Семья

СДВГ у взрослых: четыре истории о жизни с гиперактивностью

Фото: img.freepik.com

«Мужчина не может проработать на одном месте больше двух месяцев»

Игорю пять лет. Он просит маму брать его на детскую площадку каждые выходные, но она старается избегать таких прогулок. Мама, безусловно, желает, чтобы Игорь играл и взаимодействовал с другими детьми. Однако, практически всегда игры заканчиваются детским плачем, спорами между мамами и общей тревожной атмосферой. У Игоря не получается играть без конфликтов и недопониманий.

Однажды матери пришлось отвезти соседскую девочку в больницу — Игорь засыпал ей в глаза горсть земли. В другой раз ему пришлось оплатить чистку пальто бабушки — Игорь облил её водой из лужи. Он также может плюнуть, и укусить, иногда ребенок может начать тянуть игрушку к полу, а затем и выбросить ее в мусорный бак. В особо забавных случаях он даже может сам попытаться забраться в этот бак, если его внимание отвлечется на большее время, чем на минуту.

Маму Игоря часто можно было услышать с фразой «лечить его надо», и она всегда переживала и чувствовала обиду за сына. Затем подобный совет дал психолог из детской поликлиники, который предложил поводить мальчика в группу для коррекции поведения. Уже прошло три месяца — занятия приносят заметный позитивный эффект. Мама довольна и отмечает значительные улучшения в поведении, но при этом шутит: «Нам бы еще и папу в такую группу — он тоже без происшествий не обходится. Сотрудник не работает ни на одном месте более двух месяцев : либо его увольняют, либо он сам покидает место работы с громким скандалом. В настоящее время он отправился на север, объяснив, что работа в офисе кажется ему однообразной. Он переводит деньги и сам приезжает, и я не планирую с ним расставаться. Просто досадно: он обладает интеллектом, но из-за своего характера сам себе создает проблемы».

По мнению различных специалистов, распространенность синдрома гиперактивности у детей варьируется от 7 до 20%. У приблизительно половины пациентов симптомы со временем ослабевают или полностью проходят, в то время как у другой половины они сохраняются и становятся неотъемлемой чертой характера.

Осуждать или даже просто указывать на недостатки поведения взрослого человека не принято. Склонность к конфликтам, невнимательность, неспособность сосредоточиться на одном деле на протяжении длительного времени, а также несоблюдение правил и дисциплины – все эти признаки гиперактивности, скорее всего, будут объяснены как особенности характера. Сам человек нередко не проявляет самокритичности и даже может воспринимать отдельные проявления этих качеств в позитивном ключе: «Я не могу выполнять то, что не вызывает у меня интереса», «Я не допущу неуважительного отношения к себе», «Я буду сам определять, что мне делать», «Если я принимаю решение, я буду его реализовывать любой ценой». На основе таких убеждений он выстраивает профессиональные и личные отношения, создает семью, занимается воспитанием детей. Каким же является такое воспитание?

«Воспитателя отчитала рассерженная мать и покинула помещение, громко закрыв за собой дверь»

Алина начала посещать новый детский сад полгода назад. Сначала сотрудники детского сада объясняли сложности в её поведении адаптационным периодом. Однако вскоре выяснилось, что причина кроется в другом. Девочка испытывала затруднения в участии в групповых играх: она не придерживалась установленных правил, причиняла дискомфорт другим детям, прибегала к дракам. Она не реагировала на указания воспитателей, могла прервать беседу и убежать. В тихий час засыпала быстро, если она просыпалась раньше, чем планировалось, то начинала кричать и будить окружающих. Ей также было непросто концентрироваться на занятиях: все ее рисунки оказывались недоделанными, а пластилиновые фигурки – с отсутствующими частями тела.

По этой причине однажды в детский сад явилась мать Алины (обычно ребенка приводила и забирала бабушка). «Недопустимо, чтобы ребенок рисовал подобное! Вы, педагоги, обязаны этим заняться! Она проводит здесь целый день, и обеспечение ее нормального развития — ваша ответственность!» — возмущалась женщина, не желая прислушиваться к объяснениям. Затем она пригрозила жалобой в соответствующие инстанции и, хлопнув дверью, покинула учреждение. Высказать свои предложения относительно того, как помочь Алине, воспитателям так и не представилась возможности.

