
В Государственную Думу поступил законопроект о воспитании детей после развода

Депутаты ЛДПР, СРЗП и КПРФ обратились в Государственную Думу с предложением о введении совместной опеки над детьми после расторжения брака. Согласно законопроекту, разведенные родители сохраняют равные права в отношении ребенка и имеют возможность одинаково принимать участие в его воспитании.
Законопроект, как ожидается, будет включен в Семейный кодекс Российской Федерации и призван помочь в определении порядка опеки над ребенком в случае развода. В ситуациях, когда родители не смогут прийти к соглашению относительно места жительства ребенка и графика встреч, суд будет выносить решения о совместном воспитании.
Согласно тексту законопроекта, в рассматриваемой ситуации ребенок будет попеременно проживать с каждым из родителей, а окончательное решение будет принимать суд, принимая во внимание мнение родителей и ребенка старше 10 лет.
В следующих ситуациях совместное воспитание ребенка после развода не представляется возможным:
-
один из родителей ограничен в правах или лишен их;
-
у одного из родителей нет постоянной регистрации;
-
один из родителей проживает за границей;
-
у одного из родителей нестандартный график работы (вахтовый, длительные командировки);
-
ребенку требуется особый уход в связи с хроническим заболеванием;
-
родители живут слишком далеко друг от друга;
-
у одного из родителей ненадлежащие условия для проживания ребенка.
В случае принятия закона, он либо побудит родителей к поиску взаимопонимания, чтобы избежать судебного решения, либо приведет к ограничению прав одного из родителей. Юрист разъясняет, каким образом это повлияет на процедуру расторжения брака для семей с детьми.
Данная инициатива окажет поддержку исключительно семьям, готовым к воспитанию детей
Предлагаемый законопроект предусматривает создание нового института — совместного воспитания. В соответствии с ним, суд сможет определить график проживания ребенка как с отцом, так и с матерью. Авторы надеются, что это позволит обеспечить равное участие обоих родителей в процессе воспитания и уменьшить количество неполных семей.
Законопроект может оказаться полезным для родителей, стремящихся к активному участию в воспитании детей, но не находящих поддержки со стороны второго родителя, который относится к этому безразлично и согласен с решением суда».
В настоящее время судебное разбирательство устанавливает, с кем из родителей будет проживать ребенок, и определяет график встреч с другим родителем. В действительности, этот график может быть весьма жестким: например, всего несколько часов в будни, всего пара дней на месяц и небольшая часть отпускного периода.
Законопроект предусматривает механизм, который дает возможность выходить за пределы минимального взаимодействия и устанавливать более всестороннее участие обоих родителей.
Однако для ситуаций, где один из родителей сознательно препятствует участию второго — не передает ребенка, игнорирует согласованные условия, не соблюдает установленные сроки — маловероятно, что новая схема принесет изменения.
Даже если суд определит совместное воспитание, неэффективность мер, обеспечивающих его исполнение, приведет к череде исполнительных производств. Суть проблемы заключается в том, что само по себе решение суда не гарантирует его соблюдение, и дополнительных инструментов для этого законопроект не предусматривает.
Поставленная законопроектом задача уменьшения количества неполных семей представляется труднодостижимой.
-
Законодательство четко указывает, что если родитель обратился в суд с просьбой прекратить совместное воспитание, суд не может удовлетворить эту просьбу. В законопроекте не оговаривается необходимость обоснования подобного ходатайства, поэтому формального отказа будет достаточно. В результате законопроект предоставляет родителю возможность отказаться от участия в жизни ребенка без необходимости приводить какие-либо объяснения.
-
Во-вторых, законодательство не допускает совместного воспитания, если родитель более шести месяцев не проживает с ребенком по уважительной причине и уклоняется от его воспитания и финансовой поддержки. Однако именно такая ситуация – отдаленность, отстраненность, отсутствие постоянного участия – и представляет собой типичный сценарий в неполной семье, с которой, как предполагалось, должен был разрешиться данный законопроект.
Для многих семей развод становится началом периода, когда один из родителей отходит от жизни ребенка. Вместо того чтобы мотивировать такого родителя к вовлечению в воспитание, предлагаемый законопроект лишает его возможности совместного опекунства.
В определенных ситуациях, когда оба родителя стремятся к совместному воспитанию, законопроект способен оказаться полезным. Однако в конфликтных ситуациях, которые часто встречаются на практике, и особенно когда один из родителей исключен или намеренно отстраняется от воспитания, он не предлагает новых подходов и не способствует вовлечению.