
Как воспитать настойчивость: 8 действенных советов для родителей

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок достиг успеха. Однако нередко дети отказываются от рисования, если у них не получается нарисовать правое ухо у зайчика. Как поступить, если известная поговорка, призывающая к упорству и труду, не оказывает нужного эффекта?
Прежде всего, важно понять, почему ваш ребенок испытывает трудности с преодолением каната. Необходимо объективно оценить ситуацию, поскольку причина может быть не в психологическом факторе. Например, ребенок может с трудом удерживать равновесие, вися всего в нескольких сантиметрах от земли, не из-за неуверенности в себе, а потому, что впервые столкнулся с подобным снарядом и его мышцы еще не адаптировались к нагрузке. Возможно, он не понял, что необходимо подниматься вверх (иногда дети испытывают затруднения в понимании инструкций взрослых, и пока остальные успешно справляются с полосой препятствий, ваш ребенок просто стоит под канатом и наблюдает за закатом). Также могут возникать проблемы с поддержанием концентрации внимания, с моторикой, в общем, прежде чем обвинять ребенка в недостатке силы воли, проведите тщательный осмотр и убедитесь, что он обладает способностями, необходимыми для выполнения поставленной задачи, например, вышить крестиком полотно размером два метра с изображением ромашек.
1. Найдите оптимум мотивации
Это состояние характеризуется максимальной продуктивностью в деятельности. Известный исследователь счастья и профессор психологии Михай Чиксентмихайи ввел понятие «поток» – состояние, когда человек полностью вовлечен в процесс и сосредоточен на нем. Во время потока человек не замечает течения времени и испытывает наибольшее удовольствие от своей деятельности. Поток является оптимальным уровнем мотивации и определяется сложностью задачи. Это означает, что задача, стоящая перед человеком, не должна быть слишком простой, иначе он испытает скуку, и не должна быть чрезмерно сложной, поскольку это вызовет тревогу. Если необходимо стимулировать ребенка к усердию в сборке пирамидки, убедитесь, что она не слишком проста для него. Если ребенок проявляет скуку, усложните задачу – предложите собирать ее ногами. Если он чувствует страх перед неудачей, упростите задание или разделите его на отдельные этапы, предложите сложить лишь два кольца, чтобы он смог успешно выполнить задачу.
2. Выражайте одобрение
В психологии принято считать, что положительное подкрепление эффективней отрицательного, а бабушкины фразы вроде: «Ох, растяпа ты моя, ничегошеньки у тебя не выходит!» вообще нужно запретить законодательно. Поддерживайте человека, говорите про его настойчивость, про мощную волю, которые позволили осуществить ему сложный проект: создание книги из двух страниц и трех рисунков. Можно действовать по плану: сначала ждем, пока хоть что-то получится (что-то обязательно должно получиться, не цепляйтесь к одной лишь гамме до-мажор); заметив, что человек, который отвергает гаммы, пропрыгал на одной ноге три квартала, хвалим его невероятную целеустремленность. Потом опять ждем удач, хвалим, выражаем радость, даем обратную связь и, когда человек уверен в своих волевых качествах, вводим новую задачу — помучить мажорную гамму. Ну хотя бы семь минут. Когда музыка кончится, пусть все, включая соседей хлопают в ладоши: не от наступившей тишины, а в честь замечательного упорного ребенка, конечно.
3. Вводите дополнительные мотивации
Не стоит ожидать от ребенка проявления особого терпения и усилий в тех видах деятельности, которые он находит скучными. Вы можете говорить о силе воли, приводить примеры Суворова, пересекшего Альпы, или Ди Каприо, который сыграл свою роль и получил «Оскар». Это содержательные и вдохновляющие разговоры, однако они не всегда помогут выполнить третью строчку в прописях. Иногда гораздо эффективнее использовать дополнительные стимулы: игровые, состязательные, пообещать награды. Например, вы не идете по длинной улице в зной, а играете в караван, двигающийся по пустыне к оазису. Вы не убираете в комнате, а наводите определенный порядок, чтобы домовой смог найти свою кроватку. Вы не скучаете в музейном зале, а ищете на картине коня с крыльями; после обнаружения трех таких коней в кармане у ребенка появляется конфета или волшебный кристалл.
