Zorkaya

Сайт для девушек!

Дислексия у ребенка: как помочь с чтением

Фото: img.freepik.com

Диагноз «дислексия» устанавливается в определенный период жизни и определенным лицам»?

Дислексия представляет собой специфическое расстройство, затрагивающее процесс чтения. Она характеризуется сложностями в распознавании и узнавании букв, объединении букв в слоги, а слоги – в слова, что приводит к искажению звукового образа слова. Также дислексия выражается в трудностях понимания прочитанного. Ребенок испытывает затруднения при чтении слова, не способен установить связь между буквой и звуком, не усваивает содержание текста.

Иногда взрослые не замечают проблему у ребенка с дислексией, принимая его трудности за лень или недостаток ума. Они настаивают на применении обычных методов обучения, пытаясь заставить ребенка читать и понимать текст, несмотря на то, что он не способен к этому из-за объективных причин. Это весьма значимая проблема. Поэтому знание о том, что такое дислексия, как ее выявить, как справляться с ее проявлениями и когда необходима помощь специалистов, будет полезно всем.

Но не спешите с выводами: понятие нормы довольно широко трактуется и в педагогике, и в психологии. Те трудности, которые потом окажутся непреодолимыми, в норме часто обязательно встречаются на самых первых этапах обучения чтению.

У многих детей в возрасте 5-6 лет встречается зеркальное письмо и ошибки в написании букв. Несмотря на усилия взрослых, до 6 лет ребенок имеет право не обладать навыками чтения. Для успешного чтения необходима зрелость определенных структур мозга, что обычно происходит в возрасте около 7 лет. Таким образом, у детей, которых начинали учить читать с 1,5 лет, к 6,5 годам будут схожие результаты с теми, кто впервые открыл букварь в 6 лет. Если 4-летний малыш, у которого в соответствии с возрастом развита речь и все в порядке с фонематическим слухом (ребенок, который не может распознавать звуки речи и соединять слоги в слова, нуждается в терпении. Со временем, примерно через год-два, он подрастет и сможет справиться со всеми задачами.

Если специалисты диагностируют у ребенка в младенческом возрасте нарушения слуха, связанные с восприятием звуков речи, или общее отставание в речевом развитии, необходимо незамедлительно приступать к коррекции этих дефектов. Дети с подобными особенностями относятся к группе повышенного риска развития дислексии. Кроме того, родителям следует уделять пристальное внимание развитию навыков чтения и письма, даже если до трех с половиной лет у ребенка был поставлен соответствующий диагноз «задержка речевого развития».

Дислексия – это не заболевание, и с ней можно жить. Повзрослев и окончив школу, ребенок найдет способ справиться с этой проблемой. В конечном счете, ничто не будет препятствием для выбора профессии, которая не требует активного чтения и письма. Информация может быть получена и обработана с помощью телепередач, радио, аудиокниг, диктофона или компьютера. Однако, если ребенок испытывает серьезные трудности при чтении, необходимо обратиться к специалисту. Занятия с профессионалами помогут не только уменьшить выраженность проблемы, но и принесут значительную пользу ребенку.

Талант в качестве компенсации?

Некоторые исследователи предполагают наличие связи между дислексией и выдающимися способностями. Относиться к этой теории можно по-разному, однако перечень известных личностей, у которых диагностирована дислексия (а иногда и дисграфия), весьма внушителен:

Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Стив Джобс (Apple), Генри Форд, Энтони Хопкинс, Дастин Хофман, Том Круз, Киану Ривз, Гай Ричи, Мэрилин Монро, Квентин Тарантино, Орландо Блум, Лив Тайлер, Кира Найтли, Федор Бондарчук.

Не исключено, что проблемы с чтением в детском возрасте стимулируют скрытые способности ребенка и побуждают его компенсировать их, проявляя себя в творчестве, науке или искусстве. Возможно, дислексия и талант действительно связаны между собой?

Почему возникает дислексия?

По мнению нейропсихологов, наблюдаются проблемы с взаимодействием между областями мозга, отвечающими за восприятие зрительной информации, и областями, которые ее анализируют, идентифицируют и наделяют смысловым словесным значением. В результате этого зрительный образ не устанавливает связи со словом.

