Семья

Как Константин Райкин пережил опасный момент на съёмочной площадке и кто пришёл ему на помощь

Фото: img.freepik.com

Все началось с публикации в одном из журналов, где рассказывали о подлинном случае транспортировки золота, захваченного у белогвардейцев, из Сибири в Москву, и о перипетиях, которые пережил этот дорогостоящий груз: он неоднократно переходил от чекистов к белогвардейцам, затем к бандитам, снова к чекистам и снова повторялся этот цикл.

27-летний Никита Михалков, уже зарекомендовавший себя как актер, но начинающий режиссер, был вдохновлен этой историей. В то время его увлекали американские вестерны, и он решил создать истерн – приключенческий фильм, переносящий действие не на Дикий Запад, а на «Дикий» Восток.

Совместно с известным сценаристом Эдуардом Володарским они создали повесть «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком», напечатали её в журнале и направили в Госкино с предложением о создании фильма. Тема, посвященная Гражданской войне и конфликту между белыми и красными, была одобрена, и сценарию разрешили приступить к производству.

Истинная суть фильма заключалась в гораздо большем. Михалков стремился создать картину, посвященную не только подвигам и героям, но и мужской дружбе, суровой романтике и жажде приключений.

Уже на этапе разработки сценария Никита Сергеевич определялся с выбором артистов для каждой из ролей. Все они в то время были молодыми и только начинающими свою карьеру, однако он знал их лично, — Юрий Богатырёв, Среди актеров, блиставших в спектаклях «Театра на Таганке», были, в частности, Константин Райкин, Александр Кайдановский, Александр Пороховщиков, Сергей Шакуров и Александр Калягин, а наибольшую известность в то время приобрел Анатолий Солоницын.

Для Юрия Богатырёва образ Шилова стал вторым фильмом в его карьере. Выбор мягкого и интеллигентного Богатырёва на эту роль чекиста удивил многих, однако Михалков был уверен, что Богатырёв способен перевоплотиться в любого персонажа. Они познакомились в Щукинском училище, Богатырёв сыграл в дипломной работе Михалкова, а впоследствии – ещё в шести его картинах. Никита Сергеевич видел в актёре своего талисмана, и самые значимые роли Юрий Богатырёв воплощал исключительно в его фильмах.

Актёру Александру Калягину, исполнившему роль начальника станции Ванюкина, сначала не хотелось участвовать в съёмках. Недавно он пережил потерю жены и хотел больше времени уделять дочери, однако Михалков убедил его, и, как утверждает Калягин, тем самым помог избежать депрессивного состояния.

Михалков, выступая в роли атамана Брылова, сразу же создал персонажа, наделенного показной, щеголеватой внешностью. На случай возможных возражений со стороны цензоров, касающихся буржуазного колорита героя, он заранее подготовил объяснение: это отрицательный персонаж, поэтому он обладает столь заметными чертами, свойственными буржуазии. Однако никаких вопросов не последовало.

Фотопробы артистов были завершены, велись подготовительные работы к съемкам, когда режиссеру неожиданно вручили повестку в армию. Рабочий процесс был приостановлен, пока Никита Михалков проходил военную службу на флоте, расположенном на Камчатке. Однако вопрос о замене режиссера или полной остановке проекта не рассматривался.

– Сергея Шакурова утвердили на роль командира Забелина. Он вспоминает, что ожидал вызова на съемки около двух месяцев. «А их все не было», – добавил он. Лишь потом он узнал, что призвали Никиту. Все участники съемочной группы с нетерпением ожидали его появления.

Съемки начались летом 1973 года. Все интерьерные декорации были воссозданы на территории студии «Мосфильм». Затем съемочная группа переместилась в Подмосковье для съемки эпизода проводов красноармейцев, после чего отправилась в Чечено-Ингушскую АССР, чтобы снимать на реальных локациях. По имеющимся сведениям, места для съемок отцу режиссера, писателю Сергею Михалкову, посоветовал танцор Махмуд Эсамбаев. Наибольшее количество интересных историй связано с работой именно в Чечено-Ингушской АССР.

Режиссер фильма Владимир Комаровский разместил в местной газете объявление о наборе людей в массовку, где было указано: «Участники, идущие пешком – 5 рублей, с лошадьми – 10 рублей. Необходим паспорт». Уже на следующий день киношников ожидал огромный поток людей, которые сдавали свои паспорта для оформления, а между страницами в каждом из них лежали пяти- и десятирублевые купюры: желающие сняться в эпизодах решили, что от них требуют взятку. Однако, когда об этом стало известно сотрудникам ОБХСС, ситуация приобрела серьезный оборот: режиссера и директора обвинили в получении взятки. Непонятно, чем бы все это завершилось, если бы не вмешательство Сергея Михалкова.
Впоследствии съемочной группе возникли значительные трудности с массовкой.

