
«Детей, у которых есть братья или сестры с особенностями развития, иногда называют «стеклянными». Эти дети могут ощущать, что родители, уделяя внимание и заботу нуждающемуся в помощи брату или сестре, не замечают их самих, здоровых и не требующих особого ухода. В TikTok все чаще можно встретить видео от людей, которые предполагают, что, возможно, они являются «стеклянными детьми».
Алисия Мэйплс впервые использовала этот термин в своей речи на TEDx Talk. Она говорила о своем брате, страдающем аутизмом, и отметила, что братья и сестры детей с особенностями развития часто являются «стеклянными детьми», не из-за их уязвимости, а потому, что, по словам Алисии, родители, кажется, «не замечают их».
Рождение ребенка с инвалидностью может привести к тому, что родители начинают меньше обращать внимание на других своих детей, поскольку новый член семьи требует значительного внимания и ресурсов. Их жизнь перестраивается вокруг новых обстоятельств, включающих частые посещения медицинских учреждений и реабилитационных процедур, что неизбежно сокращает время, уделяемое остальным детям. «Не стоит торопить детей с взрослением или предъявлять к ним чрезмерные требования, не соответствующие их возрасту», — отмечает Келли Фрадин, педиатр и автор книги «Продвинутое воспитание».
При воспитании детей с особыми потребностями важно не игнорировать их братьев и сестер.
Информируйте детей в соответствии с их возрастом
Объясняйте детям, что происходит, разговаривайте с ними, но обязательно принимайте во внимание их возраст и степень зрелости.
Важно быть откровенными и искренними, поскольку дети часто хорошо понимают потребности своих братьев или сестер. «Утаивание информации может заставить ребенка почувствовать, что разговор окончен, хотя ему необходимо обсудить сложившуюся ситуацию», – отмечает Эмили Холл, руководитель Проекта по поддержке сиблингов.
Уделяйте им внимание
В большинстве случаев детям от родителей необходимо прежде всего их внимание. Взрослые братья и сестры часто с ностальгией вспоминают моменты, когда они могли побыть наедине с родителями, пока нуждающиеся в особом уходе братья и сестры засыпали. В это время они вместе складывали пазлы, смотрели телевизор, общались или читали книги.
Клинический психолог детского центра в Далласе, Сара Лофтин, отмечает, что индивидуальное общение с каждым ребенком в течение 15 минут в день может принести значительные результаты».
Начните вести вместе дневник
Для некоторых детей выразить свои эмоции письменно бывает легче, чем устно. Эксперт Холл советует родителям оставлять своим детям записки, в которых они делятся своими мыслями и чувствами. Такой подход поможет детям почувствовать, что их замечают и вы стремитесь к взаимодействию с ними.
Дженис Стюарт Дортч, основательница некоммерческой организации «Special Needs Siblings», рассказывает о собственном опыте: «Запись в дневник – это доступный и действенный способ выражать эмоции. Я что-то пишу, а мой ребенок отвечает или рассказывает о своих переживаниях на следующей странице. Это не требует ежедневного повторения, и не обязательно должно быть словесным. Когда они были маленькими, это могли быть рисунки».
Найдите им равную поддержку
Необходимо найти способы, чтобы дети могли взаимодействовать с другими детьми, имеющими братьев или сестер с особыми потребностями. Изоляция может возникать, когда детям кажется, что они отличаются от сверстников. Рекомендуется искать группы поддержки, которые помогут детям завести друзей. Важно обсудить это с родителями других детей, чтобы создать среду, где их поймут и поддержат, не требуя постоянных объяснений.
Говорите с ними о будущем
Зачастую дети переживают о будущем и о том, как они смогут обеспечить необходимый уход за нуждающимися в нём членами семьи. Обсуждайте с ними заботу о брате или сестре на каждом этапе, чтобы «будущее» не казалось таким масштабным и неопределённым, а следовательно, и менее тревожным.
Родители могут привлекать ребенка к помощи брату или сестре, однако это не должно быть для него обязательством. Важно, чтобы дети принимали участие в заботе о младших братьях и сестрах в той степени, насколько они сами этого желают.
Поддерживайте их увлечения
Поддерживайте стремление детей к самостоятельности. Занятия, не связанные с ролью брата или сестры, играют важную роль в формировании личности ребенка. Детям необходимо иметь возможность открывать для себя все, что может предложить мир, и родители могут способствовать этому процессу.
Слушайте своих детей
Прежде всего, необходимо понимать, что дети стремятся к тому, чтобы их выслушивали, а их чувства признавали. Дети, имеющие братьев и сестер с особенностями развития, как правило, проявляют высокую эмпатию, однако они подвержены сильным стрессам и не обладают навыками, необходимыми для управления трудными эмоциями, свойственными взрослым.
Делиться своими переживаниями, особенно такими, как обида, чувство вины или осознание ответственности, может быть непросто для детей. Главное в этом случае – помочь ребенку понять, что его чувства закономерны и значимы. Это позволит ему легче справляться с ними и придаст уверенности в себе. Такой умение пригодится ему на протяжении всей жизни.




