
Американский эксперт в области детской психологии Аманда Дженнер регулярно публикует советы по воспитанию детей дошкольного возраста в социальных сетях. Она объяснила, почему некоторые наши слова не находят отклика у детей и создается впечатление, что они нас не слышат. Вместо того чтобы рекомендовать отказ от строгих выражений вроде «Нет», «Нельзя» и «Я запрещаю», она предлагает более эффективные альтернативы. Дженнер утверждает, что этот подход действительно результативен.
«Будучи специалистом в области воспитания, я часто встречаю неэффективные выражения, и в ответственности за их употребление находимся все мы. Однако, за прошедшие годы я осознал, что дети не воспринимают смысл ни одной из этих фраз, и нам необходимо учитывать их перспективу, понимать их переживания и улавливать их эмоциональное состояние», — цитирует ее Аманду Дженнер издание The Sun.
Не используйте «Нет»
Представьте, что вы просите ребенка убрать игрушки, а он не соглашается. Спустя некоторое время он просит включить мультфильм или получить угощение. Что обычно делает мама? Она отвечает: «Не получишь, ты ещё не прибрался».
Что советует психолог: Аманда советует использовать более оптимистичные формулировки, избегая категоричных отрицаний. Для многих детей, особенно в период кризисов и протестов, слово «Нет» становится триггером и поводом для истерики.
Безусловно, это возможно, когда ты приберешь игрушки».
Забудьте фразы «Успокойся!», «Закрой рот!»
Если ваш ребенок уже начал плакать или, что еще хуже, у него истерика, он уже не в состоянии успокоиться. Попытки убедить его в этом не принесут результата. Попробуйте поставить себя на место ребенка. Если вы поссорились со своим партнером, фраза «Успокойся» превращается для вас в источник раздражения. А ребенок еще не владеет своими эмоциями так, как взрослые. Либо ребенок учится прятать свои эмоции поглубже, раз на него кричат, значит, нужно срочно замолкнуть. Это приводит к тому, что взрослые люди не умеют, боятся, стесняются затем выражать эмоции, подсознательно боясь некоего наказания.
Что советует психолог: Предложите ребенку обнять его или усадить на колени, затем спокойно скажите: «Давай вместе посчитаем до десяти и сделаем глубокий вдох».
Уделите внимание увлечениям ребенка: предложите игру или прогулку. Постарайтесь выяснить, что вызвало его огорчение и слезы.
Не говорите «Будь осторожен»
Предупреждая ребенка об опасности перед тем, как он выходит на улицу или начинает самостоятельные действия, мы говорим: «Будь осторожен». Однако для детей это словосочетание остается расплывчатым и непонятным. Они не осознают его конкретное значение, поэтому продолжают попадать в неприятные ситуации.
Что советует психолог: Если ребенок просит налить воды в кружку, объясняйте: «Не наклоняй кувшин слишком сильно, удерживай кружку обеими руками». Подчеркивайте важность безопасности в каждом действии, давайте ясные указания.
Забудьте «Дай, я сделаю»
В предыдущем пункте было дано описание ситуации, в которой оказался ребенок делает первые шаги по самостоятельности. Они необходимы для самостоятельной работы в будущем, чтобы он не нуждался в вашей поддержке. Поэтому инструкции, которые помогут освоить необходимые навыки, имеют большое значение, но не пытайтесь отнять у него эту привилегию. Сначала у ребенка мало что получается, и возникает желание взять дело в свои руки.
Что советует психолог: Вы можете предложить свою помощь деликатно, например: «Хотите, чтобы мама или папа (бабушка/дедушка) оказали вам поддержку? Обращайтесь, если потребуется». Такая формулировка позволяет им осознать, что помощь доступна, и при этом дает возможность самостоятельно решать, когда она необходима.




