Zorkaya

Сайт для девушек!

Судьбоносная встреча Штирлица и его жены могла и не произойти

Фото: img.freepik.com

Культовый сериал

В период с 11 по 23 августа 1973 года в Советском Союзе наблюдалось резкое снижение уровня уличной преступности. Вместе с другими жителями страны хулиганы вечерами собирались перед телевизорами, чтобы следить за приключениями советского разведчика, работавшего под прикрытием во влиятельных структурах. «Истинный ариец, обладающий нордическим характером, в ком не было замечено порочащих его качеств…»

«Вас, Штирлиц, я попрошу остаться»

Максим Исаев, известный зрителям как штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц из фильма «Семнадцать мгновений весны», получает ответственное поручение: выяснить, какие из высокопоставленных чиновников Рейха участвуют в обсуждении условий перемирия между Германией и США, а также Великобританией. Штирлиц стремится помешать этим переговорам, постоянно подвергая себя опасности и испытывая тоску по своей стране. Роман «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семёнова основан на реальных событиях: весной 1945 года союзники вели тайные переговоры с представителями нацистского режима без участия Советского Союза. Американцы называли эту секретную операцию «Санрайз», англичане – «Кроссворд», а Юлиан Семёнов объединил эти названия в «Санрайз кроссворд».

Писатель беседовал с одним из участников этой операции и был прекрасно осведомлен о содержании своих произведений. Гитлер, Борман, Гиммлер, Геринг – вся эта группа предстала у него живой, а не вымышленной. И после фильма Татьяны Лиозновой мы бесспорно знаем, как они выглядели (хотя, возможно, и не совсем точно), знаем их достоинства и недостатки, и заучили их известные выражения. Эти фашисты не были комичными и жалкими персонажами, как это показывали другие режиссеры, создававшие фильмы о Великой Отечественной войне, это были могущественные и разумные противники, убежденные в возможности покорения всего мира.

Семёнов создал образы персонажей для «Семнадцати мгновений весны», а Лиознова воплотила их на экране. Вот Мюллер с проницательным взглядом и проницательностью, свойственной крестьянину, вот блистательный интеллектуал Шелленберг. На фоне этих ярких персонажей звезда советского разведчика заблестела еще сильнее. Олега Табакова пригласили сыграть Шелленберга в этом телесериале. Отец актера участвовал во всей Великой Отечественной войне, и актер был хорошо знаком с ее событиями. Табакова удивило отношение к фильму в Германии: «Немецкие критики выразили уважение к скромной женщине с темными глазами, которая смогла рассказать правдивую и суровую историю о Второй мировой войне, представив врагов не в привычном, легкомысленной манере, а показав их как достойных противников».

Читать:  Как ИИ-мемы влияют на детскую речь и мышление

«Я бы хотел вручить ему награду»

В июле 1973 года центральное телевидение получило от телезрителей 147 писем, содержащих пожелания, благодарности и просьбы. К концу августа, после появления Штирлица на экранах – уже 1653 письма! Полученная корреспонденция была тщательно проанализирована: письма писали рабочие, служащие и колхозники. Восторженные школьники составили 35% от общего числа. Практически в каждом письме содержалась просьба о срочном повторном показе сериала, но уже не в 19:30 до 21:00, а после программы «Время», чтобы и с работы все успели, и дети были уложены спать. Поговаривают, что Брежнев пропустил первую трансляцию сериала, но, увидев его, был восхищен. Рассказывали такую историю: в финале фильма, когда Штирлицу обещали звание Героя Советского Союза, Брежнев забеспокоился и спросил: «А он уже удостоен этой награды? Я бы хотел лично вручить ему награду…» Желание генсека – закон. Звание Героя получил, правда, не Штирлиц, а Вячеслав Тихонов, и не Героя Советского Союза, а Героя Социалистического труда.

Парадоксы фильма «17 мгновений весны»

Отношение зрителей к фильму о Штирлице было уникальным, и слово «нравится» здесь не совсем подходит; это была подлинная, глубокая привязанность. Ветераны, просматривая его, вспоминали дни войны, женщины смотрели с восхищением, отмечая красоту Штирлица как внутреннюю, так и внешнюю, а интеллектуалов поражала изящность, с которой он разрешал наиболее запутанные задачи. Подростки же просто наслаждались тем, что советский разведчик является самым отважным и умелым и одерживает победы над всеми. Помимо этого, существовали еще два фактора, которые выделяли этот телесериал из числа других.

В кино патриотические чувства советского гражданина неожиданным образом сочетались с любопытством к западной культуре. Фильм «Семнадцать мгновений весны» был создан по инициативе КГБ с целью формирования позитивного образа сотрудника чека, при этом в качестве консультанта выступил заместитель председателя этой организации, Семен Цвигун. Тем не менее, традиционное столкновение «наших» и «чужих» культур показано с необычайной человечностью и деликатностью.

