Семья

Судьбоносная встреча Штирлица и его жены могла не произойти

Фото: img.freepik.com

Культовый сериал

В период с 11 по 23 августа 1973 года в Советском Союзе наблюдалось резкое снижение уровня уличной преступности. Как и другие жители, хулиганы вечерами собирались перед телевизорами, чтобы смотреть о приключениях советского разведчика, работавшего под прикрытием во влиятельных структурах. «Истинный ариец, с нордическим характером, не замечен в компрометирующих связях…»

«Вас, Штирлиц, я попрошу остаться»

Персонаж Максим Исаев, более известный как штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц из фильма «Семнадцать мгновений весны», осуществляет значимую миссию: необходимо установить, какие из лидеров Рейха ведут обсуждение о прекращении боевых действий Германии с Соединенными Штатами и Великобританией. Штирлиц стремится помешать этим переговорам, постоянно подвергая себя опасности и испытывая тоску по своей стране. Роман «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семёнова основан на реальных событиях: весной 1945 года союзники вели тайные беседы с представителями нацистского режима без участия Советского Союза. Американцы кодировали эту операцию как «Санрайз», англичане – как «Кроссворд», а Юлиан Семёнов объединил эти названия в «Санрайз кроссворд».

Писатель беседовал с одним из участников этой операции и прекрасно понимал, о чем пишет. Гитлер, Борман, Гиммлер, Геринг – вся эта группа предстала у него живой, а не книжной. Благодаря фильму Татьяны Лиозновой мы достоверно знаем, как они выглядели (хотя, возможно, и не совсем точно), знаем их достоинства и недостатки, и заучили их наиболее удачные выражения. Эти фашисты не представлялись смешными и жалкими персонажами, как это делали другие режиссеры, создававшие фильмы о Великой Отечественной войне; это были сильные и разумные противники, убежденные в своей способности покорить весь мир.

Семёнов создал образы персонажей для «Семнадцати мгновений весны», а Лиознова воплотила их на экране. Вот Мюллер с проницательным взглядом и сообразительностью, свойственной крестьянину, вот выдающийся интеллектуал Шелленберг. На фоне этих ярких личностей особенно заметно сияет звезда советского разведчика. Роль Шелленберга в телесериале исполнил Олег Табаков. Отец актера участвовал во всей Великой Отечественной войне, и Табаков был хорошо знаком с её историей. Актера удивило отношение к фильму в Германии: «Немецкие зрители выразили почтение к скромной женщине с темными глазами, сумевшей рассказать правдивую и суровую историю о Второй мировой войне, представив врагов не в карикатурном виде, а как достойных противников».

«Я бы хотел вручить ему награду»

В июле 1973 года центральное телевидение получило от телезрителей 147 писем, содержащих пожелания, благодарности и просьбы. К концу августа, после появления Штирлица на экране – уже 1653 письма! Полученная корреспонденция была проанализирована: письма писали рабочие, служащие и колхозники. Восторженные школьники составили 35% всех писем. Практически в каждом письме содержалась просьба о срочном повторе серии, но не в 19:30 до 21:00, а после программы «Время», когда люди уже вернулись с работы, а дети уложены спать. Поговаривают, что Брежнев пропустил первую трансляцию сериала, но когда ему её показали, он был восхищен. Рассказывали такую историю: в финале фильма, когда Штирлицу обещали звание Героя Советского Союза, Брежнев забеспокоился и спросил: «А он его уже получил? Я хотел бы сам вручить ему награду…» Желание генсека – закон. Звание Героя получил, правда, не Штирлиц, а Вячеслав Тихонов, и не Героя Советского Союза, а Героя Социалистического труда.


Нажми и смотри

Парадоксы фильма «17 мгновений весны»

Отношение зрителей к фильму о Штирлице было уникальным, и слово «нравится» здесь не подходит; это была искренняя, глубокая привязанность. Ветераны, просматривая фильм, вспоминали военные годы, женщины смотрели и восхищались Штирлицем, который был прекрасен и внешне, и внутренне, а интеллектуалов поражала его способность изящно разрешать самые сложные задачи. Школьники же просто были рады, что советский разведчик проявляет бесстрашие и хитрость, одерживая победы над всеми противниками. Кроме того, существовали еще два фактора, которые выделяли этот телесериал из числа других.

В кино патриотические чувства советского гражданина неожиданным образом сочетались с тягой к западной культуре. Фильм «Семнадцать мгновений весны» был создан по заказу КГБ с целью формирования положительного образа сотрудника чека, при этом консультантом при создании фильма выступил заместитель председателя этой организации, Семен Цвигун. Тем не менее, традиционное столкновение «наших» и «чужих» культур представлено весьма человечно и сдержанно.

