
Алексей Рыбников – сын скрипача Льва Беймшлага и художницы Александры Рыбниковой. Эта творческая пара не торопилась узаконить свои отношения, даже после появления на свет ребенка, поэтому сын взял фамилию матери. Интересно, что родители Алексея все же сыграли свадьбу, когда юноше исполнилось 16 лет.
Алеша начал сочинять музыку в возрасте восьми лет, а его первое законченное произведение появилось к одиннадцати. Именно тогда отец отвел сына в музыкальную школу при Московской консерватории. После общения с ребенком его не приняли. Он смог воспроизвести заданную мелодию на музыкальных инструментах, но отказался выполнить ее голосом.
Одаренный мальчик
Позже юный Рыбников поведает отцу, что был сбит с толку. Однако отец не намерен был отступать. Он обратился к Араму Хачатуряну, известному композитору и педагогу, и продемонстрировал ему работы ребенка, в том числе балет «Кот в сапогах», созданный им в одиннадцать лет. Маэстро был поражен талантом Алексея и предложил ему свою поддержку. Одаренному мальчику, разумеется, предназначалась исключительно композиторская карьера: сначала музыкальная школа при консерватории, затем сама консерватория, ее аспирантура и даже преподавание в этом учебном заведении.
Рыбников, будучи молодым студентом, занимался музыкой. Его первая работа, созданная в консерватории, получила положительные отзывы критиков, однако второе произведение подверглось резкой критике, его сочли чрезмерно амбициозным и авангардным. Это вызвало у молодого композитора сильное волнение, что даже привело к развитию язвы желудка. Несмотря на это, он не отказался от экспериментов.
Аня
В многочисленных интервью Рыбников делится деталями о создании своих произведений. Так, песенка, исполняемая котом Базилио и лисой Алисой «Какое небо голубое», возникла неожиданно. Однажды на семейном вечере дочь композитора Анна начала танцевать. Пытаясь уловить ритм ее движений, отец начал наигрывать мелодию на пианино. В результате появилась знаменитая припев «лап-даб-дибу-ду-баай».
«Рыбников подумал: «Нужно записать это». Вскоре задорная мелодия обрела столь же одаренные слова и превратилась в популярный хит. Примечательно, что дочь Анна нередко оказывалась вовлеченной в творческий процесс отца. Так, первой исполнительницей роли Кончиты в рок-опере «Юнона и Авось» стала именно она. Тринадцатилетняя девочка сумела воплотить образ героини с помощью вокала и танца настолько убедительно, что современные актрисы теперь ориентируются на ее исполнение.
Рок
Несмотря на это, до создания «Юноны…» имели место и другие значительные достижения. В беседе Рыбников отметил, что до 70-х годов, даже при работе над музыкой для кино, он опирался на свой опыт написания симфонической музыки. Затем произошел определенный качественный скачок.
В то время он увлекался роком и был большим поклонником недавно вышедшей рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Естественно, творческому человеку сразу же захотелось попробовать что-то новое. Появилась и возможность для этого. Рыбникова пригласили сочинить музыку для «Острова сокровищ». В результате была создана совершенно новая и современная версия телефильма, отличающаяся свежим подходом.
Сама жизнь
Ему всегда были свойственны новаторство и стремление к нестандартным решениям, что отличало его от композиторов с традиционным образованием. Маэстро создал семью в раннем возрасте. Чтобы обеспечивать свою жену и детей, Анну и Диму, ему приходилось искать заработок различными путями. Композитор, который прежде воспринимал написание песен для детских фильмов и мультфильмов как несерьезное занятие, вскоре изменил свое мнение. Помимо работы над этими фильмами и мультфильмами, он преподавал частным образом, руководил оркестром в театральном институте и даже аккомпанировал детям на праздничных мероприятиях.
Рыбников был открыт для любых музыкальных направлений и продолжает корректировать коллег, склонных к узкой специализации. Для создания чего-то оригинального необходимо экспериментировать и не избегать смешения различных стилей. Широкий взгляд на возможности в музыке и выдающийся талант позволили ему разработать принципиально новые музыкальные формы.
