
1. Работа и труд все перетрут
Людмила Николаевна ранее занимала должность воспитателя в детском саду и отмечает, что с самого начала маленьких детей знакомили с трудовой деятельностью. Детей побуждали оказывать помощь друг другу и проявлять ответственность.
Воспитанникам поручались различные задания, связанные с трудом: они осуществляли дежурства в столовой и уголке природы. В детских садах ранее было принято содержать рыбок, птиц, хомячков и ежиков.
«В детском саду обитали птицы, животные и растения. Детям демонстрировали, как корректно поливать цветы, объясняли, какие виды растений нуждаются в определенной почве. Малыши наблюдали за педагогами, а дети из старших групп активно им помогали. И когда зимой выходили на прогулку, развешивали кормушки для птиц», — рассказывает Людмила Николаевна.
Обычно дети проводили много времени на улице, занимаясь различными делами: они копались в небольших огородах, сажали цветы, а также выращивали морковь, лук и петрушку. В зимнее время года они помогали дворникам, используя для этого маленькие лопаты.
2. В здоровом теле — здоровый дух
Марина Николаевна вспоминает, что ее дети посещали детский сад в 80-х годах. Тогда там применяли довольно строгие методы закаливания. Например, зимой маленьких детей могли выводить на улицу без обуви. Или же их приглашали на крыльцо, где обливали ноги холодной водой, налитой в таз.
«Некоторые родители даже разрешали полностью обливать детей водой, — рассказывает Марина Николаевна. — Но тогда я этого не допустила.
Приоритетом было физическая активность — каждый день начинался с утренней зарядки.
3. Поговорим о чистоте
Воспитатели полагали, что важно приучать детей к аккуратности и чистоте, поэтому после занятий лепкой и рисованием они должны были убирать за собой: им выдавались тряпки для протирания стульев и досок, после чего они шли мыть руки.
«Нам показывали, как следует мыть игрушки, как их вытирать и как сушить», — рассказывает Елена, посещавшая детский сад в 1978 году.
Заботе о гигиене уделялось большое внимание. Она включала личную гигиену, гигиену питания и гигиену сна. Няньки носили белые чехлы, как в медицинском учреждении.
По словам Ольги Анатольевны, воспитателя детского сада с 1988 года, большое значение также придавалось независимости детей. В те годы было принято предлагать малышам занятия, связанные с ручным трудом: пришивать пуговицы, натягивать ткань в пяльцы, плести косы из лент. Также их обучали шнуровать обувь и застегивать одежду.
4. Учить творчеству!
По словам Елены, детям читали книги и устраивали походы на кукольные спектакли.
Она также вспоминает о творчестве, которое предшествовало праздникам 8 Марта и 23 Февраля, а также подготовке к Новому году. Дети декорировали деревянные доски, создавали аппликации, приносили из дома картонные коробки и переделывали их в шкатулки.
«Елену тронула работа педагога, обладающей творческим подходом. Она часто играла на фортепиано, мы с ней готовили музыкальные номера к концертам и праздничным мероприятиям. Многие из этих песен были посвящены Ленину, и я до сих пор помню их.
5. Деревянные игрушки
Современные дети имеют гораздо больше выбора игрушек, чем советские ребята. В некоторых детских садах раньше даже не было качелей, но зато были песочницы и железные «ракеты».
«Нам приходилось постоянно придумывать игры, не используя доступных материалов, что способствовало развитию как коммуникативных навыков, так и фантазии. Это было замечательно!» — отмечает Елена.
В детском саду планировали установить детскую мебель и кухонный уголок для девочек, но игры в этих помещениях разрешались лишь в предпраздничные дни, поскольку воспитатели заботились о сохранности имущества учреждения. Нехватка! Однако кукол было достаточно для всех детей.
любите ребенка всей душой, но и будьте строги к нему
В советских детских садах детей не подвергали физическим наказаниям, но при этом предъявляли к ним высокие требования и придерживались строгих правил воспитания.
Ольга Анатольевна отмечает, что родители детей также проявляли значительное уважение к воспитателям, их авторитет был неоспорим.
«В семьях также существовали более строгие методы воспитания. Поэтому у воспитателей не возникало необходимости в наказаниях и строгости, дети легко понимали их с полуслова», — отмечает женщина.




