятеро шумных детей, среди которых Ингрид чувствовала себя неважной – и в конечном итоге настолько отстранилась от мира, что, увидев застенчивую девочку, бледную, словно моль, никто бы не предположил, что она станет актрисой.
Петер, Ингрид, Навсегда
Как правило, молодые актрисы выбирают себе супругов среди коллег. Однако Петер Линдстрём был успешным врачом. На восемь лет старше, отличавшийся уравновешенностью и доброжелательностью, он внушал чувство надёжности и заботы. Ингрид начала общение с ним без серьёзных намерений – рядом с ним было комфортно, и увлекательно беседовать на разные темы, не сталкиваясь с навязчивым вниманием… Дружеские отношения переросли в любовь. Через несколько лет после того, как Бергман покинула театр и начала сниматься в кино, она вышла замуж. Ей было двадцать три года, ему – тридцать: оптимальный возраст для создания семьи, если ориентироваться на шведские представления того времени.
Петер имел хороший доход и смог организовать после свадьбы обширенное путешествие, чтобы показать Ингрид Норвегию и Англию. Ингрид была восхищена. Кроме того, Петер проявил себя как человек, умеющий находить компромиссы и обеспечивать комфорт для всех – и их любовь начала приносить ощутимые результаты. Вскоре после поездки у пары появилась дочь. Они дали ей имя Пиа – Peter, Ingrid, Always, что означает «Петер, Ингрид, Навсегда.
Карьера Бергман стремительно развивалась. Она завоевывала зрителей и критиков своей непринужденностью, мягкими чертами лица, отражающими ее ум, интеллигентность и доброту. В кадре она чувствовала себя непринужденно и беззаботно, подобно ребенку, уверенному в любви окружающих и самому испытывающему любовь к другим. Этот необыкновенный дар позволил сохранить для нас роли, которые в исполнении кого-либо другого могли бы уже казаться устаревшими – ведь актерское мастерство быстро теряет свою актуальность.
Петер также добился успеха (и даже находил время для дел Ингрид, проявляя себя как настоящий помощник), перспективы казались многообещающими, а союз – прочным. Однако, по словам самой Ингрид, уже тогда она нередко ощущала себя ограниченной. Ей требовалось нечто большее – но что именно?
Получив приглашение в Голливуд на роль с очень высоким гонораром, Ингрид получила совет от Петера, который не усомнился в том, что ей следует ехать. Он даже активно уговаривал её. Это был бы значительный успех в её карьере, а деньги можно было бы приложить к делу.
Ингрид столкнулась с прохладой в Америке и Швеции. По мнению посторонних, ситуация выглядела следующим образом: начинающая актриса оставила мужа и дочь в погоне за финансовым благополучием и карьерным ростом. Общение с Бергманом было натянутым, а пресса представила её историю в искажённом свете.
А Петер тем временем готовился к переезду всей семьи в США – и эта пара вызвала большой резонанс, неожиданно воссоединившись как ни в чём не бывало. И это произошло без каких-либо публичных примирений! Словно ничего и не случилось: мама отправилась на работу, отец отказался от своих карьерных планов ради карьеры матери и последовал за ней, а дочь совсем не выглядит обиженной.
Идиллия в семье Ингрид и Петера, тем не менее, начала давать трещины. Практичный склад ума Петера, увидев открывшиеся возможности для бизнеса, полностью сосредоточился на способах их использования. Контракты, доходы, расходы, деньги – именно об этом теперь вращались разговоры дома. Более того, муж начал контролировать каждый шаг своей жены, которая весьма успешно зарабатывала. Хотя страсти в браке и не было, подобное поведение окончательно оттолкнуло Ингрид. Она не была инструментом для получения прибыли. Она была женщиной, желающей любви.
Ингрид Бергман инициировала процесс развода, однако не спешила его оформлять, хотя, по словам очевидцев, у нее были отношения с другими мужчинами. Среди них был Грегори Пек, с которым у нее завязались отношения на съемках фильма «Завороженный», где он исполнил роль человека, страдающего психическим расстройством, а она сыграла психиатра, влюбленного в него. Официальный развод произошел лишь после того, как она познакомилась с Роберто Росселини и забеременела от него, став матерью их первого ребенка.
Судебный запрет, полученный Петером Линдстрёмом, лишил Ингрид возможности общаться с дочерью, что, вероятно, причинило боль Пии, хотя, по всей видимости, целью было задеть бывшую жену. Это печальный и неприглядный случай.
Как поднимаются звёзды
Голливуд, словно разрываясь между долгом и выгодой, с одной стороны разрушал личную жизнь Бергман, а с другой – способствовал её восхождению к вершинам славы. Она совершенствовала своё актёрское мастерство под руководством Михаила Чехова, племянника всемирно известного русского писателя и представителя большой театральной династии. В её фильмографии числится «Касабланка» – картина, которая в то время казалась незначительной, но впоследствии превратилась в шедевр и обрела культовый статус. Бергман не могла поверить, что этот, казалось, неважный фильм, отнявший у неё много сил (режиссёр до самого конца не сообщал ей, в кого влюблена её героиня), внезапно стали одним из важнейших моментов в её карьере. Она также снялась в ещё одной ленте, ставшей классикой – «По ком звонит колокол» – и узнала, что автор романа, по которому был снят фильм, Эрнест Хэмингуэй, создал персонажа, ориентируясь на её образ. Или, возможно, наоборот – он вдохновлялся ею. Для этой роли Бергман изменила свою причёску, укоротив свои роскошные светлые волосы, и её новый образ мгновенно стал популярным во всей Америке.
