
Когда в семье появляется второй или третий ребенок, родители нередко заявляют: «Мы любим всех одинаково». Это действительно так. Однако, несмотря на то, что любовь родителей увеличивается с появлением каждого нового члена семьи, внимание, забота и тепло могут распределяться по-разному — поскольку у каждого своя роль, свой возраст и свой уровень активности.
-
Старший — уже большой.
-
Младший — ещё маленький.
-
В среднем… кажется, всё стабильно. Похоже, удерживается на прежнем уровне.
Ребёнок, занимающий среднюю позицию в семье, не является забытым намеренно
Он оказался в среде, где о нём говорят не так часто, предъявляют умеренные требования и проявляют внимание по установленному графику».
Иногда я получаю сообщения от мам, в которых они рассказывают, что один из их детей как будто бы «отключается» — становится менее капризным, менее требовательным, меньше жалуется. Однако затем внезапно происходит срыв: он начинает конфликтовать с братьями или уходит в себя. И в этот момент возникает опасение: «Неужели я действительно не обращала на него должного внимания?»
Я нередко обращаюсь к этой теме в своей работе и в литературе — к проблеме неравного внимания и ощущения невидимости. Дело в том, что дети, которые не привлекают к себе внимания, как правило, просто усвоили, что не стоит просить о чём-либо. И именно поэтому им особенно важно, чтобы их заметили без каких-либо поводов и просьб.
Старший: ответственный и… уставший
Первенцу обычно приходится брать на себя бремя родительских ожиданий. Он открывает новые этапы в жизни родителей: первый детский сад или школа, первая болезнь, первые достижения и первые беспокойства. Его развитие проходит под пристальным вниманием.
Что может чувствовать старший:
-
«Я должен быть идеальным».
-
«На меня злятся чаще».
-
«У меня нет права быть слабым».
Как поддержать:
-
Предоставь возможность быть обычным человеком, допускать ошибки и испытывать усталость.
-
Оценивай не только успехи, но и личные характеристики.
-
Выделяйте время для себя не для получения знаний, а чтобы просто находиться в моменте».
Младший: любимчик, которому всё можно
Младший ребёнок попадает в семью, где, казалось бы, уже всё решено. Родители более спокойны, старшие дети выросли, и ребёнку может показаться, что он окружён большей заботой и вниманием. Однако и у него есть собственные внутренние противоречия.
Что может чувствовать младший:
-
«Меня не воспринимают всерьёз».
-
«Мне необходимо проявлять дружелюбие, чтобы быть понятым».
-
«Я боюсь вырасти и потерять любовь».
Как поддержать:
-
Доверяй больше, чем кажется разумным.
-
Поощряй самостоятельность: «Позволь ребенку самостоятельно выбирать одежду!»
-
Важно ощущать признание, а не только получать потакание.
Средний: в тени, но с потенциалом
Средний ребёнок находится между двумя крайностями. Он словно оказывается зажатым между двумя противоположностями — не старший и не младший. Ему не просят помочь, как первенцу, и не балуют, как младшему. Он нередко терпеливо ожидает, чтобы его заметили.
Родители нередко говорят: «Наш сын – совсем беззаботный, хотелось бы, чтобы все были как он». Однако это и является проблемой. Ведь «удобный» ребенок не всегда является счастливым.
Что может чувствовать средний:
-
«Меня не замечают».
-
«Мне нужно подстроиться, чтобы не мешать».
-
«Я не знаю, кто я в этой семье».
Как поддержать:
-
Разработайте индивидуальные ритуалы, которые будут включать только вас двоих. Например, вечернее чаепитие, которое будет проходить исключительно вдвоем.
-
Поможем выявить вашу уникальность — те качества, в которых вы превосходите других.
-
Обращайся к нему с теплотой, даже если он не ищет признания.
Как разделять любовь, а не сравнивать
Сравнивать детей, даже не имея злого умысла, довольно распространено: «Смотри, Саша сам прибрал за собой, а ты?». Однако для ребёнка это может прозвучать как: «Меня любят меньше».
Простые фразы, которые лечат:
-
«Ты — это ты. Я люблю тебя именно таким».
-
«Мне повезло, что ты мой сын/дочка».
-
«Мне не хватает тебя, несмотря на нашу недавнюю близость».
По моему мнению, любовь к детям не следует распределять поровну. Её необходимо увеличивать — для каждого ребенка.
Личный пример
Когда родился второй сын, я была уверена, что смогу всё осилить. Мне казалось, что старший уже достаточно взрослый, и мне не потребуется вносить какие-либо изменения в наш уклад жизни. Но однажды он спросил: «Мама, у тебя теперь другой малыш, а я, наверное, уже не малыш?»
Я внезапно осознала, что его приход повлиял не только на нашу семью, но и на взаимоотношения со старшим сыном.
Я хотел вновь увидеть старшего — не как человека, способного решить любые задачи, а как ребенка, который также переживает изменения. Необходимо было восстановить нашу связь, адаптировать ее к новым условиям, где он по-прежнему значим. Чтобы его не забыли. Чтобы он был нужен — не как помощник, а просто как есть.
В настоящее время для каждого ребёнка сформированы собственные традиции:
-
С младшим — утренние «потягушки».
-
Вечерние беседы перед сном — традиция для старшего.
-
Для обоих действует одно и то же правило: в течение дня, пусть даже на 10 минут, каждый из них ощущает «мамины глаза.
Каждый ребенок в семье выполняет свою роль. Старший помогает нам понять, что такое ответственность, средний – обращать внимание на нюансы, младший – вновь ощутить теплоту. Если мы научимся не сравнивать, не разделять, а просто видеть каждого таким, какой он есть, то каждый ребенок вырастет с ощущением: «Я любим. По-настоящему. За то, что я — это я».




