
Битва за Чебурашку
В сознании всех людей отпечатался знакомый образ Чебурашки: «Его глаза были огромные и желтые, подобные глазам совы, голова круглая, напоминающая заячью, а хвост – короткий и пушистый, как у маленьких медвежат…» Однако, такого Чебурашку, придуманного Эдуардом Успенским, никто не припомнит. Даже для тех, кто читал истории о необычном зверьке, он всегда – это лопоухий малыш с кроткой улыбкой, а не странноватый медвежонок с большой пастью. Этот облик стал знаковым благодаря художнику Леониду Шварцману, который создал внешний вид Чебурашки для мультфильмов.
В 2006 году 86-летний Шварцман подал в суд, чтобы защитить право на использование образа Чебурашки – рисунка зверька, который широко применялся в рекламе детских товаров, в том числе крема для младенцев. Несмотря на всемирную известность, Шварцман не был состоятельным человеком, и в его возрасте финансовая поддержка была бы весьма кстати. Поэтому он решил обратиться к производителям крема, компании «БКР-косметикс», с требованием выплатить компенсацию за использование этого образа. Однако компания уже произвела выплаты Эдуарду Успенскому, создателю имени и истории Чебурашки, и не намеревалась платить кому-либо еще. И, разумеется, Успенский не собирался никому перечислять эти средства.
На справедливые замечания мультипликатора и его коллег о том, что персонаж был создан ими практически с нуля и используется именно его, а не имя и сюжеты, связанные с Чебурашкой, Успенский продемонстрировал патент. Выяснилось, что он не только зарегистрировал Чебурашку как бренд – в патент вошло узнаваемый образ, созданный… болгарским художником. И до того, что само изображение это придумано не болгарином, никому не было дела. Кто первым успел – тот и воспользовался.
Уже длительное время Успенский использует этот патент для получения прибыли и пресечения использования образа Чебурашки в продукции и рекламе без его разрешения.
Благодаря своей активной позиции писатель стал известным защитником авторских прав, однако… Как требования уважения к авторскому праву соотносятся с патентом на образ, созданный другим человеком? Станислав Соколов, заведующий кафедрой анимации ВГИК, высказался об этом прямо: «В стремлении защитить свои авторские права Успенский нарушил права других. Он сам ворует, обвиняя других в воровстве. Он присвоил себе этого персонажа и теперь извлекает из этого прибыль».
Сам Владислав Успенский давал уклончивые ответы на вопросы о том, кто является создателем образа Чебурашки, утверждая, что это был не Шварцман. Однако, в разных версиях упоминались различные исполнители: иногда называлась команда художников «Союзмультфильма», иногда утверждалось, что лично Успенский, посещая дом Шварцмана, объяснял, как следует изобразить Чебурашку. Леонид Аронович, в свою очередь, утверждает, что Успенский ни разу не приезжал к нему домой с подобными инструкциями, поскольку в книге уже было детально описана внешность персонажа, и не было оснований для ее изменения.
Шварцмана знают не только благодаря Чебурашке. Он также был художником-постановщиком мультсериала о семье обезьянок, мультфильма о котенке Гаве и истории о попугае, мартышке и удаве. Помимо этого, он принимал участие в создании «Снежной королевы» и «Варежки», признанных шедеврами советской анимации.
Дети? Фу!
Любовь к деньгам не сделала ни одного человека более порядочным и благородным. Однако, почему не проявлять уважение к читателю, который является основным источником дохода? Именно дети сделали Успенского состоятельным – они просили родителей снова и снова показывать им мультфильм о Простоквашино и перечитывать книги об их любимых персонажах, они вдохновляли родителей приобрести рюкзак, пенал, ящик для игрушек и другие предметы с изображением героев книг Успенского.
Несмотря на это, писателю, по всей видимости, не нравились его юные поклонники. Он соглашался на интервью и мероприятия для детей из-за необходимости заработка, однако окружающие нередко слышали от него резкие замечания в адрес мальчиков и девочек. Так, например, известно, что он однажды спросил: «Можно ли мне шлепнуть эту девочку?» по отношению к маленькой читательнице, задавшей ему вопрос, который показался ему неуместным. «Я не обязан любить детей», – заявлял он, объясняя свою точку зрения.
