
Личность человека в значительной степени формируется в детские годы, в процессе первичной социализации, наиболее интенсивно происходящей до 15 лет. Многие аспекты, которые мы переживаем в детстве и подростковом возрасте, переносятся во взрослую жизнь. Однако некоторые из них могут создавать серьезные трудности.
По словам психолога, кандидата психологических наук и разработчика теории адаптивного интеллекта Валерия Гута, примерно 40% наших ежедневных автоматических действий определяются детскими привычками.
1. Заедаем беспокойство
Вредные пищевые привычки, пожалуй, обладают удивительной силой притяжения. К примеру, привычка заедать грусть и тревогу. Интересно, что зачастую эта модель поведения закладывалась в детстве, когда родители и старшее поколение дарили сладости в качестве утешения. Обратите внимание, как часто вы тянетесь к чипсам, мороженому или фаст-фуду, когда вам скучно или плохо? Вероятно, именно так вы учились справляться с беспокойством в детстве.
Зачастую родители используют мультфильмы, чтобы отвлечь ребенка и ускорить процесс приема пищи. Этот прием эффективен и во взрослом возрасте: включение любимого сериала может привести к тому, что тарелка с пастой будет опустошена, хотя ощущение голода все еще присутствует. Специалисты в области психологии единогласно утверждают, что привычка есть перед экраном способствует перееданию.
2. Радоваться тому, что имеешь
«Хорошо там, где нас нет», «Лучшее — враг хорошего», «Много хочешь — мало получишь», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Именно эти народные изречения формируют определенные убеждения, которые проникают в наше сознание с ранних лет. Таким образом, родители стараются подготовить нас к возможным ошибкам, неудачам и жизненным трудностям.
К сожалению, те самые установки, призванные защищать нашу психику в сложных ситуациях, зачастую подавляют стремление к саморазвитию, достижению значительных результатов и превосхождению собственных возможностей.
Подобные установки нередко распространяются и на финансовую сферу. Автор книги «Счастливые деньги» Кен Хонда описывает «денежные травмы», полученные в детском возрасте. Например, некоторым приходилось отказываться от любимых увлечений, таких как футбол или танцы, поскольку родители не имели возможности оплачивать их. Или же в школе над ними насмехались из-за немодной одежды и устаревших гаджетов, что привело к формированию чувства неполноценности. В результате ребенок, вместо того чтобы стремиться к улучшению своего материального положения, может ограничивать собственные желания.
3. Подавлять эмоции
«Настоящие мужики не плачут», «Мальчики так себя не ведут», «Нужно сохранять спокойствие даже при неудачах», «Девочка не должна вести себя истерично». К сожалению, родители нередко внушают детям идею о необходимости скрывать свои эмоции, вместо того чтобы обучать их умению выражать и обсуждать их корректным способом.
Не стоит поощрять проявление негативных эмоций у ребенка, таких как хлопанье дверью, психозы и резкие высказывания, однако важно вовлекать его в беседу о чувствах и совместно искать способы их контроля, чтобы он научился сохранять спокойствие, в первую очередь для собственного блага.
В противном случае, во взрослом возрасте человек будет склонен подавлять обиды и терпеть нежелательное поведение, чтобы избежать открытого столкновения. Выражение своих чувств станет затруднительным, и это может привести к депрессивному состоянию.




