
Как помочь ребенку, испытывающему трудности в школе

На академические достижения ребенка влияет широкий спектр факторов, включая его мотивацию, обстановку в школе и в семье, взаимоотношения с родителями и сверстниками, увлеченность отдельными предметами, психофизическое развитие и другие аспекты. По мнению педагога и сооснователя новой образовательной системы «ПреображаниУм», для разработки эффективной стратегии улучшения успеваемости важно сначала выявить причины текущей ситуации, которая не соответствует ожиданиям».
Шаг 1. Проанализируйте: ваш ребенок точно не справляется?
Действительно ли ребенок испытывает трудности с учебой или просто не желает прикладывать усилия? Возникают ли у него какие-либо разногласия в школе? Не существует ли у него какие-либо заболевания? Прежде чем приступать к решению вопроса, важно точно определить его суть и убедиться, что это действительно проблема.
Не существует детей, которым все дается легко. Учащихся, испытывающих одинаковый интерес к литературе, физике, физкультуре и географии, очень немного. Обычно у кого-то что-то получается лучше, а что-то — хуже. Если вы хотите, чтобы у ребенка были одни «пятерки», к сожалению, мы вынуждены сообщить, что его успеваемость может включать оценки «четверки», а иногда и «тройки» с «двойки».
Шаг 2. Оцените, не слишком ли сложная программа
Иногда важно сопоставить потенциал ребенка и объем учебной нагрузки. Если у него есть интерес к истории и литературе, но в школе он получает только 4, то не слишком ли интенсивным кажется темп обучения и объем материала по сравнению с его нынешними возможностями? Возможно, оценка отражает успехи в освоении слишком сложной программы, а стандартной ребенок получил бы 5+. Вот она — теория относительности в действии.
Именно поэтому важно выбирать школу, при выборе образовательного учреждения необходимо учитывать возраст и интересы ребенка. Если у него есть склонность к техническим дисциплинам и он успешно осваивает математику, не следует настаивать на обучении в школе с углубленным изучением языков или других гуманитарных предметов. И наоборот, если ребенка привлекает русский язык, чтение и творчество, нецелесообразно отдавать его в класс, ориентированный на подготовку будущих инженеров?
Шаг 3. Рассмотрите условия для учебы дома
Подумайте, обеспечиваете ли вы дома все необходимые условия для обучения. Зачастую жизнь детей разделяется на школу, которую они воспринимают как источник трудностей и напряжения, где требуется постоянная работа, соблюдение дисциплины, внимательное слушание и многое другое, и дом, где царит атмосфера праздника, развлечений, приходят гости, живут братья и сестры. Таким образом, дома комфортно, безопасно и интересно, однако такая обстановка не способствует формированию рабочей обстановки, задания не выполняются, и это сказывается на оценках.
Возможно, потребуется составить подробный план, предусматривающий время для отдыха после уроков, для выполнения домашних заданий и для занятий любимым делом. Это может побудить детей быстрее справляться с учебными обязанностями, чтобы иметь возможность расслабиться и заняться тем, что им нравится. Однако, учитывая, что после школы, где дети проводят много времени, сидя на месте, им необходима прогулка или активные игры. Также важен удобный уголок для учебы, где отсутствуют отвлекающие факторы, такие как работающий телевизор.
Шаг 4. Окажите помощь и поддержку
Поддержка ребенка в учебе необходима, однако не стоит заменять собой учителя. Дома должны быть созданы все условия для выполнения домашних заданий. Ребенок не должен вновь сталкиваться с педагогом в лице родителя, ведь уроки предназначены для оценки усвоения материала и служат основой для самостоятельной работы.
Когда занятия вызывают затруднения, а целенаправленная помощь и поддержка оказываются недостаточными, необходимо обратиться к учителю для выяснения причин. При пропуске значительного объема материала или наличии серьезных сложностей с предметом, целесообразно обратиться к репетитору или посещать специализированные занятия. Если же сложность связана с общим недопониманием и неблагоприятной обстановкой, стоит рассмотреть возможность смены класса или школы, а также индивидуальный план обучения, домашнее обучение или комбинированные онлайн- и оффлайн-программы.