Вторым парадоксом являлся образ Штирлица. Он уже два десятилетия служит Отечеству, отказавшись от личной жизни, его внутренний мир словно заперт, он не поддается пониманию со стороны наблюдателя. Невозможно постичь, кто же он на самом деле… если бы мы не слышали его мысли, озвученные Ефимом Копеляном. Татьяна Лиознова разработала блестящее решение.

Читать:  Отдых в Анапе летом 2025: полезные советы и необычные идеи

«Броневой – подумал Штирлиц»

В этом сериале снимались выдающиеся актеры советского кино, вызывающие восхищение: Вячеслав Тихонов, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев, Василий Лановой, Леонид Броневой, Олег Табаков, Лев Дуров, Юрий Визбор! Роль Гитлера изначально планировалось отдать Броневому или Куравлеву, Татьяна была уверена, что в этой роли мог бы выступить один из них. К тому времени Броневой уже недолгое время не получал значительных ролей и согласился на эту работу. Артиста подготовили к съемкам с помощью грима – он был невероятно похож на Адольфа! Однако режиссеру Лиозновой что-то не устроило на предварительных фотопробах.

Куравлев признавался, что его Гитлер получился убедительным, однако полноценно воплотить этот образ он не смог: «Я не справился с этой антихристинской ролью. Моя сущность восстала и противилась». Роль Гитлера досталась немецкому актеру Фрицу Дицу. А Броневому предложили сыграть Мюллера. У режиссерки не оказалось фотографий Мюллера. Настоящий Мюллер был высоким, худощавым, темноволосым и имел горб. Броневой впоследствии отмечал, что отказался бы от роли, если бы знал об этом. Но тогда он бы не получил огромной зрительской любви, которая даже отразилась в анекдоте: «Штирлиц произвел выстрел в Мюллера. Пуля отскочила. «Броневой», — подумал Штирлиц».

По мнению многих, наиболее близким к своему персонажу был Табаков. Поговаривают, что племянница Шелленберга даже написала ему: «Я много раз пересматривала фильм, чтобы вновь увидеть дядю Вальтера». Татьяне пришлось долго выбирать актера на роль Штирлица: Иннокентий Смоктуновский? Олег Стриженов? Юрий Соломин? Она отдавала предпочтение Арчилу Гомиашвили, однако, по имеющимся сведениям, эту кандидатуру не одобрили консультанты из КГБ: разведчик из России не может быть грузином. В итоге, роль Штирлица досталась Тихонову. Интересно, что герой Юлиана Семенова – это не образцово привлекательный мужчина, а стареющий человек, постоянно испытывающий сомнения, ему сложно принимать решения, влияющие на жизни других людей…

Читать:  Первые впечатления: какие спектакли подарили сыну любовь к театру

«Свистят они, как пули у виска…»

Безусловно, сериал «Семнадцать мгновений весны» не приобрел бы своей неповторимой атмосферы без музыки Микаэла Таривердиева. Композитор и Роберт Рождественский создали двенадцать песен, по одной для каждой серии. Однако в полнометражный фильм вошли лишь две: «Мгновения» и «Песня о далёкой Родине». Тамара Лиознова долго выбирала исполнителя: Ободзинского? Толкунова? Магомаева? Она отклонила все варианты и, не выказав волнения, предложила Эмму Кобзану исполнить песни таким образом, чтобы его участие было незаметным. Артист был ошеломлен, возмущен… но затем передумал и согласился.

Немая сцена

Совместная работа двух сильных личностей, имеющих схожие ключевые черты, может представлять для них обоих трудности. Например, Семенов проявлял резкость в отношении идей Татьяны, вплоть до неприятия даже самой идеи о безмолвной встрече Штирлица с его супругой после пятнадцати лет разлуки. Они сидели на противоположных концах кафе и просто смотрели друг на друга. Несомненно, это было проявлением излишней сентиментальности!

Татьяна слушала его, однако действовала по своему усмотрению. На съемочной площадке она стремилась быть руководителем, и этой роли она соответствовала. Актеры, впечатленные ее высоким профессионализмом и полной самоотдачей, работали с максимальной отдачей. Леонид Куравлев вспоминал: «Когда Лиознова появлялась в павильоне, воцарялась атмосфера тишины – не угнетающая, а располагающая к творчеству. Пришла руководитель, чтобы заняться творчеством, и все понимали, что она потребует максимальной отдачи от каждого, от первого до последнего члена съемочной группы. Строгое соблюдение дисциплины стало одним из ключевых факторов успеха фильма».

После премьеры сериала Татьяну завалило письмами в большем количестве, чем Центральное телевидение получило 12 мешков, по одному на каждую серию. Она ознакомилась со всем их содержанием. Затем последовал перерыв в ее творческой деятельности на несколько лет, поскольку установленная планка оказалась слишком высокой…

Похожие статьи
Галерея постов