Звезды

Конфликты Эдуарда Успенского: причины ссоры с коллегами

Фото: img.freepik.com

Битва за Чебурашку

Все хорошо знают, как выглядит Чебурашка: «Его глаза были большие и желтые, как у филина, голова круглая, напоминающая заячью, а хвост коротенький и пушистый, как у маленьких медвежат…» Однако, такого Чебурашку, созданного Эдуардом Успенским, никто не припомнит. Даже для тех, кто читал истории о чудесном зверьке, он всегда – это лопоухий малыш с кроткой улыбкой, а не странноватый медвежонок с большой пастью. Этот образ стал знаковым благодаря художнику Леониду Шварцману, который разработал внешность Чебурашки для мультфильмов.

В 2006 году 86-летний Шварцман обратился в суд, чтобы защитить право на образ Чебурашки – рисунка зверька, который широко использовался на детских товарах, в том числе на креме для младенцев. Несмотря на мировую известность, сам Шварцман не был состоятельным человеком, и в его возрасте денежные поступления были бы весьма кстати. Поэтому он решил обратиться к производителям крема, компании «БКР-косметикс», с требованием выплатить компенсацию за использование этого образа. Однако компания уже произвела выплаты Эдуарду Успенскому, создателю имени и истории Чебурашки, и не намеревалась платить кому-либо еще. И, разумеется, Успенский не планировал делить полученные средства.

На обоснованные аргументы мультипликатора и его коллег, указывавших на то, что образ зверька был создан ими практически с нуля и используется именно он, а не имя и сюжеты с участием Чебурашки, Успенский демонстрировал патент. Выяснилось, что он не только зарегистрировал Чебурашку как бренд – в патент вошло узнаваемое изображение, созданное… болгарским художником. И до того, что само изображение это придумано не болгарином, никому не было дела. Кто первым успел – тот и завладел.

Уже много лет Успенский использует этот патент для получения дохода и пресекает использование образа Чебурашки в продукции и рекламе без его согласия.

Именно благодаря своей активной позиции писатель стал известным защитником авторских прав, однако возникает вопрос: как требования к соблюдению авторского права соотносятся с патентом на образ, созданный другим специалистом? Станислав Соколов, заведующий кафедрой анимации ВГИК, прокомментировал эту ситуацию следующим образом: «В процессе защиты авторских прав Успенский нарушил права других авторов. Он как бы говорит: «Поймайте вора!», хотя сам и присвоил себе чужой персонаж и теперь получает с него прибыль».

Сам Владислав Успенский отвечал на все вопросы, утверждая, что персонажа не создавал Шварцман. Однако в разных версиях рассказывалось, кто именно нарисовал Чебурашку, и возникала путаница: иногда говорилось о команде художников «Союзмультфильма», иногда – о том, что сам Успенский, посещая дом Шварцмана, объяснял, как следует изобразить Чебурашку. Леонид Аронович, в свою очередь, утверждает, что Успенский ни разу не приезжал к нему домой с инструкциями, поскольку в книге он уже детально описал внешность персонажа и не видел оснований для ее изменения.

Шварцмана знают не только благодаря Чебурашке. Он также был художником-постановщиком мультсериалов о семье непоседливых обезьянок, о котёнке Гаве и о попугае, мартышке и удаве. Помимо этого, он принимал участие в создании «Снежной королевы» и «Варежки», признанных шедеврами советской мультипликации.

Дети? Фу!

Любовь к деньгам не сделала никого более порядочным и благородным. Однако, почему не проявлять уважение к читателю, который является основным источником дохода? Именно дети стали причиной финансового благополучия Успенского – они просили родителей снова и снова показывать им мультфильм о Простоквашино и перечитывать книги с любимыми героями, вдохновляя их на приобретение рюкзаков, пеналов, ящиков для игрушек и прочих предметов с персонажами произведений Успенского.

Несмотря на это, писателю, по всей видимости, не доставляло удовольствия общение со своими юными поклонниками. В целях обеспечения финансовой стабильности он давал интервью и проводил встречи с детьми, однако окружающие нередко слышали от него резкие замечания в адрес мальчиков и девочек. Так, например, известен случай, когда он спросил: «Можно, я этой девочке пенделя дам?» в ответ на вопрос, который показался ему неуместным. «Я не обязан испытывать симпатию к детям», – заявлял он, объясняя свою точку зрения.