По оценкам специалистов, у около 60% детей, которым диагностирован СГДВ, один из родителей также испытывает подобные трудности.

Это не значит, что гиперактивность передается детям от родителей, наряду с такими факторами, как цвет глаз или генетические заболевания, значительную роль в развитии СГДВ играет и ее передача через социально-психологические механизмы. Среди двух детей с минимальной мозговой дисфункцией, присутствующей при рождении (что является одним из ключевых факторов), повышенная активность вероятнее всего проявится у ребенка, воспитывающегося с родителями, имеющими признаки гиперактивности. В некоторых случаях даже абсолютно здоровые при рождении дети впоследствии демонстрируют признаки и симптомы СГДВ — настолько велико влияние гиперактивных взрослых на ребенка в раннем возрасте! При этом сами родители часто не осознают этого влияния и не признают свою роль в возникновении проблем.

«Моя супруга неожиданно покинула дом, оставив меня одного с ребенком»

«Однажды я вернулся домой, и там лежала записка: «Извини, все это стало невыносимым. Уехала к друзьям на несколько дней, с дочкой осталась соседка». Я был потрясен. О каких друзьях идет речь? Какая соседка? Разве так поступают ответственные родители? Моя жена и раньше могла неожиданно уехать, например, после конфликта или просто из-за ощущения подавленности. Но я надеялся, что рождение ребенка повлияет на нее. Разумеется, мне пришлось взять отпуск на работе — я не могу доверить уход за годовалым ребенком незнакомым людям. А через неделю жена вернулась, как будто ничего не произошло, и еще и обвинила меня во всем: я не смог понять ее состояние и не предложил ей никакого развлечения. Теперь я не могу избавиться от беспокойства: что еще ей взбредет в голову?»

Андрей, 32 года

К характерным признакам гиперактивных взрослых относят неспособность адаптироваться к обстоятельствам, слабую терпимость к дискомфорту и недостаток силы воли. Обычно люди в сложных ситуациях и условиях меняют свой образ жизни, стараются проявлять терпение и надеются на позитивные изменения, находя удовлетворение в доступных возможностях. Однако гиперактивный человек испытывает глубокое разочарование и ощущает себя жертвой, когда события не соответствуют его ожиданиям. Это приводит к ухудшению настроения, доходящего до депрессивного состояния, и проблемам в межличностных отношениях. Ему очень трудно проявлять выдержку, что может провоцировать импульсивные и неординарные действия.

В подобных обстоятельствах дети переживают усиленную тревогу, поскольку не осознают происходящего и не могут понять причины резких изменений в поведении взрослого. Неуверенность отражается на их физическом состоянии: ухудшается сон, возникают задержки в развитии (ребенок, уже начавший говорить, внезапно перестает, а малыш, делающий первые шаги, снова начинает ползать). Негативное воздействие оказывает и избыточное количество изменений, происходящих в семье. А люди с повышенной активностью зачастую не могут иначе, они даже вступают в конфликты из-за скуки. Им сложно оставаться неподвижными и бездействовать, поэтому обеспечить ребенка необходимым чувством безопасности и стабильности им не удается.

Постоянное ощущение дискомфорта во время чтения, проявляющееся в неудобстве при сидении и частых отвлечениях, может указывать на наличие у взрослого синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

«Мама нередко заявляла, что ничто не способно принести ей радости, даже я!»

