
Родители стремятся к всестороннему развитию своих детей, соответствующему их возрасту. Важным элементом этого развития является речь, которая влияет не только на коммуникативные навыки, но и на способность выстраивать социальные связи. Отсутствие речевых навыков может привести к снижению когнитивных способностей, что негативно сказывается на умственном и эмоциональном развитии.
Как определить, существуют ли у вашего ребенка проблемы с речью, или же развитие идет по нормальной траектории? Какие сигналы должны насторожить родителей у детей младше года?
Возможно ли выявить нарушения речевого развития у ребенка в возрасте девяти месяцев?
Считается, что нарушения речевого развития обнаруживаются преимущественно в более позднем возрасте, обычно после трёх лет. Однако это утверждение не соответствует действительности. Своевременная диагностика способна оказать значительное влияние на дальнейшее развитие ребёнка, в особенности в период до года, когда мозг обладает максимальной пластичностью.
К девяти месяцам ребенок активно познает мир вокруг себя, а его взаимодействие с ним становится более насыщенным и многообразным. Он ползает, учится вставать и, возможно, делает первые шаги. Речь в привычном понимании пока отсутствует, однако уже демонстрируются значимые навыки общения и подготовки к речи. Среди них:
-
Лепет. В 9 месяцев дети начинают активно лепетать, первые слова младенцев обычно состоят из простых слогов, таких как «ба-ба», «да-да», «ма-ма».
-
Звуковое восприятие. Ребенок должен демонстрировать реакцию на звуки различной интенсивности, включая громкие и тихие, и определять, откуда они исходят.
-
Зрительный контакт. Зрительный контакт является важным элементом взаимодействия и признаком здорового социального развития ребенка.
-
Имитация звуков. С девятимесячного возраста малыши обычно начинают имитировать несложные звуки или сочетания звуков.
-
Понимание речи. В этом возрасте ребенок способен понимать простые указания, например, «дай», «покажи».
Обычно, в девятимесячном возрасте, родители, даже если и задумываются о речевом развитии малыша, не считают это приоритетной задачей.
Хотя ребенок пока не использует словесную речь, в этот период можно наблюдать первые признаки, которые могут свидетельствовать о потенциальных трудностях с речевыми навыками, двигательными функциями или умением общаться.
Специалисты по коррекции речи и дефектологии констатируют, что трудности могут быть обусловлены недостатком или сдвигом в слуховом восприятии, умении подражать и взаимодействовать с другими людьми.
На какие признаки стоит обратить внимание на начальных этапах
-
Недостаток словесного потока или его ограниченность. В этом периоде дети начинают активно говорить и стремятся включиться в разговор со взрослым.
-
Отсутствие сосредоточенности на окружающих звуках и речи. Ребёнок не проявляет реакции на звуки или не интересуется беседами.
-
Не проявляет интереса к подражанию звукам или движениям.
-
Трудности в установлении зрительного контакта. Следует обратить внимание на то, что ребенок не хочет смотреть в глаза.
-
Отсутствие реакции на элементарные указания или просьбы, например, «подай» или «укажи».
-
Наблюдается ограниченное использование жестов при общении с другими людьми.
Если вы обнаружили у своего ребенка хотя бы один из перечисленных признаков, рекомендуется обратиться к специалисту. Раннее выявление проблемы позволит скорректировать ее более эффективно и безболезненно.
Как определить, являются ли различия в развитии индивидуальными особенностями или указывают на наличие проблем?
У каждого ребенка есть свои неповторимые особенности, и темпы его развития, в частности, речевые навыки, всегда индивидуальны. Так, у одних детей речь может развиваться медленнее, что в некоторых случаях является нормальным и может быть обусловлено генетическими факторами или индивидуальными особенностями.
Родителям необходимо избегать паники, если ребенок не справляется с каким-либо действием, однако важно не пропустить настоящие отклонения в развитии.
-
Задержка речевого развития сама по себе не представляет угрозы, если ребенок демонстрирует нормальное развитие в других сферах, таких как двигательные навыки, когнитивные способности и социальное взаимодействие.
-
Когда нарушения коммуникации, речи, восприятия звуков или слуха сочетаются с другими признаками – такими как недостаток интереса к окружающему миру, к людям, к другим детям, или сложности с моторикой – это требует более детального рассмотрения и консультации с дефектологом.
Какие методы эффективны для исправления проблем в столь юном возрасте?
Научные исследования подтверждают, что своевременное воздействие на развитие определенных умений у детей оказывает положительный эффект.
Раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста и оперативное вмешательство в виде коррекции существенно увеличивают вероятность полного устранения дефектов к началу обучения в школе*.
Детям в возрасте 1-3 лет занятия с логопедом оказывают положительное влияние не только на развитие речи, но и на успешную социализацию**.
Начиная с девяти месяцев, в образовательный процесс можно интегрировать следующие методики:
-
Игровая терапия. Это предполагает применение разнообразных игр, направленных на развитие речевых и коммуникативных навыков. Взаимодействие с игрушками и куклами, ролевые игры и другие подобные занятия помогают ребенку научиться взаимодействовать с окружающим миром, развивая не только речь, но и социальные навыки.
-
Коррекция слухового внимания, в том числе обучение ребенка различать разные звуки.
-
Развитие коммуникативных умений с помощью жестов и мимики. Данный подход предполагает обучение детей распознаванию эмоций и освоению базовых двигательных навыков.
-
Терапия с родительским участием. Активное участие родителей в терапии значительно улучшает ее результаты. Регулярные занятия с детьми в знакомой и спокойной домашней обстановке способствуют созданию подходящей атмосферы для отработки и усвоения умений.
Своевременное выявление речевых расстройств у детей способствует не только оказанию им необходимой помощи, но и позволяет избежать возникновения более значительных трудностей в дальнейшем.
Своевременная диагностика имеет важное значение, поскольку она позволяет ускорить и повысить эффективность коррекционного процесса, способствуя полноценному и гармоничному развитию ребенка.
* «Ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений», опубликована в журнале «Современные проблемы науки и образования» в 2023 году.
** Н. А. Михайлова, «Научный журнал», 2022 г.