– Я выстроил всех в один ряд и обратился к ним: «Первый-второй, рассчитайтесь», – впоследствии вспоминал Никита Сергеевич. – Затем объявил, что первые будут исполнять роли пассажиров поезда, а вторые – бандитов, совершающих ограбление состава. Что тут только не началось! Все местные желали сыграть злодеев и не хотели изображать тех, кого грабят. «Меня – грабить? Вы что!?» А перед началом съёмок выясняли: «Оружие вы предоставите или мы принесём своё?» И даже обиделись, что им выдали патроны без заряда.

Чтобы наладить более доверительные отношения с представителями киноиндустрии, им даже пришлось принять участие в массовой драке, организованной по принципу «стенка на стенку». Благодаря этому москвичи завоевали уважение у местных жителей, и тогда работа зашла в конструктивное русло.

На съёмочной площадке присутствовали каскадёры, однако актёры проявляли заинтересованность в самостоятельном выполнении трюков. В частности, это касалось даже опасных, таких как сцена прыжка в реку героев Юрия Богатырёва и Константина Райкина с обрыва высотой 12 метров. Съёмки этого эпизода проходили на реке Аргун, отличающейся горным ландшафтом и представляющей определённую опасность. Температура воды в этот период составляла всего три градуса, а скорость течения достигала 12 метров в секунду. Кроме того, измерение глубины реки было произведено неточно: шест, использованный для замера, сбило сильное течение; тогда вместо него опустили стальной рельс. Сначала это показалось достаточным, но впоследствии выяснилось, что и рельс не смог удержаться, и фактическая глубина в этом месте составляла всего около двух метров, из-за чего при падении с большой высоты существовала угроза гибели от удара о дно.
Богатырёв и Райкин отказались от участия, и сразу же, оказавшись в воде, они почувствовали, как стремительное течение подхватило их.

«По словам Константина Райкина, во время съёмок мы нередко оказывались в воде, и это происходило непосредственно в процессе работы. Течение на Аргуне очень сильное: его скорость превышает 40 километров в час! Если нога оказывалась под водой, тебя сразу же сбивало, как если бы кто-то толкнул, и уносило в водоворот».

Благодаря физическим усилиям Богатырёва им удалось выбраться на берег: он выгреб к нему, при этом буксировал Райкина.

Юрий Богатырев отличался внушительной физической силой и крупным телосложением, но при этом не был спортсменом. Чтобы подготовиться к съёмкам, ему пришлось похудеть, посещать спортзал и заниматься верховой ездой. Однако главным вызовом оказалась другая проблема – он никогда не участвовал в драках. По замыслу сценария ему предстояло нанести удар в лицо Александру Кайдановскому, но у Богатырёва не хватало решимости! «Я не в состоянии ударить Сашу!» – признался он Михалкову, после чего тот пришёл в ярость: «Что тебя занимает?! Что здесь Саша?! Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя волновать!»…

По словам режиссёра, работа в целом оказалась достаточно простой, поскольку вся съёмочная группа состояла не только из коллег, но и из друзей, что позволяло избегать концентрации на трудностях и разногласиях. В период съёмок Никита Михалков женился на манекенщице Татьяне Соловьевой, и это событие отмечалось всей съемочной группой.

Изначальный бюджет фильма был немного выше 500 тысяч рублей. Михалков просил цветную пленку для съемочного процесса, но начинающему режиссеру ее предоставили в ограниченном количестве. Естественно, этого оказалось недостаточно (например, сцену ограбления поезда пришлось снимать повторно из-за дефектов, для чего съемочной группе пришлось отправиться под Баку, поскольку в Чечне к тому времени уже выпадал снег), и часть фильма была снята на черно-белую пленку. Тем не менее, современные технологии позволяют реставрировать старые кадры, добавляя цвет, что уже неоднократно применялось. Не исключено, что и «Свой среди чужих, чужой среди своих» когда-нибудь станет полностью цветным фильмом.


Нажми и смотри

Эдуард Артемьев написал знаменитую мелодию к фильму. В Доме кино он встретился с Никитой Михалковым, который подробно рассказал режиссеру сюжет своей картины, передал эмоциональную составляющую и привел примеры музыки, которую он представлял как «мелодию воспоминаний». Вернувшись домой, Артемьев подошёл к роялю и сразу же наиграл тему. Композитор был поражён получившейся мелодией и поспешил записать ноты, чтобы не упустить детали. Эта мелодия стала одной из самых узнаваемых в советском кино.