Она удостоилась первой премии «Оскар» за свою роль в картине Хичкока «Газовый свет». В этой ленте она убедительно воплотила образ девушки, богатой наследницы и светлой души, полюбившей мужа, но не подозревающей о его коварном замысле – избавить её от себя, методично сводя с ума. Влияние фильма на зрителей оказалось настолько велико, что его название стало основой для термина «газлайтинг», описывающего форму психологического принуждения, при которой агрессор заставляет жертву сомневаться в адекватности своего восприятия реальности, что приводит к сомнениям в собственных чувствах, памяти и способности к мышлению. Сложно переоценить вклад этого фильма в общественные обсуждения, посвященные проблеме домашнего насилия. Фильм был встречен с восторгом.
Ингрид Голливуд отверг из-за её поведения, которое считалось аморальным: развод был воспринят в Америке как более непристойный поступок, чем действия пожилых деятелей кино, злоупотребляющих своим положением по отношению к юным актрисам. Бергману пришлось завершить этот период своей жизни и переехать в Италию.
Если вам нужна актриса…
Первое взаимодействие с Росселлини состоялось посредством письма. Ингрид стремилась к переменам и желала дистанцироваться от Петера, и при этом вспомнила о своих способностях к изучению языков. Ей захотелось попробовать свои силы в Европе. Тогда она ознакомилась с фильмами Росселлини, который на тот момент являлся самым известным итальянским режиссером, и осознала, что хочет работать с этим выдающимся мастером.
Она отправила ему осторожное письмо. «Если вы ищете шведскую актрису, свободно владеющую английским языком, сохранившую свои знания немецкого, способную понимать французскую речь, а по-итальянски знающую лишь фразу «Ti amo», то я готова приехать для съемок фильма с вами», – таким образом она представилась. После чего отправилась на первую встречу, которую назначил польщенный режиссер в Париже, даже с официальным мужем. Но как только они увидели друг друга, обоим стало ясно, что роман неизбежен.
Несмотря на это, они некоторое время продолжали поддерживать исключительно деловые отношения, обмениваясь предварительными версиями сценария будущего фильма и разрабатывая совместные планы. Однако однажды вечером итальянец внезапно покинул свою жену и вдохновительницу, отправился в аэропорт и приобрел билет до Америки. Одновременно с поиском финансирования для их общего фильма зародился роман, который разворачивался на глазах у мужа. Роберто вернулся в Италию, а Ингрид последовала за ним. Из Италии она уже направила Питеру письмо с требованием расторгнуть брак.
«Тебе может быть сложно читать это письмо, и мне непросто его составлять. Однако, я полагаю, это наиболее правильный способ. Я планировала объяснить всё с самого начала, но, вероятно, ты уже достаточно знаешь. И я хотела бы попросить у тебя прощения, но это может показаться нелепым. Я не стану утверждать, что вся ответственность лежит на мне. Но как ты сможешь меня понять, если я хочу остаться с Роберто?»
Их сын появился на свет незадолго до того, как суд вынес решение о расторжении брака. Первенца нарекли длинным именем, состоящим из нескольких частей: Ренато Роберто Рональдо Джусто Джузеппе. Церемония крещения состоялась раньше, чем свадьба, а сама свадьба прошла в Мексике – в Соединенных Штатах её бы точно отменили. Развод привёл к тому, что у Ингрид и Росселлини появилось немало ярых противников.
Позднее Ингрид родила девочек-близняшек, Изотту и Изабеллу. Выросшая Изабелла стала известной актрисой, став матерью. Она также была замужем за режиссёром Мартином Скорсезе. Ингрид увидела, как началась карьера её дочери, и стала свидетельницей её свадьбы. Однако к тому времени её собственный брак с отцом Изабеллы распался. Этот союз едва не разрушил её карьеру, поскольку Росселлини, проявлявший сильную ревность, настаивал на том, чтобы Бергман снималась исключительно у него, что вынуждало Ингрид отказываться от других предложений.
Их совместные работы не получили широкого признания. Кинематографические критики находили их слабыми и чрезмерно сложными, а зрители стали избегать этих фильмов из-за скандала, связанного с романом, который разрушил две семьи. Их союз продолжался около десяти лет. Постоянные измены преследовали их, и сам Росселлини не отказывался от связей с другими женщинами. Один из таких романов и стал причиной развода, хотя, вероятно, настоящей причиной стало выгорание Ингрид от его постоянных требований. Кроме того, она стремилась к новым ролям в кино.
В третий раз Ингрид вышла замуж и вновь обрела счастье. Более того, она была счастлива, как никогда прежде. Её третьим мужем стал швед Ларс Шмидт, также имевший частичное немецкое происхождение, как и она. Он был театральным режиссёром из обеспеченной семьи. Их брак продлился почти двадцать лет, и они расстались спокойно, без конфликтов и скандалов, сохранив дружеские отношения. Позже Ларс Шмидт подтвердил свою дружбу поступком – когда Ингрид столкнулась с онкологическим заболеванием, он часами находился рядом с ней, чтобы она не чувствовала себя покинутой.
В её биографии было немало мужчин, и, конечно, множество фильмов. Она продолжала сниматься почти до самой смерти, не оставляя своей борьбы за существование. Она испытывала чувства к Роберту Капу, с которым у неё был успешный творческий союз, работала вместе с Аланом Бёрджесом над книгой и снялась у Юла Бриннера в одной из самых известных ролей – в фильме о самозванке, выдававшей себя за Анастасию. Мужчины постоянно окружали Бергман. Но это, вероятно, уже совсем другая история.
Мы поведали историю о девочке, которая умоляла Бога исполнить ее желание – стать актрисой. И она стала такой актрисой, что о ней помнят и по сей день. Независимо от обстоятельств и трудностей, возникавших на пути к ее мечте.