В этом вопросе он, безусловно, был прав. Невозможно испытывать любовь ко всем детям. Суть проблемы заключалась в его отсутствии любви к собственной дочери, Татьяне. По крайней мере, так она считает. В мае 2020 года социальные сети активно обсуждали открытое письмо Татьяны, в котором она утверждала, что её отец был жестоким человеком, и его имя не подходит для награды в области детской литературы. «После смерти о ком угодно можно сказать что угодно, он не может себя защитить», – таково было мнение многих комментаторов. Однако Татьяна говорила о своём отце подобным образом и ранее.

По словам самого Успенского, причиной их ссоры стало желание Татьяны получить его деньги. Он же стремился к тому, чтобы она самостоятельно освоила навыки заработка. Это выглядит вполне логично, и обстановка представляется обычной. Тем не менее, даже в такой ситуации можно понять ожидание дочери, что отец, сколотивший состояние, всё же окажет некоторую поддержку своему ребёнку. К примеру, при решении вопросов, связанных с жильём.

В действительности, отказ Успенского в оказании помощи выглядел иначе, чем его совет работать Татьяне самостоятельно (кстати, Татьяна и работает). Было зафиксирован случай, когда Татьяна вместе с мужем после аварии, в которую они попали – чтобы отдохнуть и прийти в себя – посетила его. Дом отца Татьяны оказался неподалеку. По её словам, Успенский сразу же настоял на том, чтобы они ушли. Например, в больницу. Но, конечно, заставить любить и поддерживать отношения даже с близкими родственниками невозможно. Всё произошло именно так. Однако понятно, почему Татьяну это задело.

По словам дочери, Эдуард Успенский часто проявлял резкость и грубость в общении с членами семьи и не отказывался от физического воздействия, когда этого желал. Помимо этого, он был неверным мужем и использовал дочь в качестве посредника для поддержания отношений с другой женщиной, что вызывало у неё смущение и душевные переживания. Наиболее спорным же является поступок, когда дочь, ещё будучи подростком, была отдана в секту. Секта принадлежала Виктору Столбуну, в отношении которого в 1987 году было возбуждено уголовное дело, которое затем, по некоторым сведениям, было прекращено – вероятно, из-за того, что среди его последователей находились весьма влиятельные лица.

Секта в стране советов

Анна Чедия Сандермоен, написавшая автобиографическую книгу «Секта в доме моей бабушки» и сама в детстве прожившая в общине Столбуна, прекрасно понимает, о чем говорит Татьяна Успенская. Она согласна с Татьяной Эдуардовной: девочку Таня была передана чужому мужчине для воспитания, и у нее не было возможности контролировать ситуацию. Виктор Столбун, теоретически, мог поступить с девушкой-подростком по своему усмотрению. Покинутая отцом (как еще можно это объяснить в столь юном возрасте?), Таня не знала, к кому обратиться за поддержкой.

И Анне, и Татьяне было известно, что в общине Столбуна действительно были одержимы идеей «исправления». Столбун утверждал, что все вокруг страдают от шизофрении и испорчены, и заявлял о своей способности излечить каждого и сделать их достойными людьми.

Для достижения этой цели детей поочередно подвергали оскорблениям и унижениям в присутствии друг друга, а тех, кого Столбун признал подходящими для физического воздействия, избивали. Однако, согласно утверждениям двух бывших членов секты, не все дети подвергались насилию. Детей, являющихся наследниками влиятельных лиц, не задевали, но им приходилось становиться свидетелями избиений. Физические наказания применялись регулярно и носили различный характер. Процесс формирования новых членов по методике Столбуна проходил в суровых условиях: дети спали в неприспособленных местах, иногда на полу, страдали от вшей и болезней, вызванных антисанитарными условиями.

Использовали и исцеляющий труд. Столбун доставлял детей, которым предстояло под его руководством особенно хорошо осваивать школьную программу и работать в поле. В Советском Союзе школьникам была предоставлена возможность зарабатывать таким способом. Однако юные работники из секты Столбуна не получали никакой оплаты. Они трудились под страхом наказаний, под постоянные увещевания о том, что они «не нужны своим матерям-проституткам» (такова была наиболее распространенная характеристика матерей в речах Столбуна, по словам Анны Чедия), что они никому не нужны, пока не искупятся.