Читать:  «Свекровь упрекает меня в зависимости от бывшего мужа, хотя он не платит алименты»

По мнению экспертов, это не является заболеванием, а представляет собой индивидуальные черты развития и становления мозговых структур и работы головного мозга, особенности в обучении, которые проявляются с рождения, могут быть вызваны различными факторами. К ним относятся дефицит кислорода во время родов, травмы и микротравмы шейного отдела позвоночника, генетические особенности, а также любые заболевания, которые ребенок переносит с трудом. Все эти факторы увеличивают вероятность развития дислексии (и многих других речевых и неречевых трудностей), однако не всегда приводят к ее возникновению.

Повреждения и незначительные травмы шейного отдела позвоночника вызывают длительное кислородное голодание нервных тканей, что негативно сказывается на их формировании. Что до генетических нарушений, если данных недостаточно, то здесь информации меньше. Существует вероятность наследственной передачи дислексии, однако сам механизм этого процесса еще не изучен в полной мере. В некоторых семьях дислексия наблюдается на протяжении нескольких поколений. В то же время, нередко дети с подобным нарушением не имеют родственников, страдающих от дислексии. К детям, подверженным риску развития этого нарушения, также относятся те, кто тяжело перенес грипп, коклюш или любую другую простуду.

Не торопите события

Начинающий читатель неизбежно допускает ошибки. Ему свойственны путаница в буквах и трудности с запоминанием прочитанного, пока не сформируются необходимые структуры головного мозга и нервной системы. Однако мы зачастую предъявляем к речи трехлетнего малыша такие же требования, как и к речи пятилетнего.

Как долго стоит ждать? Специалисты рекомендуют не делать поспешных заключений, если у ребенка нет других проблем (например, с фонематическим слухом, он правильно произносит звуки, его речь соответствует возрасту), до окончания первого полугодия обучения в первом классе. В образовательных программах большинства школ предусмотрено, что к этому сроку ребенок должен освоить практически все буквы и приобрести базовые навыки чтения, даже если в сентябре он еще не знал букв и не умел читать и писать. И – важно! – только к концу первого года обучения ребенок должен научиться читать и писать, знать все буквы и понимать смысл прочитанного.

В случае, если у ребенка наблюдаются трудности с речью и фонематическим слухом, необходимо незамедлительно принимать меры для их устранения. Задержка в оказании помощи может привести к проблемам с письменной речью.

Не менее важным является умение ребенка ориентироваться в окружающем пространстве. Существует значительный риск развития дислексии, если пяти- или шестилетний ребенок испытывает трудности с определением правой и левой сторон, плохо запоминает маршруты, имеет проблемы со зрительной памятью, с концентрацией и управлением вниманием. К примеру, он не способен запомнить и следовать простым указаниям. Часто у таких детей впоследствии возникают трудности с различением букв и пониманием прочитанного, а также с его запоминанием. Они не могут установить связь между прочитанным текстом и соответствующими образами, что препятствует восприятию письменной речи.

В подобных ситуациях необходимо обратиться к логопеду. Каждый случай уникален, и только квалифицированный специалист может определить, является ли это дислексия или же требуется лишь некоторое время для развития необходимых участков мозга.

К кому идти, заподозрив дислексию?

Когда ребенок испытывает серьезные трудности с освоением чтения, первым делом учитель посоветует обратиться к специалисту-логопеду. Не стоит игнорировать это наставление. Логопед внимательно расспросит родительницу о развитии ребенка, чтобы выявить возможные трудности, помимо проблем с чтением. Возникают ли у него сложности с ориентацией в пространстве, насколько хорошо он запоминает стихи, как он взаимодействует с другими детьми, способен ли он контролировать свои чувства? Специалист также узнает, у каких врачей наблюдался ребенок и какое лечение он получал. Для постановки точного диагноза необходимо учитывать множество факторов. Окончательный же диагноз может быть установлен только после того, как у ребенка сформируются навыки чтения и письма.

