Семья

Как помочь ребёнку, если в школе украли телефон?

Кражи в школе – это не пережиток прошлых лет, свойственный только 90-м. Даже в 2020-х, когда у каждого ученика есть смартфон, дети продолжают терять ценные вещи, такие как телефоны, фирменная обувь, серьги или часы. Что делать, если предмет был оставлен в классе или раздевалке на короткое время, а затем исчез, и никто не берет на себя ответственность? Принять ситуацию как данность или обратиться с жалобой к директору?

Фото: img.freepik.com

«У моего сына, учащегося шестого класса, исчез смартфон. Он уверен, что телефон был украден после уроков. В тот день сын находился на дежурстве и положил телефон на парту, однако, когда закончил свои обязанности, его там не оказалось. Вместе с телефоном пропала банковская карта, которая находилась в чехле. Я сильно огорчилась и растерялась: как действовать, ситуация непростая, ведь речь идет о детях. Я обратилась к родителям одноклассников с просьбой поговорить с детьми, но ответа не последовало. А теперь что делать? Какую помощь может оказать школьное руководство? Или следует немедленно обращаться с заявлением в полицию?»

Галина.

Безусловно, если бы на рабочем месте пропал ваш смартфон, вы бы, скорее всего, устроили шум, попросили бы охранника предоставить видеозаписи с камер наблюдения или подали заявление в полицию. Однако, когда речь заходит о детях, родители нередко оказываются в замешательстве, рассматривая это как простую забывчивость школьника и избегая конфронтации, поскольку ребенку предстоит еще несколько лет обучения в школе.

Влад Чижов, ведущий проекта «Решала» на телеканале «ЧЕ!», делится советом, как действовать в сложившихся обстоятельствах!»

Шаг первый: сохраняйте спокойствие

Прежде всего, хотелось бы дать совет: воздержитесь от упреков в адрес вашего сына или дочь. Воспринимайте произошедшее как возможность напомнить о важности бережного отношения к имуществу. Однако это не должно выглядеть как поучение, например: «Ты не следил за телефоном, и вот что случилось». Ведь подобная ситуация может случиться с каждым. Выражение негативных эмоций по отношению к ребенку не изменит произошедшее, а лишь ухудшит ваши отношения.

Основная задача для каждого родителя – помочь ребенку научиться понимать ценность денег. Важно помнить о доверии и поддержании гармоничных отношений в семье. Ребёнок должен быть уверен, что в трудных обстоятельствах он может положиться на вас и рассчитывать на вашу поддержку. Создав такую атмосферу, вы сможете вовремя распознавать и предотвращать потенциально опасные ситуации на протяжении всего периода взросления.

Учитель не отвечает за пропажу вещей ребенка, и законодательство не обязывает его нести ответственность за их сохранность. Поэтому выражать недовольство педагогу нецелесообразно, это не принесет решения вопроса и может ухудшить ваши отношения. Постарайтесь сохранять спокойствие, даже если утерян дорогой телефон или украдена значительная сумма денег. Ребенок наблюдает за вашей бурной реакцией и может прийти к выводу, что обращаться к вам с проблемами не стоит, поскольку вы вместо их решения проявляете эмоциональный всплеск.

Шаг второй: выяснить все обстоятельства

Удаленно решать возникающие трудности бывает непросто. В подобной ситуации я бы посоветовал лично посетить школу, и рекомендую вам поступить аналогичным образом. Необходимо выяснить, какие действия по поиску уже были предприняты: общался ли педагог с учениками класса и с вашим ребенком? Просили ли помощи у сотрудников охраны?

Если еще не предпринято никаких действий, обсудите случившееся с вашим ребенком. Попросите его постараться вспомнить:

  • Где телефон был в последний раз?

  • Кто был рядом в тот момент?

  • Замечали ли вы, чтобы кто-то из окружающих проявлял признаки подозрительности, такие как оглядывался или расспрашивал о деталях, касающихся устройства.

