
Сократили фильм на треть
Изначально продолжительность фильма «Служебный роман» составляла четыре часа сорок минут. Однако такое время показалось неприемлемым для комиссии, и Рязанову было предложено сократить треть материала, чтобы получилось две серии. Именно тогда «под нож» попали не только небольшие эпизоды, но и целые сюжетные линии. Одна из них рассказывала о секретарше Верочке и её муже, которого играл Александр Фатюшин. А другая должна была показать зрителям историю развития отношений между Самохваловым и Олей Рыжовой.
От наших глаз скрыли предысторию
Оказывается, Самохвалов (Олег Басилашвили) не всегда проявлял к ней такую отстраненность. В студенческие годы между ними существовали теплые отношения, о чем было известно всем сокурсникам. Однако впоследствии страстная любовь прошла. Оленька вышла замуж — не самый счастливый брак, хотя она и старается убедить всех вокруг в обратном. Не только она не испытывает любви к своему мужу, — ей ещё и пришлось переехать к нему в Подмосковье (так предусмотрено в сценарии). И ежедневно она вынуждена добираться на работу с пересадками, на электричке и метро.
Маленький секрет советского кино
Жизнь Самохвалова сложилась по-другому. Он сделал выгодный брак (по всей видимости, на дочери высокопоставленного чиновника или деятеля партии), смог выехать за границу — и не как обычного туриста, а поработать там. Приобрел автомобиль, изменил свой внешний вид… Кстати, как в советских фильмах обычно узнают «главного злодея»? Он одет безупречно, заметно лучше остальных. Обратите внимание — убедитесь сами.
Теперь им ежедневно приходится встречаться на рабочем месте. По всей видимости, эта сюжетная линия получила столь детальную проработку, чтобы подчеркнуть контраст с отношениями Калугиной и Новосельцева, и продемонстрировать зрителю, что служебные романы не всегда приводят к благополучному исходу, как в случае с Рыжовой и Самохвалова.
Несостоявшаяся поездка
Какие ещё детали были убраны при сокращении фильма? Например, были вырезаны сцены с вечеринки у Самохвалова. В них Оленька явно проявляет к нему симпатию, не отводя взгляда. Куда бы он ни обращался, её взгляд следовал за ним. Ранее показывалась сцена, в которой Рыжова случайно находит объявление о приглашении на автобусную экскурсию по различным городам. Затем, на званом ужине, она использует возможность и обращается к человеку, которого когда-то любила: «Юра, а может, поедем вместе на экскурсию?». В ответ на это Олег Басилашвили, играя роль Самохвалова, импровизировал в том ключе, что, мол, мы с тобой, Оленька, уже не настолько молоды, чтобы без необходимости куда-то ездить. Таким образом, он достаточно тактично выразил отказ.
Помимо сцены вечеринки, были удалены и другие подобные эпизоды, в которых Рыжова, поддавшись порыву, не заботясь о внешнем впечатлении и возможных последствиях, преследует Самохвалова влюбленными взглядами, стремится лишний раз привлечь его внимание, посылает ему намёки. Если бы фильм не был изменён, у зрителей не осталось бы сомнений в её настойчивом влечении, и, вероятно, многие испытали бы сочувствие к Самохвалову. Хотя Эльдар Рязанов с самого начала не сомневался в том, что Самохвалов – персонаж с негативными чертами. Неслучайно его нарядили в дорогой костюм…
Отрицательный или положительный?
В чём же его вина, если не стремление положить конец навязчивому вниманию бывшей однокурсницы? Его называют карьеристом? Возможно. Но разве это недостаток? Он стремится реализовать свои амбиции, хочет продвигаться вперёд, добиваться успеха. Вполне вероятно, что в будущем у него всё будет хорошо: он не менее компетентен в своей области, чем Калугина, однако её опасаются и не любят, а он способен располагать к себе людей.
Даже если брак был заключён не по любви, а из корыстных побуждений, он не реагирует на ухаживания Оленьки: напротив, он остаётся учтивым и внимательным, но не планирует изменять жене. К тому же, он оказывает финансовую поддержку бывшему однокурснику Новосельцеву. Это ещё один положительный момент. Даже его рекомендация «позаигрывать» с Калугиной можно отнести к его доброте — он искренне желает помочь институтскому знакомому, не догадываясь о последствиях. Опубликовал ли письма Рыжовой? Вот это уже некрасивый поступок. Можно было поступить более деликатно и изощрённо. Например, сначала обсудить ситуацию с Новосельцевым, попросить его повлиять на общую приятельницу. Но, возможно, к тому времени у Самохвалова просто не осталось сил для этой борьбы. И он решил уладить всё самым простым для себя способом, чтобы сохранить свою карьеру и репутацию.
Да, Калугина была проинформирована о том, что Новосельцев проявлял к ней интерес с корыстными мотивами, стремясь продвинуться по карьерной лестнице. Это, вероятно, было лишь возмездие за удар, который бывший знакомый нанес ему перед начальством. Он не мог оставить ситуацию без ответа на оскорбление, пусть даже в чём-то справедливое. Однако, кто он – подлец Самохвалов или обстоятельства подтолкнули его к этому – каждый решает для себя.
Подлые поступки Верочки
Верочку, пожалуй, можно назвать главным антигероем, то есть «антигероиней». На первый взгляд, её действия кажутся безобидными. Однако, если вдуматься… Приняв Самохвалова за обычного посетителя, она грубо обращается к нему, бросая: «Подождите», и продолжает разговор по телефону. А через минуту, узнав, что перед ней новый заместитель директора, она становится чрезмерно любезной. С начальницей она также ведёт себя вызывающе: выставляет напоказ новые сапоги и разговаривает, повернувшись спиной. За её спиной она называет её «старухой» и распространяет слухи о Рыжовой, предварительно не спрашивая разрешения, просмотрела её личные сообщения. И при этом, она унижает Рыжову в разговоре с подругой: «Пенсия на горизонте, а туда же!», хотя Рыжовой едва исполнилось сорок лет. И «жуткие розочки» на её кофточке вовсе не такие уж и жуткие, в то время это было в моде. В общем, Вера совершает недобросовестные поступки на каждом шагу. По привычке, машинально. Так кто же главный злодей фильма?