В этом он, безусловно, был прав. Невозможно испытывать любовь ко всем детям. Суть проблемы заключалась в том, что он не проявлял любви к собственной дочери, Татьяне. По крайней мере, такое мнение она имеет. В мае 2020 года социальные сети активно обсуждали открытое письмо Татьяны, в котором она утверждала, что её отец был жестоким человеком, и его имя не подходит для названия премии по детской литературе. «После смерти о ком угодно можно говорить что угодно, он не может себя защитить», – так часто можно было прочитать в комментариях. Однако Татьяна заявляла о подобных качествах своего отца и ранее.
По словам самого Успенского, Татьяна поссорилась с ним из-за его денег. При этом он желал, чтобы она самостоятельно освоила получение дохода. Это кажется вполне логичным, и ситуация представляется обычной для жизни. Однако, даже в таком положении, ожидание дочери, что отец, сколотивший состояние, будет хотя бы немного помогать своему ребёнку, выглядит понятным. К примеру, в вопросах приобретения жилья.
В действительности, отказ Успенского в оказании помощи выглядел несколько иначе, чем его совет работать самой (Татьяна, к слову, работает). Было время, когда Татьяна вместе с мужем после аварии, в которую они попали – чтобы просто передохнуть, восстановиться – заехали к нему. Дом отца Татьяны как раз находился неподалеку. По словам Татьяны, Успенский, не прощаясь, потребовал от них немедленно уйти. Например, в больницу. Но, конечно, заставить любить и поддерживать отношения даже с близкими родственниками невозможно. Так получилось – так и сложилось. Однако понятно, почему Татьяну это задело.
По словам дочери, Эдуард Успенский часто проявлял резкость и грубость по отношению к членам семьи и не отказывался от физического воздействия, когда этого желал. Также, изменяя жене, он вовлекал дочь в переписку между собой и своей любовницей, что вызывало у неё смущение и душевные переживания. В завершение, наиболее спорный эпизод, связанный с дочерью: когда ей было подростком, он определил её в религиозную группу. Секта находилась под руководством Виктора Столбуна, в отношении которого в 1987 году было возбуждено уголовное дело, которое затем неожиданно прекратили – по имеющимся сведениям, среди последователей Столбуна было много лиц, обладающих значительным влиянием.
Секта в стране советов
Анна Чедия Сандермоен, написавшая автобиографическую книгу «Секта в доме моей бабушки» и сама воспитанная в детстве в общине Столбуна, прекрасно понимает, о чём говорит Татьяна Успенская. Она согласна с утверждениями Татьяны Эдуардовны: Таню передали на воспитание незнакомому мужчине, не предусмотрев никаких механизмов контроля. Теоретически Виктор Столбун мог поступиться с девочкой-подростком как угодно. Оставшись без отцовской опеки (как иначе можно это интерпретировать в таком возрасте?), Таня не знала, к кому обратиться за помощью.
И Анне, и Татьяне было известно, что в общине Столбуна действительно были одержимы идеей «исправления». Столбун утверждал, что все вокруг страдают от шизофрении и испорчены, и заявлял о своей способности излечить их и сделать достойными людьми.
Для достижения этой цели детей поочередно подвергали оскорблениям и унижениям в присутствии друг друга, а тех, кого Столбун признал для себя безвредными, избивали. Однако, обе бывшие участницы секты заявляют, что не всех детей подвергали насилию. Детей, являющихся наследниками влиятельных лиц, не трогали, но им приходилось становиться свидетелями избиений. Физические наказания применялись регулярно и отличались большим разнообразием. Процесс формирования новых людей по методике Столбуна проходил в суровых условиях: дети спали в неприспособленных местах, иногда на полу, страдали от вшей и болезней, вызванных антисанитарией.
Использовали и исцеляющий труд. Столбун доставлял детей, которым предстояло под его руководством особенно результативно осваивать школьную программу и работать в поле. В Советском Союзе школьникам была предоставлена возможность зарабатывать таким способом. Однако юные работники из секты Столбуна не получали никакой оплаты. Они трудились под страхом наказаний, под постоянные заявления о том, что они «не нужны своим матерям-проституткам» (такова была наиболее распространенная характеристика матерей в словах Столбуна, по словам Анны Чедия), что они никому не нужны, пока не искупятся.