  • Происходили ли какие-либо неразрешенные споры с кем-либо в последнее время? Возможна ли месть со стороны кого-либо таким образом?

В случае, если педагог не предпринял никаких действий, обратитесь к сотрудникам охраны на посту и проинформируйте их о случившемся. Узнайте, возможно ли получить доступ к записям с камер видеонаблюдения. Сообщите им сведения, полученные от ребенка, чтобы они знали, какие коридоры и классы необходимо проверить. Существует вероятность, что телефон или деньги не были украдены, а утеряны, и кто-то, например, нашел их и передал в учительскую.

Шаг третий: сообщите в полицию

Если педагог уже обратился к службам безопасности и проговорил с ребенком, вам остается только один вариант: вызвать полицию совместно с учителем. В этот момент лицо, похитившее телефон (если такой факт подтвердился), может запаниковать и вернуть смартфон владельцу, либо признаться в содеянном. Поэтому советую о прибытии полиции сообщать громко и четко, чтобы это услышали все.

Родителям необходимо составить и подать заявление в полицию, предоставить записи с камер видеонаблюдения и свидетельские показания ребенка сотрудникам правоохранительных органов. Важно подробно изложить все обстоятельства произошедшего, не искажая факты и указывая точную стоимость похищенного гаджета, а также размер ущерба. Следует учитывать, что даже после обращения в полицию нет гарантии возврата денежных средств или телефона.

Что должен сделать учитель

Педагог не имеет права самостоятельно вызывать полицию без уведомления родителей пострадавшего. Кроме того, стоимость устройства не должна списываться из заработной платы учителя, поскольку он не отвечает за сохранность имущества учащихся. Поэтому, если вы являетесь учителем, избегайте необдуманных действий и сохраняйте спокойствие.

Учителю следует незамедлительно проинформировать службу охраны, чтобы те проверили записи с камер видеонаблюдения (при наличии таковых в школе). Кроме того, педагогу необходимо пообщаться с учеником, у которого исчезли деньги или телефон. Следует установить, какие события происходили в течение дня:

  • Утром возник вопрос: не остались ли телефон или деньги дома?

  • Все ли предметы находились на своих местах во время завтрака в столовой? А что насчет пятого урока? И как обстоят дела на перемене?

Это позволит точнее установить период, когда произошла пропажа. Передайте полученную информацию службе безопасности.

После этого педагогу следует задать ребенку те же вопросы, которые мы ранее описывали в инструкции для родителей: проявлял ли кто-либо из одноклассников или учителей странное поведение? Какие конфликты были у ребенка? Эту информацию также необходимо передать сотрудникам службы безопасности.

Если самостоятельный поиск пропажи не дал результатов, обратитесь к родителям ученика: именно они уполномочены вызвать полицию и подать заявление. Уведомите администрацию учебного заведения. Рекомендуйте заместителю директора организовать классное собрание и обсудить произошедшее: возможно, одноклассники обладают какой-либо информацией. Не исключено, что потенциальный визит полиции заставит вора признаться в содеянном.

В любом случае, не стоит брать на себя чрезмерную ответственность и не стоит переживать: вы не являетесь причиной произошедшего, и вас никто не привлечет к ответственности по закону. Постарайтесь оказать поддержку ученику и его родителям.

Извлекаем из неприятности урок

В подобной ситуации я советую родителям избегать лишних криков и конфликтов, а вместо этого действовать оперативно. Не стоит устраивать разборки с педагогом, не нужно упрекать ребенка и проявлять излишнюю драматичность. Спокойное поведение повышает вероятность того, что, если пропажа произошла случайно, виновный признает свою вину и вернет украденное. Следует придерживаться четкого плана: вызов полиции должен быть последним шагом после общения с сотрудниками охраны, а не первым.

Не забывайте, что даже такая сложная ситуация способна помочь вашему ребенку усвоить важность бережного отношения к имуществу и финансам.