Читать:  Учитель обращает внимание на консервативность школьной программы

При наличии подозрений на дислексию логопед посоветует обратиться к неврологу и нейропсихологу. Если невролог не выявит существенных неврологических проблем, с ребенком будут работать логопед и нейропсихолог. Последний – достаточно узкий специалист, которого можно найти в крупных коммерческих медицинских учреждениях и в государственных специализированных центрах, оказывающих помощь при серьезных нарушениях речевого развития.

Специалист по коррекции речи проверит, насколько навыки чтения и письма соответствуют возрасту, с помощью тестовых заданий и определит возможные причины. Ребенку может быть сложно сосредотачиваться, у него может быть недостаточно развита память, или это может быть связано с последствиями задержки речевого развития.

Нейропсихолог также тщательно выяснит, с какими трудностями сталкивается ребенок. Специалиста будут интересовать особенности приобретения малышом базовых умений — соответствуют ли они возрастной норме, происходят ли быстрее или медленнее. Кроме того, нейропсихолог оценит, обладает ли ребенок всеми умениями, свойственными его возрасту. К примеру, может попросить запомнить короткую цепочку слов, сделать рисунок или выполнить ряд движений в определенном порядке. По результатам проведенных проверок логопед и нейропсихолог определят возможные пути решения возникшей проблемы.

Виды дислексии:

  1. Фонематический тип дислексии характеризуется тем, что ребенок испытывает трудности в различении звуков речи. Он может заменять звонкие согласные на глухие, мягкие – на твердые, свистящие – на шипящие, а также путать гласные, схожие по звучанию, например, «ж» и «ш». При чтении ребёнок склонен читать по отдельным буквам, пропускать их, менять последовательность звуков и слогов.

  2. Речь идет о семантическом, или механическом чтении. При таком чтении ребенок воспроизводит слова верно, однако не способен уловить смысл текста. Он воспринимает каждое слово изолированно, не устанавливая связи между ними, и не может объединить их в единое, понятное предложение.

  3. У ребенка наблюдаются грамматические ошибки, проявляющиеся в неверном согласовании рода, числа и падежных окончаний существительных и прилагательных, а также в ошибках в согласовании глаголов прошедшего времени в единственном числе: например, «девочка пел», «интересный песня», «около дому»

  4. Оптическое распознавание символов может ошибочно интерпретировать схожие по форме буквы или буквы, образованные из одинаковых элементов, но расположенных по-разному, например, «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», «Ъ-Ь» и тому подобное.

  5. Ребёнок испытывает трудности с запоминанием букв, поскольку не понимает, какая буква соответствует определенному звуку.

Как компенсировать дислексию

Для ребенка с дислексией оптимальным вариантом является одновременное сопровождение нейропсихолога и логопеда. Коррекционная программа рассчитана на шесть месяцев, с посещением занятий дважды в неделю. Также предоставляются задания для самостоятельной работы дома.

Нейропсихолог посоветует комплекс упражнений, направленных на развитие произвольных движений и формирование двигательных навыков. В процессе занятий будет отработана точность и координация, а также способность к переключению. Сложность упражнений будет увеличиваться постепенно. Это поможет ребенку развить необходимые пространственные представления и произвольную саморегуляцию.

Игры с мячом оказываются весьма эффективными для детей с дислексией. Они способствуют развитию зрительно-моторной координации, помогают координировать движения и постепенно приучают ребенка к самостоятельным действиям по установленным правилам, запоминанию их последовательности и контролю над своими движениями. Задача нейропсихолога заключается в том, чтобы помочь ребенку уверенно и в достаточной степени самостоятельно справляться со сложными инструкциями.

Логопеду необходимо установить связь между звуком и буквой, обучить ребенка складывать буквы в слова и разделять слово на отдельные буквы и звуки. Поэтому на занятиях с логопедом ребенок будет тренировать написание букв и осваивать правильное произношение звуков, различая их. Он будет заниматься лепкой, вырезанием, раскрашиванием, используя различные способы визуализации букв. Значительное время будет уделено объединению букв в слоги. Учителю часто не хватает времени на подобные упражнения, поэтому логопед в определенной степени помогает учителю.