В дальнейшем развитие в какой-либо области станет само по себе достаточным мотивом для продолжения, однако на данном этапе целеполагание оставляет желать лучшего. Вместо конфликтов предпочтительнее потратиться на порцию мороженого.
4. Не говорите, что это ужасно легко
Иногда мы ошибочно полагаем, что, говоря ребенку о простоте выполнения задания, мы его вдохновляем. Однако завязывание шнурков – это не такая уж и простая задача, особенно для тех, кто делает это впервые. Дети склонны делать странные выводы из наших походя брошенных фраз, скажем, малыш может решить, что он не справляется, если даже простая задача кажется ему сложной и запутанной. Объясните, что понимаете, насколько непросто может быть столкнуться с чем-то новым, но верите в его возможности и будете оказывать поддержку, насколько это возможно. Если вам пришлось оказать помощь, не хвалитесь: «Ну, опять все сделал за тебя кто-то другой?». Напротив, подчеркните, что вы работали вместе, и у вас получилось. А в следующий раз ему снова удастся одолеть коварные шнурки.
предоставьте ребенку шанс действовать без посторонней помощи
Особенно это актуально в период трехлетнего кризиса, когда ребенку необходимо понять, что он способен проявлять себя и действовать самостоятельно, без участия матери. Не всегда просто наблюдать, какие трудности возникают у малыша в попытках самостоятельно надеть комбинезон. Порой возникает желание поспешить и сделать это за него… Однако, если постоянно решать все за ребенка, это может иметь негативные последствия в будущем и даже привести к развитию выученной беспомощности: когда возникает ощущение неспособности справиться без посторонней помощи и отсутствует желание что-либо предпринимать.
в семье необходимо создать атмосферу взаимопонимания и поддержки, где не стоит бояться совершать ошибки
Когда все члены семьи собираются вокруг ребенка и с затаенным волнением ждут, как он будет составлять икебану, это может вызвать у него чувство дискомфорта. Поддерживающая атмосфера, в которой к ошибкам относятся с улыбкой, гораздо лучше помогает расслабиться и вселяет уверенность в собственных возможностях. Юмористические замечания не должны быть направлены на икебану, даже если она выглядит как смятые ветки, на которых сидела собака.
Право на ошибку
Когда журнал Forbes в 2012 году назвал Сару Блэйкли самой молодой женщиной-миллиардером в мире, заработавшей свое состояние собственными усилиями, ее спросили, что стало причиной ее успеха. Тогда она отметила, что ее отец каждый вечер спрашивал ее: «Что сегодня у тебя не получилось?». По его мнению, отсутствие ошибок препятствует развитию, поэтому он расстраивался, если у маленькой Сары все шло идеально.
7. Принимайте участие в ролевых и настольных играх
Ведущая деятельность дошкольника — игра. Именно в игре легко тренировать волю, особенно если тебе досталась роль часового, стоящего на границе в военное время или волшебницы, которая охраняет замок от ведьм. Если ребенок не солдат, простоять 20 минут рядом с креслом по стойке «смирно» с автоматом на плече — задача нереальная, но стоит перенести действие в игру — и вуаля! — стоит, гордый, не шелохнется. Родителям легче всего в домашних условиях не изображать ночных фей, а организовать настольную игру. Дети, которые на развивающем занятии сползают под парту после 10 минут работы, больше часа могут просиживать над картой и усердно считать добычу руды для своего поселения.
8. Становитесь волевым человеком сами
Показательный пример, который даёт родитель, имеет наибольшее значение для формирования личности, в отличие от рекомендаций, найденных в интернете. Не отступайте, даже если обстоятельства складываются неблагоприятно, и проявляйте настойчивость в стремлении к цели: завершите чтение этой страницы, прежде чем ложиться спать.
Более содержательные и увлекательные публикации, посвященные детской психологии, доступны в нашем канале на Яндекс.Дзен.