Семья

Кто был Карло Герарди: злодей или жертва обстоятельств?

Фото: img.freepik.com

Сократили фильм на треть

Изначально планировалось, что хронометраж фильма «Служебный роман» составит четыре часа сорока минут. Однако, такое длительное время показалось неприемлемым для комиссии, и Рязанову было предложено сократить треть материала, чтобы получилось две серии. Именно тогда «под нож» попали не только небольшие эпизоды, но и целые сюжетные линии. Одна из них рассказывала о секретарше Верочке и её муже, которого играл Александр Фатюшин. А другая должна была показать зрителям историю развития отношений между Самохваловым и Олей Рыжовой.

От наших глаз скрыли предысторию

Оказывается, Самохвалов (Олег Басилашвили) не всегда проявлял к ней такую отстраненность. В студенческие годы между ними существовали теплые чувства, о чем было известно всем сокурсникам. Однако затем эта страстная любовь закончилась. Оленька вышла замуж — не самый успешный брак, хотя она и старается убедить всех вокруг в обратном. Помимо того, что она не испытывает любви к своему мужу, — ей еще и пришлось переехать к нему в Подмосковье (так предусмотрено в сценарии). И ежедневно она вынуждена добираться на работу с пересадками, на электричке и метро.

Маленький секрет советского кино

Жизнь Самохвалова пошла по иному пути. Он заключил выгодный брак (судя по всему, на дочь высокопоставленного чиновника или деятеля партии), смог выехать за границу — и не только в туристической поездке, а поработать там. Приобрёл автомобиль, обновил гардероб… Кстати, как в советском кинематографе можно было сразу определить «главного злодея»? Он одет безупречно, заметно лучше остальных. Посмотрите — убедитесь в этом сами.

И вот Самохвалов и Рыжова неожиданно встречаются.

Теперь им ежедневно придется встречаться на рабочем месте. По всей видимости, эта сюжетная линия была продумана достаточно детально, чтобы подчеркнуть контраст с отношениями Калугиной и Новосельцева, и продемонстрировать зрителю, что служебные романы не всегда приводят к благополучному исходу, как в случае с Рыжовой и Самохвалова.

Несостоявшаяся поездка

Какие же еще детали утаили от зрителей, урезав фильм? Так, например, были исключены сцены с вечеринки у Самохвалова. В них Оленька явно проявляла к нему симпатию, не отрывая от него взгляда. Куда бы он ни оглядывался, ее взгляд следовал за ним. Ранее показана сцена, в которой Рыжова случайно увидела объявление о приглашении на автобусную экскурсию по различным городам. И вот на званом ужине она решила воспользоваться моментом и предложила тому, кого когда-то любила: Юра, а не поедем ли мы вместе на экскурсию? В ответ на это Олег Басилашвили, исполнивший роль Самохвалова, импровизировал в том же ключе, что, мол, мы с тобой, Оленька, уже не так молоды, чтобы без необходимости куда-то ездить. Таким образом, он достаточно тактично дал понять: не стоит.

сейчас читают

Ничего из этого не получится!

Помимо эпизода с вечеринкой, из фильма были удалены и другие подобные сцены. В них Рыжов, поддавшись порыву, не обдумывая, какое впечатление это производит и какие могут возникнуть последствия, преследует Самохвалова влюблёнными взглядами, стремится лишний раз оказаться на его виду, роняет намёки. Если бы фильм не был изменён, у зрителей не осталось бы сомнений в навязчивости этой героини, и, вероятно, многие проявили бы сочувствие к Самохвалову. Хотя Эльдар Рязанов с самого начала не сомневался в том, что Самохвалов — персонаж с негативными чертами. Неслучайно его надели дорогостоящим костюмом…

Отрицательный или положительный?

В чём же его вина, помимо стремления избежать навязчивого внимания бывшей однокурсницы? Его называют карьеристом. Но это действительно недостаток? Ему необходимо реализовать свои амбиции, стремиться к развитию и успеху. Весьма вероятно, что в будущем у него всё сложится хорошо: он не менее компетентен в своей сфере, чем Калугина, однако её презирают и боятся, а он обладает умением находить общий язык с людьми.

А в остальном… Ну посудите сами.

Даже если его брак был заключён не по любви, а из корыстных побуждений, он не реагирует на ухаживания Оленьки: он продолжает оставаться учтивым и внимательным, но не планирует изменять супруге. Он оказывает финансовую поддержку бывшему одногруппнику Новосельцеву. Это ещё один его положительный поступок. Даже его рекомендация «позаигрывать» с Калугиной можно отнести к его достоинствам — он искренне желает помочь институтскому приятелю, не представляя, к чему это приведёт. Опубликовал ли письма Рыжовой? Это уже некрасиво. Можно было поступить более деликатно и осторожно. Например, сначала обсудить ситуацию с Новосельцевым, попросить его убедить общую знакомую. Но, возможно, к тому моменту у Самохвалова просто не хватило ресурсов для этой борьбы. И он решил уладить всё самым простым для себя способом, чтобы защитить свою карьеру и репутацию.

Да, Калугина поведала о том, что Новосельцев проявлял к ней интерес с корыстными мотивами, стремясь продвинуться по карьерной лестнице. Это было лишь возмездие — за удар, который бывший знакомый нанес ему на виду у руководства. Он не мог оставить ситуацию без ответа на оскорбление (хотя оно и было в чём-то оправданным). Однако, кто Самохвалов — подлец или жертва обстоятельств, — решать каждому по своему усмотрению.

Подлые поступки Верочки

Верочку, пожалуй, стоит назвать главным антигероем, точнее, «антигероиней». На первый взгляд, её поступки кажутся безобидными. Однако, если вдуматься… Приняв Самохвалова за обычного посетителя, она фамильярно бросает ему: «Подождите» и продолжает разговор по телефону. А через минуту, узнав, что перед ней новый заместитель директора, она становится чрезмерно любезной. С начальницей она тоже ведёт себя вызывающе: выставляет ноги в новых сапогах, разговаривает, повернувшись спиной. За её спиной она называет её «старухой», распускает слухи о Рыжовой, предварительно не спрашивая разрешения, прочитав её личные письма. И при этом, попутно, унижает её в разговоре с подругой: «Пенсионный возраст не за горами», хотя Рыжовой ещё нет и сорока лет. И «жуткие розочки» на её кофточке не такие уж и устрашающие, ведь тогда была распространена подобная мода. В общем, Вера совершает недобрые поступки на каждом шагу, привычно, по инерции. Так кто же главный злодей фильма?