
Почему 11-летние дети становятся такими непростыми?

Родители часто обсуждают, в каком возрасте начинается переходный период. Многие из них представляют, что половое созревание начнется у ребенка в 13 или 14 лет, поэтому внезапное изменение поведения в 11 лет становится для них неожиданностью. Однако в средствах массовой информации сообщается, что именно в этом возрасте многие дети начинают проявлять необычное поведение: нападают на сверстников, устраивают дома вечеринки, становятся родителями. Следует учитывать, что у девочек половое созревание обычно начинается в возрасте от 9 до 12 лет, а у мальчиков — от 12 до 13 лет, поэтому число 11 не случайно воспринимается как граница, разделяющая детство и подростковый период.
Переходный возраст — (не)опасный период?
Существующие представления о переходном возрасте часто основаны на мифах и стереотипах, что создает вокруг него ореол таинственности. В этот период ребенок внезапно становится непонятным и, по мнению некоторых, представляет собой потенциальную угрозу.
Сохраняйте спокойствие. Этот этап развития не является чем-то необычным или катастрофическим. Напротив, это вполне закономерный процесс взросления, сопровождающийся существенными психологическими и физиологическими изменениями.
Начиная с 11-12 лет, гипоталамус в мозге начинает более интенсивно производить гонадотропин-рилизинг гормон. Этот гормон стимулирует выработку половых гормонов – эстрогенов у девочек и тестостерона у мальчиков. В результате происходящих биохимических изменений происходит физическое созревание, которое включает рост и формирование вторичных половых признаков.
Следует учитывать, что наступление и продолжительность периода полового созревания у подростков различаются, что может приводить к тому, что в одном классе оказываются дети одного возраста, но демонстрирующие разное поведение и имеющие различные реакции.
Наряду с физиологическими изменениями наблюдаются и психологические. Мозг подростка переживает вторую волну нейронной пластичности — это период интенсивной реорганизации, в ходе которого возникают новые нейронные связи, а существующие либо усиливаются, либо становятся неактуальными.
Знание этих закономерностей позволяет взрослым более глубоко понять причины поведения подростков. Такая эмоциональность, тяга к риску и нестабильность настроения могут быть объяснены с учетом возрастных психологических особенностей и биологических изменений.
Это не означает, что наши действия не окажут влияния. Более того, именно в этот период подростку особенно важно получить поддержку и понимание от взрослых. Эффективное взаимодействие, внимание к особенностям его развития и создание возможностей для безопасного выражения себя способны смягчить переживания, связанные с переходным возрастом, как для подростков, так и для их родителей.
«Но у меня в 11 лет было не так!»
Вспомните свой личный опыт того времени, и даже если вам кажется, что вы были тихой и послушной девочкой, и кризиса не возникало, постарайтесь с пониманием отнестись к чувствам детей. За примерный подростковый период не награждают.
Зачастую мы склонны сравнивать себя и своих детей одного возраста. Причина проста: мы стремимся найти объяснение их поведению в физиологических факторах, которые, как нам кажется, не претерпели изменений за последние 30-50 лет. Поэтому мы ожидаем, что переходный возраст будет протекать схожим образом у разных поколений. Однако это не соответствует действительности. Биология оказывает влияние не на все аспекты развития.
Подростковый период характеризуется существенными изменениями, затрагивающими не только физиологию, но и мировоззрение. Мир вокруг претерпел значительные трансформации. Рассматривая поколение Z, становится ясно, что период взросления, переживаемого современными подростками, значительно отличается от опыта их родителей, поскольку они выросли и сформировались в эпоху цифровых технологий.
На первый взгляд, наиболее ощутимое различие заключается в повсеместном влиянии технологий. Дети нынешнего поколения, в возрасте 11-12 лет, в значительной степени выросли в мире, где интернет, смартфоны и социальные сети являются неотъемлемой частью жизни. Это существенно меняет их коммуникативные навыки, подходы к обучению и способы самовыражения. Если для предыдущих поколений общение с друзьями и игры на свежем воздухе были ключевыми способами социализации, то современные подростки все чаще проводят время в сети.
Существенное и значимое различие заключается в восприятии ценностей, проявлении агрессии и способах выражения собственного мнения. Представители поколения Z выросли в эпоху, когда информация распространяется моментально, а мировые события оказывают непосредственное влияние на их повседневную жизнь посредством мобильных устройств. Это сделало их более информированными о социальных, экологических и политических вызовах. Уже в возрасте 11-12 лет они способны проявлять заинтересованность в таких вопросах, как изменение климата, равноправие полов и социальная справедливость, что выделяет их изрядно по сравнению с интересами подростков предыдущих поколений в этом же возрасте.