Секта печально выделялась не только жестоким обращением с детьми. Столбун предлагал известным людям способ избавления от алкогольной зависимости посредством необычной методики. По словам писательницы Зимяниной, опубликованным в социальных сетях, им наносили анестетик в область копчика, чтобы вызвать ощущение холода. Якобы это стимулирует определенные сигналы в мозге, что способствует усилению самоконтроля.

Что касается Татьяны, ей в конце концов удалось покинуть секту. Её, вместе с двумя мальчиками, чтобы они присматривали друг за другом, отправили в город за продуктами. Однако Таня просто села в электричку до Москвы. В столице она просила подаяние у прохожих, чтобы добраться до дома на метро. Когда дочь появилась, отец не сказал ей ни слова, словно ничего не произошло. По словам той же Зимяниной, он переводил в эту секту значительные средства, и, насколько известно, Столбун никогда не высказывал претензий в отношении дочери. Впрочем, самого Эдуарда Николаевича в таком случае можно было бы считать жертвой секты, поскольку он, очевидно, находился под воздействием её основателя.

Скандалы, скандалы, скандалы

Свидетели характеризовали Успенского как человека, склонного к скандалам, грубого и проявляющего неуважение к собеседникам. Описание домашнего поведения Успенского, данное его бывшей женой Элеонорой Филиной, не вызывает сомнений в своей достоверности. Возникает вопрос, почему человек, привыкший к грубости, мог проявлять другие черты в кругу людей, зависимых от него. Одной из причин конфликта писателя с дочерью стала поддержка Филиной. Когда Успенский в разговоре с ней резко критиковал бывшую жену, Татьяна поинтересовалась, как могло сложиться так, что в отношениях присутствует лишь один положительный образ, а другой представляется воплощением зла.

По мнению Элеоноры Филиной, Эдуард Николаевич Успенский заботится лишь о собственной персоне и использует окружающих, проявляя интерес к людям до тех пор, пока они ему необходимы. В течение многих лет при нем работала преданная секретарша. Однажды она серьезно заболела. И Эдуард Николаевич ежедневно звонил ей, чтобы узнать, выполнила ли она, наконец, его поручение, не проявляя даже беспокойства о ее здоровье, – так она возмущенно поведала изданию «Караван историй».

После свадьбы Успенского и Элеоноры Филиной, с ними стал проживать и её сын Влад. Однако мальчик вызывал у писателя раздражение. Однажды он выразил мнение, что пасынок не заслуживает жить в «такой просторной» комнате, и выбросил все вещи Влада из спальни. Поскольку дом принадлежал Успенскому, Владу пришлось переехать в помещение, где ему предоставили место – под самую крышу, на чердак. Сейчас это часто называют «мансардой». Когда писатель попытался ударить подростка, тот заблокировал удар, и разъяренный отчим стал угрожать пасынку, что жестоко его накажет.

Агрессивное поведение стало причиной ухода Филиной, и Успенский не мог простить этому жене. Он обрушил на неё волну обвинений, высказываясь об этом в прессе. Писатель утверждал, что она его обворовывала и имела многочисленные романы. Помимо этого, он потребовал от Филиной компенсацию за время её проживания в его доме в период брака. Более того, после расторжения брака писатель организовал слежку за Филиной и выражал негодование тем, что теперь свободная женщина встречается с другим человеком. Он пытался добиться сочувствия и от дочери Татьяны, но не нашел её поддержки…

Несмотря на неоценимый вклад Эдуарда Успенского в детскую литературу, присвоение премии в этой области его имени неизбежно поднимает вопрос о личности писателя. Признавая заслуги создателя любимых персонажей и целых вселенных, необходимо говорить о фактах насилия над животными и неэтичном поведении в отношении коллег. Таким образом, Чебурашки и другие персонажи – это одно, а поступки писателя – совсем другое, и пристрастие к первым не должно оправдывать вторые.

Эдуард Успенский скончался 14 августа 2018 года в возрасте 82 лет после продолжительной болезни.