Решение проблемы наступает, когда развитие ребенка соответствует возрастным показателям. Он освоил алфавит, научился читать, понимает смысл прочитанного и умеет писать.

Читать:  Общие ошибки в воспитании, которые совершают бабушки и дедушки

Советы родителям ребенка с дислексией

  • Игры в классики, выполнение упражнений по указаниям и составление планов могут быть полезны детям с дислексией. Собираетесь в магазин? Попросите ребенка озвучить, а затем изобразить на бумаге схему маршрута. Вы вышли из подъезда — куда дальше направляться? Направо? Налево? Прямо? Какие ориентиры можно использовать, чтобы не потерять направление?

  • Предложите ребенку отыскать предмет, спрятанный в квартире, используя схему. Альтернативный способ заключается в том, чтобы, следуя схеме, ребенок добирался до определенного места и находил там записку с указанием дальнейшего маршрута: повернуть налево и пройти три шага, затем – направо и сделать два шага и так далее.

  • Чтобы помочь ребенку понять порядок событий и последовательность действий, можно вместе составлять планы на день или на будущее. Вечером попросите его рассказать, что он делал в течение дня, что ему удалось выполнить, а что — нет, как он решал поставленные задачи, и обсудить, как лучше организовать следующий день.

  • Если школьнику сложно дается учебный процесс, необходимо обратиться к учителю, изложить суть проблемы и попросить его, по возможности, устно объяснять задания, предлагать ребенку с дислексией схемы, делать обучение более визуальным и сократить объем текстовой информации.

Домашние упражнения при дислексии

Для ребенка, у которого возникают сложности с чтением, рекомендуется выполнять следующие упражнения.

Попросите произносить слоги чётко: «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. Разместите их в виде столбиков, попросите прочитать столбик сверху вниз, затем снизу вверх и так далее. Или предложите чётко и ясно произносить слоги парами — «ар-ра», «ул — лу», «кро — орк» и т.д.

Попросите ребенка закрыть глаза, возьмите его руку и нарисуйте на ней букву. Затем предложите ребенку угадать, что изображено».

Поощряйте ребенка в «творческом» процессе создания букв: предложите завершить букву по образцу пунктирных линий, изменить ее, поменяв местами элементы. Задайте вопросы: «Какие действия необходимы, чтобы из буквы Л получилась буква И? Как изменить Щ, чтобы она стала похожа на Ц? Что нужно сделать, чтобы из буквы П получилась буква Г?»

Предложите ребенку последовательность из 3-4 буквы и попросите запомнить ее порядок. Попросите ребенка закрыть глаза, а затем измените одну букву, поменяйте буквы местами или добавьте новую букву. Ребенок должен определить, что изменилось, и воспроизвести изначальную последовательность. Можно использовать короткие слова, затем менять их порядок, «терять» буквы из слова и просить ребенка восстановить его.

Разложите перед ребенком карточки со слогами, такие как «ЛА, МА, КУ, ДА», и попросите его определить лишний слог, а затем объяснить, почему он так считает. В данном случае, «КУ» будет лишним, поскольку остальные слоги содержат гласную «А.

Разложите перед ребенком карточки со слогами, такие как: «ТА, НА, РА, СА». Назовите слово, опустив последний слог. Задача ребенка – найти и прочитать недостающий слог. К примеру: «воро-ТА, ро-СА, кварти-РА».

Пожалуйста, составьте слово из переставшихся слогов: КА-МУ (МУ-КА).

Литература в помощь родителям:

  • И.Н. Садовникова. «Ошибки в письменной речи младших школьников и способы их коррекции»

  • Семенович А.В. «Эти невероятные левши»

  • Н.С. Жукова: «Букварь», «Магнитная азбука», «Уроки чистописания и грамотности», «Я пишу правильно», «Уроки правильной речи и правильного мышления»

  • Безрукова О.А. — учебники «Грамматика русской речи» (части первая и вторая), а также книга «Слова родного языка»

Больше информации, полезной для понимания особенностей развития детей, вы найдёте в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Похожие статьи
Галерея постов