Самая любимая
Рок-опера «Юнона и Авось» приобрела широкую популярность и любовь зрителей. Она была создана в 1981 году. Композитор предвидел будущие тенденции, так как пик популярности у оперы пришелся на начало XXI века. «В начале 2000-х годов «Юнона и Авось» стала наиболее востребованным спектаклем в России, превзойдя даже «Лебединое озеро». Постоянно появлялись новые интерпретации, и ни одна из них не повторяла предыдущую. В настоящее время «Юнона» регулярно идет в Петербурге, Иркутске, Красноярске, Новосибирске», – отмечал Рыбников.
Планы в кино
На данный момент композитор имеет в своем послужном списке свыше пятидесяти работ для кинофильмов. В разговоре с журналистами он признался, что его больше не привлекает работа в киноиндустрии. Режиссеры заказывают музыку, призванную создавать атмосферу, а не запоминаться – такова современная тенденция. В 2015 году Рыбников принял решение самостоятельно заняться режиссурой.
«С горечью признаю, что в России практически никто не занимается музыкальным кино. Отсутствуют режиссеры, способные и желающие создавать такие проекты. В результате музыкальный кинематограф не пользуется популярностью. Благодаря значительным усилиям мне удалось получить финансирование, хоть и в ограниченном размере, и приходится работать с имеющимися ресурсами. Поэтому планируются фильмы в жанре рок-оперы и мистерии – полнометражные музыкальные картины, где музыка является основой повествования.
Первый фильм, созданный по произведениям Хоакина Мурьеты, будет называться «Дух Соноры» – в честь второго по величине штата в Мексике, родины писателя. По словам Рыбникова, у него есть рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», однако для нового фильма был выбран реальный сюжет. Автор нового сценария – Юлий Ким. «На данный момент в Америке снято три фильма о Мурьете, наш станет четвертым», – добавил Рыбников.
Первая рок-опера в СССР
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» – это произведение Рыбникова, созданное в соавторстве с Павлом Грушко. Данная работа стала первой рок-оперой в Советском Союзе. Консервативное Министерство культуры не приняло жанр и неоднократно, одиннадцать раз, отказывало в разрешении на постановку. Авторам приходилось постоянно перерабатывать материал. Когда разрешение было получено, композиторы уже не возлагали особых надежд на успех. Тем не менее, в «Ленкоме» на новое представление зрители стекались огромными толпами, а в 1979 году Рыбников удостоился звания композитора года.
Скандал с Юноной
Предыдущий проект, «Юнона и Авось», вызвал широкий резонанс. На тот момент Алексея Львовича уже именовали композитором, находящимся в немилости, и он не только использовал в своих произведениях рок-музыку, непривычную для советской публики, но и объединил ее в новой постановке с псалмами и молитвами.
Запрет был наложен на пластинку с хитами из рок-оперы, выпущенную спустя год после ее создания. Чтобы добиться отмены запрета через суд, потребовалось еще год. Рок-оперу «Юнона и Авось» увидел известный ценитель оперного искусства Пьер Карден, который организовал показ на Елисейских полях. Необычную советскую постановку тщательно проанализировали и в Великобритании, где был создан фильм, основанный на «Юноне…», который планируется к показу в 50 странах мира.
Литургия
Воодушевлённый триумфом, в 1990-х Рыбников представляет публике ещё одну работу – мистерию «Литургия оглашенных». И вновь спектакли проходят с аншлагами как в России, так и в США, однако столь мощного эффекта, какого произошёл после постановки «Юноны и Авось», добиться не удалось. В 1999 году Рыбников учреждает в Москве собственный театр. Однако к началу нового века зритель стал более требовательным, и рок-опера уже не вызывает у него прежнего восхищения. В связи с этим Рыбников начал экспериментировать с другими жанрами и направлениями. Задумав в 2015 году заняться режиссурой, он представил киноверсию своей «Литургии оглашенных» лишь в 2018 году».
В прошлом году Рыбников объявил о начале работы над новой оперой под названием «Князь Андрей». В центре сюжета – герой романа Толстого Андрей Болконский, который находится в поисках своего предназначения, не видит возможности реализовать себя и переживает предательство.