В обучении также произошли преобразования. Детям нынешнего поколения открыт доступ к огромному объему онлайн-ресурсам и инструментам для обучения, что делает их более самостоятельными в получении знаний, если на то есть мотивация. Однако это также влечет за собой определенные проблемы — информационный перегруз и трудности с концентрацией внимания.
Это имеет огромное значение, поскольку затрагивает эмоциональную сферу. Активность в социальных сетях, расширение кругозора и формирование личности, стремление к успеху и создание онлайн-идентичности способны усугубить чувство изоляции у подростков. В то время как их родители могли испытывать стресс от экзаменов или отношений с одноклассниками, современные подростки сталкиваются с дополнительным давлением социальных сетей и стремлением к «идеальной» жизни, которую они видят на экранах.
В чем разница между 11 и 16 годами?
Детям одиннадцати лет и подросткам шестнадцати лет свойственны особенности подросткового периода, однако их психическое развитие, поведение и социальные взаимодействия существенно отличаются друг от друга. Эти расхождения объясняются как биологическими факторами, связанными с ростом и развитием, так и изменениями в социальной среде, а также ожиданиями, предъявляемыми взрослыми.
Откуда у детей в 11-12 лет агрессия?
Агрессия в переходном возрасте 11-12 лет может быть вызвана рядом факторов, которые переплетаются между собой и усиливаются биологией. Дети сталкиваются с первыми серьезными вызовами в своем эмоциональном и физическом развитии.
Пубертатные изменения
В период полового созревания наблюдается резкий скачок уровня гормонов, что способно вызывать эмоциональные перепады и агрессию. Подросткам может быть сложно сдерживать свои импульсы, что проявляется в действиях, совершаемых без обдумывания, или в вспышках гнева, которым впоследствии наступает стыд».
Развитие мозга
В период подросткового возраста мозг претерпевает интенсивное развитие, в особенности те зоны, которые отвечают за управление эмоциями и контроль импульсов. Недостаточная зрелость этих участков мозга может стать причиной повышенной агрессивности. «Если мне что-то не нравится, я обязательно об этом скажу», «Ты меня выводишь из себя – я отвечу тебе тем же».
Поиск идентичности
В подростковом возрасте молодые люди начинают задумываться о своей роли в обществе и искать свое место и самоопределение. Этот период может сопровождаться разногласиями с родителями, педагогами и ровесниками, поскольку подростки испытывают досаду и гнев, вызванные расхождением между их представлениями о себе и ожиданиями других. «Я не знаю, кто я!», «Говорите, что я дурочка? Отлично, буду дурочкой», «А я вот назло не буду говорить вежливо».
Социальное давление и буллинг
Давление со стороны одноклассников, опасения не получить одобрения или издевательства могут вызвать агрессивное поведение как форму самозащиты. Неуверенность в себе и низкая самооценка также могут привести к агрессии как способу проявления силы или контроля над ситуацией.
Ребенку еще предстоит осознать, что он способен самостоятельно и успешно справляться с трудностями, то есть без участия родителей. В возрасте 10-12 лет ребенок все еще находится в состоянии психологической близости с родителями, однако влияние окружения сверстников формирует установку «не будь зависимым от родителей». Кроме того, ему еще предстоит понять, что проблемы можно решать не с помощью силы, а посредством обсуждения, отказа от участия в конфликте или обращения за поддержкой.
Эффективное взаимодействие требует наличия таких характеристик, как рациональность в решении задач, умение предвидеть результаты, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки и осознание права на самозашиту. Эти качества начинают формироваться, однако ребенок все еще характеризуется импульсивностью и некоторой беспомощностью, испытывает трудности в самопонимании и распознавании смен настроения, болезненно реагирует на обиды, открыто выражает гнев или, напротив, стремится к самоизоляции.
Дети, проявляющие агрессивное поведение, часто оказываются в центре внимания: именно из-за них чаще всего говорят о жестокости среди младших подростков. Окружающие выражают сочувствие родителям или критикуют их, педагоги в отчаянии приводят ребенка к психологу. Гораздо реже вызывает озабоченность состояние тихих, необщительных и замкнутых детей, которые предпочитают одиночество в классе или в комнате. Родители могут любить их безгранично, а учителя могут просто не замечать.