«Моя мама – художница и дизайнер интерьеров. В настоящее время она добилась определенных успехов, однако в детстве у нас часто случались сложные времена. Она расставалась с мужьями, возникали конфликты с деловыми партнерами, мы переезжали с одного жилья на другое. Я постоянно наблюдала за вспышками плохого настроения, которые даже вызывали у меня страх. Мама переставала выходить из дома, готовить еду и проявлять заботу обо мне. Она просто проводила целые дни, лежа на диване, смотрела в пустоту, отвечала односложно и разговаривала по телефону с подругами, критикуя все вокруг. Я помню, как сильно обидно было слышать: «Ничто меня не радует». Я – ее ребенок, и я должна ее радовать! С пяти лет я мечтала о собственной семье и о дочери, представляя, что в моем доме всегда будет царить радость. В целом, так и происходит. Но и у меня тоже случаются периоды плохого настроения, порой без видимой причины. И тогда я просто теряю контроль над собой, отворачиваюсь от окружающих и проявляю раздражение. Однажды я выгнала дочь из комнаты. Затем мне стало очень стыдно за это…»

Лина, 28 лет

Гиперактивные взрослые, как правило, осознают разницу между правильным и неправильным, однако их внимание часто сосредоточено только на негативное поведение других людей. «Их отношение к общепринятым нормам, правилам и самой жизни характеризуется агрессивностью и злобой, порой доходящей до желания насилия. Неудивительно, что даже дети, отличающиеся от родителей темпераментом, проявляют схожие поведенческие черты. Если родители (или один из них) имеют склонность к деструктивному поведению в конфликтных ситуациях, такому как разбивание посуды, разрывание одежды или применение физической силы, ребенок сначала испытывает страх, а затем начинает подражать им. Даже последующее порицание и наказание не смогут изменить его поведение.

Небрежность, подверженность перепадам настроения и неуверенность в себе также передаются по наследству, хотя и не столь явно. «Маша, Клава — как я могу знать, как ее зовут? Обязательно ли мне помнить всех твоих родственников?», «О чем мы говорили? Ничего не помню. Даже не припомню, о чем шла речь. Мы три часа обсуждали какую-то ерунду». Способность к вниманию есть у каждого, но произвольное внимание и привычка быть внимательным формируются родителями, если они сами обладают этим качеством. Гиперактивные люди нередко сохраняют в зрелом возрасте рассеянность, забывчивость и склонность к отвлечению, поэтому они могут научить детей только тому же самому.

Если родители допускают необязательные нарушения общественных правил, например, паркуют автомобиль на тротуаре или выбрасывают мусор, то дети могут начать игнорировать социальные нормы и даже испытывать удовлетворение от возможности выделиться таким способом.

Работа над ошибками

Означает ли это, что взрослые люди всегда будут оказывать негативное воздействие на детей, вызывая или усугубляя проявления гиперактивности? Разумеется, нет. Взрослые должны уметь анализировать собственные трудности, осознавать их и находить способы решения. Особенно учитывая, что воспитание детей само по себе является формой терапии. Многие мужчины и женщины именно в этот период по-настоящему взрослеют, избавляются от детских проблем и корректируют свой характер. Это принято относить на счет возросшей ответственности, но в реальности есть и другая сторона.

Взаимодействие с семьей, когда в доме растет маленький ребенок, включает в себя множество аспектов, присущих различным методам коррекции гиперактивности — главное, не избегать их и не рассматривать как неэффективное времяпрепровождение.

  • Рисование. Ребенок создает рисунок, делится впечатлениями о своей работе, после чего он и его мама совместно добавляют некоторые детали. Арт-терапия – один из наиболее эффективных способов исправления гиперактивности. Оптимальнее, если сначала дети рисуют, а затем обсуждают свои работы вместе с родителями.

  • Чтение. Многие взрослые в настоящее время не читают своим детям. «Он и не просит — столько разных мультфильмов и компьютерных игр. Просто слушать уже неинтересно». Но чтение не просто успокаивает, нормализует активность, а и развивает внимание. Читайте — пусть это будут даже небольшие рассказы или сказки — и обсуждайте их.

  • Поддержка хорошего поведения. Хвалите ребенка, когда он справляется с заданием, будь то сборка пирамидки или уборка игрушек. Поощряйте и себя за то, что прилагаете много усилий для развития малыша. Известно, что у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто наблюдается нехватка проявления нежности. Сейчас у вас есть отличная возможность это изменить.