Секта печально выделялась не только жестоким обращением с детьми. Столбуну предлагал излечиться от алкогольной зависимости с помощью необычной методики. По словам писательницы Зимяниной, в социальных сетях сообщалось, что им смазывали ягодицы анестетиком, чтобы вызвать ощущение холода. Предполагалось, что это посылает определенные сигналы в мозг, тем самым усиливая самоконтроль.
Что касается Татьяны, ей в конечном итоге удалось покинуть секту. Её с двумя мальчиками – чтобы те присматривали друг за другом – отправили в город за продуктами. Однако Таня просто села в электричку до Москвы. В столице она выпрашивала деньги у прохожих, чтобы добраться до дома на метро. Когда дочь появилась, отец не сказал ей ни слова – словно ничего не произошло. По словам той же Зимяниной, он переводил в эту секту значительные денежные средства и, насколько известно, Столбун никогда не высказывал претензий по поводу дочери. Впрочем, самого Эдуарда Николаевича в таком случае можно было считать жертвой секты, поскольку он, очевидно, находился под влиянием её основателя.
Скандалы, скандалы, скандалы
Друзья характеризовали Успенского как человека, склонного к скандалам, грубого и проявляющего неуважение к собеседникам. Описание домашнего поведения Успенского его бывшей женой, Элеонорой Филиной, не вызывает сомнений в его достоверности. Возникает вопрос, почему человек, демонстрирующий грубость по отношению к зависимым от него людям, не мог проявлять другие качества? Одна из причин конфликта писателя с дочерью связана с поддержкой Филиной. Когда писатель позволял себе грубые высказывания о бывшей жене в разговоре с ней, Татьяна поинтересовалась, как это возможно, чтобы в отношениях был только один «белый и пушистый», а другой – «инфернальное зло.
По словам Элеоноры Филиной, Эдуард Николаевич, по ее мнению, заботится исключительно о себе и использует окружающих, проявляя интерес к человеку лишь до тех пор, пока он ему необходим. Многие годы при нем работала преданная секретарша. Однажды она серьезно заболела, и Эдуард Николаевич ежедневно звонил ей, чтобы узнать, выполнила ли она его поручение, даже не спросив о ее здоровье, – так она с возмущением поведала изданию «Караван историй».
После свадьбы Успенского и Элеоноры Филиной с ними поселился и её сын Влад. Однако мальчик вызывал у писателя раздражение. Однажды он выразил, что пасынок не заслуживает находиться в «такой просторной» комнате, и выбросил все вещи Влада из спальни. Поскольку дом принадлежал Успенскому, Владу пришлось перебраться в помещение, где ему предоставили место – под самую крышу, на чердак. Сейчас это, однако, принято называть «мансардой». Когда писатель попытался ударить подростка, тот парировал удар, после чего отчим, в приступе ярости, стал угрожать пасынку жестоким наказанием.
Агрессивное поведение стало причиной ухода Филиной, и Успенский не мог простить это своей жене. Он обрушил на неё волну обвинений в публичных выступлениях и интервью. Писатель утверждал, что она его обманывала и изменяла, а также потребовал от неё компенсацию за время проживания в его доме во время брака. Более того, после расторжения брака он организовал слежку за Филиной и выражал негодование по поводу того, что теперь свободная женщина встречается с другим человеком. Он пытался добиться сочувствия и от дочери Татьяны, но не встретил её поддержки…
Несмотря на неоценимый вклад Эдуарда Успенского в детскую литературу, необходимо отметить, что присвоение премии в этой сфере его имени неизбежно поднимает вопрос о личности писателя. Признавая заслуги создателя любимых многими персонажей и целых вселенных, нельзя игнорировать факты насилия над животными и неэтичного поведения по отношению к коллегам. Таким образом, Чебурашки и произведения Успенского – это одно, а его действия – совсем другое, и привязанность к первым не должна оправдывать вторые.
Эдуард Успенский скончался 14 августа 2018 года в возрасте 82 лет после продолжительной болезни.




