Стремление к высоким оценкам может восприниматься как нормальное проявление нацеленности на результат, однако для некоторых детей оно становится причиной постоянного стресса и беспокойства. Когда боязнь допустить ошибку превалирует над интересом к обучению, это уже не проявление дисциплины, а проявление синдрома отличника. Психолог Екатерина Грибина объясняет, как распознать здоровую мотивацию и болезненный перфекционизм, и почему его причины чаще связаны с семьей, а не со школой.

Как понять, что у ребенка синдром отличника
Основной признак – усиленная тревожность. Ребенок остро реагирует на критику и расплакался из-за четверки, плохо спит перед контрольной. Нередко это сопровождается психосоматикой: болями в животе, головной болью или тошнотой. Даже если родители не наказывают, страх все равно закрепляется внутренней установкой: «Меня любят, только если я идеален».
Еще один настораживающий симптом – уклонение от выполнения трудных задач. Ребенок может заявлять, что не хочет посещать школу, поскольку «не сможет выполнить». Иногда возникают вспышки эмоций – истерики, слезы, агрессия, если полученный результат не совпадает с ожидаемым. Подобные реакции нередко формируются еще в дошкольный период, когда мнение родителей считается показателем собственной значимости.
Почему виновата не школа
Обучающая система не является прямой причиной развития синдрома отличника, ключевую роль играет поведение взрослых. Если ребенка критикуют за плохую оценку, сравнивают с другими учениками или выражают своё недовольство, то неудача начинает восприниматься как его личная ответственность.
Когда взрослые умеют спокойно говорить о неудачах и задают вопросы, такие как «В чем заключалась сложность?» или «Какие альтернативные решения можно было бы рассмотреть по-другому?», восприятие обратной связи, а не оценка, становится шансом для развития и получения новых знаний.
Кто в группе риска
Дети, склонные к повышенной чувствительности и имеющие тревожную нервную систему, более остро переживают стрессовые ситуации и давление. Однако, даже при наличии такой особенности, многое определяется обстановкой в семье. Благоприятная атмосфера, основанная на поддержке, уважении к чувствам и открытом общении, помогает ребенку справляться с трудностями, в то время как непрекращающаяся критика и чрезмерный контроль, напротив, усугубляют тревожность и снижают самооценку.
Что происходит с телом и психикой
Постоянное состояние стресса приводит к хроническому перенапряжению. Это проявляется на психологическом уровне невротическими расстройствами, склонностью к откладыванию дел и боязнью совершить ошибку. На физиологическом уровне – регулярными спазмами, болевыми ощущениями и проблемами с пищеварением. Мозг ребенка воспринимает любые испытания как потенциальную опасность, а тело находится в состоянии постоянной готовности к угрозе».
Последствия во взрослом возрасте
Успешные люди, добившиеся значительных результатов в юности, нередко становятся трудоголиками, испытывающими трудности с отдыхом и склонными откладывать приятные моменты на будущее, стремясь к совершенству во всём. В конечном итоге это приводит к эмоциональному выгоранию и чувству упущенной жизни. Чтобы изменить положение дел, необходимо понять, в чём заключается проблема, и научиться допускать себя к несовершенству».
Что могут сделать родители
Прежде всего необходимо обратиться к себе. Чрезмерные требования, предъявляемые к детям, нередко являются проекцией внутренних опасений родителей, таких как боязнь критики, неудач и ощущения собственной некомпетентности. Для поддержки ребенка важно пересмотреть собственное восприятие ошибок.
Полезно задавать ребенку вопросы:
- Что ты почувствовал?
- Что можно сделать иначе?
- Чем я могу помочь?
В данном случае речь идет не о виновности, а об ответственности, что служит стимулом для роста и совершенствования.
Когда признаки синдрома уже появились, ключевым является не коррекция поведения ребенка, а трансформация семейной обстановки. Поддержка, проявление уважения к его переживаниям и индивидуальная терапия для родителей способствуют изменению модели взаимодействия. По мере того, как меняются взрослые, преображается и ребенок.