Это может привести к серьезным последствиям. Подтверждением тому служат имеющиеся примеры стрельбы в школах, в некоторых случаях дети могут отвечать на пережитые унижения, проявляя агрессию не только по отношению к обидчикам, но и к другим детям, а также к взрослым, не имеющим отношения к их травле.
Какое воздействие оказывает культура на поведение подростков?
Демонстрация насилия в онлайн-ресурсах, на телевидении и в видеоиграх способна привести к тому, что агрессия будет восприниматься как приемлемый способ разрешения споров, особенно если у молодого человека нет других навыков решения проблем. Если в школе и дома не показали, как разрешать конфликты мирным путем, то они могут использовать агрессию как единственный доступный способ справляться со стрессом или чувством неудовлетворения.
Как поддержать ребенка в период младшего подросткового возраста?
Любите и не вините
Будьте готовы к тому, что ваши дети вырастут и перестанут быть маленькими. Осознайте, что подростковый период – это естественный этап, который ведет к формированию зрелой, независимой личности.
Ключевую роль играют любовь и понимание родителей. Если вы замечаете проявления агрессии, протеста или обиды, воздержитесь от осуждения, оскорблений и обвинений ребенка. Он не осознает происходящее внутри себя и не в силах контролировать свои чувства. Сохраняйте спокойствие и рассудительность, выразите свою любовь и подчеркните, что вместе вы обязательно справитесь с возникшими сложностями.
Необходимо определять рамки дозволенного, но при этом способствовать развитию независимости
Настало подходящее время установить правила и определить последствия их несоблюдения. Взрослым порой кажется, что дети в младшем подростковом возрасте нуждаются в большей свободе и самостоятельности. Действительно, они стремятся к возможности выбирать одежду по своему вкусу, слушать любимую музыку, есть желаемую пищу, а не только полезную, и так далее.
По факту, нежелание взрослых настаивать на своей правоте и поддерживать авторитет, а также стремление все бросить, приводит к дезориентации у подростков.
Подростки чувствуют себя незащищенными и ненужными («раньше проявляли любовь и заботу, побуждали к учебе, а теперь я перестал быть им нужен»). Младший подросток – это совокупность внутренних противоречий.
Какие методы помогут снизить и остановить проявление агрессии в этом периоде жизни?
Не стоит, несмотря на сложности, обращать внимание на нежелательное поведение ребенка в присутствии окружающих и избегайте проявления агрессии. Ничто не вызывает у подростка больше раздражения, чем публичные упрёки.
Даже без вмешательства взрослых, младшие подростки могут чувствовать дискомфорт или испытывать стыд из-за собственной неуверенности, переживаний о своей внешности или из-за травли в школе. Если ребенок проявляет агрессию в вашем присутствии или вы получаете на него жалобы, важно сохранять спокойствие: сделайте глубокий вдох, пообещайте принять необходимые меры и поговорите с ним в вежливой и спокойной манере (без угроз). При этом, до выяснения обстоятельств, не позволяйте никому оскорблять или упрекать ребенка и всегда поддерживайте его.
-
Прежде всего необходимо установить причину агрессии. Не стоит обвинять ребенка или угрожать ему, не проявляйте отчаяние, сжимаясь в родительском бессилии перед деспотичным поведением. Лучше спокойно обсудите ситуацию за чашкой чая, поговорите, приобняв ребенка (если он не возражает), пообещайте оказать поддержку или дайте полезный совет о том, как можно действовать иначе. Расскажите о своем опыте, о том, что вы переживали в этом возрасте.
-
Предоставьте подросткам возможность безопасно и конструктивно выражать свои чувства : организовывайте увлекательные мероприятия, запишите ребенка в кружок или спортивную секцию, соответствующие его увлечениям, и смотрите вместе захватывающие фильмы, подходящие по возрасту.
-
Сосредоточьтесь на конкретных действиях, а не на характеристиках личности ребенка. Подождите, пока подросток не успокоится. Затем поговорите с ним о его действиях. Убедитесь, что он уже пришел в себя и чувствует раскаяние за свое поведение. Спокойно и с любовью расскажите о том, как он проявлял агрессию, какие слова употреблял и какие поступки совершал. Избегайте оценочных суждений и оскорбительных сравнений, говорите о своих переживаниях. Критика, особенно в эмоциональной форме, может спровоцировать раздражение и сопротивление, что помешает решению вопроса.