Вторым парадоксом являлся образ Штирлица. Он уже два десятилетия служит отечеству, пожертвовав личной жизнью, его внутренний мир закрыт для посторонних, он кажется неприступным. Невозможно понять, что за человек скрывается за его маской… было бы, если бы мы не слышали его мысли, озвученные Ефимом Копеляном. Татьяна Лиознова разработала блестящее решение.

«Броневой – подумал Штирлиц»

В сериале задействованы выдающиеся актеры советского кинематографа, вызывающие восхищение: Вячеслав Тихонов, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев, Василий Лановой, Леонид Броневой, Олег Табаков, Лев Дуров, Юрий Визбор! Роль Гитлера изначально планировалось отдать Леониду Броневому или Георгию Куравлеву, Татьяна была уверена, что в этой роли мог бы выступить кто-то из них. К тому моменту Леонид Броневой уже недолгое время не снимался в заметных проектах, и он был готов согласиться даже на роль Гитлера. Актеру сделали грим – и получился практически точная копия Адольфа! Однако Алле Лиозновой что-то не устроило на фотопробах.

Куравлеву удалось создать убедительный образ Гитлера, однако сыграть эту роль ему не удалось: «Я не справился с этим антихристом. Моя внутренняя натура восстала и выступила против». Роль Гитлера досталась немецкому актеру Фрицу Дицу. А Броневому режиссер предложила исполнить роль Мюллера. Однако у нее не оказалось фотографий Мюллера. Настоящий Мюллер был высоким, худощавым, темноволосым и имел горб. Броневой впоследствии заявлял, что отказался бы от этой роли, если бы знал об этом. Но тогда он не получил бы и огромной любви зрителей, которая даже отразилась в анекдоте: «Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. «Броневой», — подумал Штирлиц».


Нажми и смотри

По мнению многих, наиболее близким к своему персонажу был Табаков. Поговаривают, что племянница Шелленберга даже писала ему: «Я много раз пересматривала фильм, чтобы еще раз увидеть дядю Вальтера». Татьяне было непросто определиться с актером на роль Штирлица: Иннокентий Смоктуновский? Олег Стриженов? Юрий Соломин? Она отдавала предпочтение Арчилу Гомиашвили, однако, по некоторым сведениям, эту кандидатуру не одобрили консультанты из КГБ: русский разведчик не может быть грузином. В итоге Штирлицем стал Тихонов. Стоит отметить, что герой Юлиана Семенова – это не образец внешней привлекательности, а стареющий человек, постоянно испытывающий сомнения, которому сложно принимать решения, влияющие на судьбы других людей…

«Свистят они, как пули у виска…»

Безусловно, успех сериала «Семнадцать мгновений весны» был бы невозможен без музыки Микаэла Таривердиева. Композитор вместе с Робертом Рождественским создал двенадцать песен, по одной для каждой серии. В полном объеме в фильм вошли лишь две: «Мгновения» и «Песня о далёкой Родине». Тамара Лиознова долго размышляла над тем, кто мог бы их исполнить: Валентин Ободзинский, Лев Толкунов, Муслим Магомаев? Она отвергла всех кандидатов и, не проявив волнения, предложила Иосифу Кобзону спеть так, чтобы не было очевидно, что это он. Артист был шокирован, обижен… но затем передумал и согласился.


Нажми и смотри

Немая сцена

Совместная работа двух сильных личностей, имеющих схожие ключевые черты, нередко сопряжена с трудностями для обоих. Так, Семенов, к примеру, проявлял резкость в отношении идей Татьяны, особенно его не устраивала сама концепция немой сцены встречи Штирлица с его супругой после пятнадцати лет разлуки. Сейчас они сидят на разных столах в кафе и просто смотрят друг на друга. Сентиментальность!


Нажми и смотри

Татьяна слушала его, однако действовала по своему усмотрению. На съемочной площадке она стремилась быть руководителем, и этот статус ей принадлежал. Артисты, впечатленные ее высоким профессионализмом и самоотверженностью, работали с полной отдачей. Леонид Куравлев вспоминал: «Когда Лиознова появлялась на площадке, воцарялась атмосфера – не угнетающая, но располагающая к творчеству. Пришла руководитель, чтобы заняться творчеством, и все понимали, что она потребует максимальной отдачи от каждого, от самого молодого сотрудника до старшего члена съемочной группы. Строгость – одно из ключевых условий, которые обеспечили картине успех».

Выход сериала на экраны привел к тому, что Татьяну засыпали письмами в значительно большем количестве, чем Центральное телевидение получало, а именно 12 мешков, по одному на каждую серию. Она изучила все эти письма. После этого она не бралась за новые проекты на протяжении нескольких лет, так как планка, которую она установила для себя, оказалась слишком высокой…


Нажми и смотри