Zorkaya

Сайт для девушек!

Как стремление к совершенству влияет на ребенка: признаки «синдрома отличника»

Стремление к высоким оценкам может восприниматься как нормальное проявление нацеленности на результат, однако для некоторых детей оно становится причиной постоянного стресса и беспокойства. Когда боязнь допустить ошибку превалирует над интересом к обучению, это уже не проявление дисциплины, а проявление синдрома отличника. Психолог Екатерина Грибина объясняет, как распознать здоровую мотивацию и болезненный перфекционизм, и почему его причины чаще связаны с семьей, а не со школой.

Фото: img.freepik.com

Как понять, что у ребенка синдром отличника

Основной признак – усиленная тревожность. Ребенок остро реагирует на критику и расплакался из-за четверки, плохо спит перед контрольной. Нередко это сопровождается психосоматикой: болями в животе, головной болью или тошнотой. Даже если родители не наказывают, страх все равно закрепляется внутренней установкой: «Меня любят, только если я идеален».

Еще один настораживающий симптом – уклонение от выполнения трудных задач. Ребенок может заявлять, что не хочет посещать школу, поскольку «не сможет выполнить». Иногда возникают вспышки эмоций – истерики, слезы, агрессия, если полученный результат не совпадает с ожидаемым. Подобные реакции нередко формируются еще в дошкольный период, когда мнение родителей считается показателем собственной значимости.

Читать:  Ревность в отношениях с разницей в возрасте: что делать, если мужчина младше вас и имеет прошлое

Почему виновата не школа

Обучающая система не является прямой причиной развития синдрома отличника, ключевую роль играет поведение взрослых. Если ребенка критикуют за плохую оценку, сравнивают с другими учениками или выражают своё недовольство, то неудача начинает восприниматься как его личная ответственность.

Когда взрослые умеют спокойно говорить о неудачах и задают вопросы, такие как «В чем заключалась сложность?» или «Какие альтернативные решения можно было бы рассмотреть по-другому?», восприятие обратной связи, а не оценка, становится шансом для развития и получения новых знаний.

Кто в группе риска

Дети, склонные к повышенной чувствительности и имеющие тревожную нервную систему, более остро переживают стрессовые ситуации и давление. Однако, даже при наличии такой особенности, многое определяется обстановкой в семье. Благоприятная атмосфера, основанная на поддержке, уважении к чувствам и открытом общении, помогает ребенку справляться с трудностями, в то время как непрекращающаяся критика и чрезмерный контроль, напротив, усугубляют тревожность и снижают самооценку.

Читать:  Семь способов применить кофейную гущу в хозяйстве

Что происходит с телом и психикой

Постоянное состояние стресса приводит к хроническому перенапряжению. Это проявляется на психологическом уровне невротическими расстройствами, склонностью к откладыванию дел и боязнью совершить ошибку. На физиологическом уровне – регулярными спазмами, болевыми ощущениями и проблемами с пищеварением. Мозг ребенка воспринимает любые испытания как потенциальную опасность, а тело находится в состоянии постоянной готовности к угрозе».

Последствия во взрослом возрасте

Успешные люди, добившиеся значительных результатов в юности, нередко становятся трудоголиками, испытывающими трудности с отдыхом и склонными откладывать приятные моменты на будущее, стремясь к совершенству во всём. В конечном итоге это приводит к эмоциональному выгоранию и чувству упущенной жизни. Чтобы изменить положение дел, необходимо понять, в чём заключается проблема, и научиться допускать себя к несовершенству».

Читать:  Как заменить яйца в выпечке: 12 альтернативных ингредиентов

Что могут сделать родители

Прежде всего необходимо обратиться к себе. Чрезмерные требования, предъявляемые к детям, нередко являются проекцией внутренних опасений родителей, таких как боязнь критики, неудач и ощущения собственной некомпетентности. Для поддержки ребенка важно пересмотреть собственное восприятие ошибок.

Полезно задавать ребенку вопросы:

  • Что ты почувствовал?
  • Что можно сделать иначе?
  • Чем я могу помочь?

В данном случае речь идет не о виновности, а об ответственности, что служит стимулом для роста и совершенствования.

Когда признаки синдрома уже появились, ключевым является не коррекция поведения ребенка, а трансформация семейной обстановки. Поддержка, проявление уважения к его переживаниям и индивидуальная терапия для родителей способствуют изменению модели взаимодействия. По мере того, как меняются взрослые, преображается и ребенок.

Похожие статьи
Галерея постов