Бывает, что не складывается контакт с учителем или одноклассниками. Конечно же в неприятную обстановку идти совсем не хочется, да и силы доказывать что-то в такой ситуации есть далеко не у всех. Здесь единственный рецепт — быть всегда на стороне ребенка, спрашивать, думать, разговаривать и сообща принимать нужные меры. Более взрослым ребятам может помочь в том числе подключение психолога к работе.
Обсудите план обучения с другими членами семьи
Иногда более эффективным решением будет не переводить ребенка в другое учебное заведение, к другому педагогу или не менять образовательную программу, а сосредоточиться на помощи в адаптации к существующей. Ключевым фактором здесь является изменение отношения к его школьным оценкам. После обсуждения планов на семейном собрании можно определить предметы, на которые сейчас не стоит делать акцент, и спокойно допустить получение «тройки», предоставляя ребенку больше возможностей для занятий вне школы.
Шаг 6. Обратите внимание на те выражения, которые вы используете в общении с ребенком
Стоит задуматься, создают ли условия в семье атмосферу, располагающую к уверенности ребенка в своих способностях. Дети, склонные к активным действиям, нередко с самого детства слышат в свой адрес уничижительные прозвища вроде «бестолковый», «двоечник», «лентяй» и подобные. Если это актуально для вашей ситуации, возможно, ребенок растет с ощущением отсутствия вашей веры в него и поддержки его начинаний. Даже при наличии всех необходимых ресурсов — преподавателей, современных технологий, учебных пособий — у него отсутствует стимул к занятиям, которые, по его мнению, заранее предрасположены к неудаче. Более того, он безоговорочно принимает заранее предсказанную тройку, воспринимая ее как нечто само собой разумеющееся.
Шаг 7. Продумайте мотивацию за хорошие оценки
При создании внешней мотивации, поощряющей хорошие оценки, важно проявить внимательность. Поговорите с ребенком, чтобы выяснить, какие у него есть стремления или цели, и как они могут быть соотнесены с изучением определенного предмета. Не стоит предлагать вознаграждение исключительно за оценку «5» по физике выдавать карманные деньги или устраивать поход в кино. Нужна связка: изучить=применить.
Покупка новой игрушки или гаджета может стать интересным знакомством с математикой: можно объяснить, как копить деньги, как искать выгодные предложения и как рассчитывать проценты для удачной сделки. Узнайте, о чем он мечтает, куда хотел бы отправиться и что для этого потребуется — например, знания географии или иностранного языка. Важно, чтобы у ребенка была собственная, не навязанная извне цель или мечта, и чтобы он понимал, как школьные предметы помогут ему приблизиться к ее достижению, даже если не позволят осуществить ее сразу. Безусловно, числа, записанные на бумаге, не могут быть мечтой.
Поиск вдохновляющего примера для ребенка – задача вполне выполнимая. Сейчас у нас есть доступ к большому количеству биографических фильмов, книг и встречам с популярными личностями, благодаря которым можно подробно узнать о пути к успеху. В моей работе был зафиксирован любопытный случай с юным футболистом, у которого возникали трудности с математикой. Когда педагог уделил время и приложил усилия, чтобы объяснить, как знания геометрии помогут прогнозировать траекторию полета мяча и улучшить ориентацию на футбольном поле, мальчик начал демонстрировать прогресс. В качестве дополнительного стимула учитель даже подобрал фильм с Брэдом Питтом, в котором тренер рассчитывал математическую вероятность различных комбинаций, учитывая сильные стороны игроков. Благодаря этому ребенку стало гораздо понятнее этот предмет, он действительно был воодушевлен достижением успехов в математике и геометрии. Он не был мотивирован внешними поощрениями или запугиванием, а именно вдохновлен благодаря индивидуальному подходу.
Не стоит забывать, что школа – это также и «школа жизни». Здесь дети усваивают принципы ответственности за невыполненные задания, за плохие оценки и другие недочеты. Они учатся принимать решения: стоит ли что-то изменить, приложить дополнительные усилия или же принять ситуацию и переключить внимание на что-то другое. Попытки компенсировать недостатки детей и развивать их слабые стороны часто оказываются затратными и не приносят ожидаемого результата, в то время как акцент на то, что увлечет и у них лучше всего получается, демонстрирует более эффективные результаты.