Семья

Как помочь ребенку, если он не может обходиться без мамы

Фото: img.freepik.com

Когда ребенок играет один, он испытывает уникальное и неповторимое чувство радости. Однако для этого необходимо, чтобы он ощущал себя защищенным и спокойным. Зачастую проблема заключается не в отсутствии идей для игр, а в неуверенности ребенка в своей безопасности в отсутствие матери.

Иногда дети настолько увлекаются игрой, что полностью теряют интерес к тому, где находятся их родители. Однако, многие из них, даже на короткое время лишившись возможности находиться под присмотром, испытывают значительное беспокойство. Одиночество активирует и обостряет страхи. Это естественно.

Уже через два года ребенок начинает проявлять свою индивидуальность, однако этот процесс нередко сопровождается недостатком уверенности в себе. В связи с этим, малыш стремится получить максимальное внимание родителей.

По этой причине ребенок, оставленный без присмотра, испытывает трудности с концентрацией на игре, поскольку он постоянно нуждается в уверенности, что поблизости есть взрослый, который может прийти на помощь.

Отсюда возникают постоянные просьбы поиграть вместе: ребенок чувствует себя защищенным, лишь находясь рядом с вами. Безусловно, со временем он станет самостоятельным и автономным и сможет спокойно переносить одиночество. Но ребенку понадобится поддержка, для того чтобы научиться обходиться без вашей помощи в процессе загона машинки в гараж или организации обеда для кукол.

Личная жизнь

В возрасте от двух до четырех лет ребенок начинает осознавать свою индивидуальность и учится отвечать на вопросы о себе самостоятельно, не обращаясь к родителям. Это непростой этап развития, когда ребенок, словно на качелях, то стремится к близости, не желая расставаться, то, наоборот, отдаляется, исследуя возможности самостоятельного поведения. Это сложный период, в который ребенок одновременно хочет оставаться маленьким, сидя у мамы на коленях, и стремится стать взрослым, самостоятельным и умелым, проявляя свою инициативу.

Его могут сильно беспокоить подобные, несовместимые желания, страх одиночества становится сильнее, он ощущает неуверенность, и ему требуется больше вашего внимания, чем в обычное время. Отказываясь играть самостоятельно, он, по сути, сообщает вам: «Родители, я пока не совсем уверен в себе, когда остаюсь один». Или же у него формируется ощущение, что вы не уделяете ему достаточного внимания. Необходимо постараться выяснить, что препятствует ребенку самому придумывать игровые сюжеты и фантазии, и оказать ему преодолеть затруднения.

Когда ребенок играет один, он представляет себя кем-то другим, а порой и несколькими персонажами, озвучивая их. Это имеет значение для его развития. Однако, если вы постоянно вовлекаетесь в его игры, этот процесс может замедлиться.

Знать меру

Когда ребенок постоянно просит вас поиграть, не чувствуйте себя обязанным сразу реагировать на его просьбу! Если вы действительно заняты или нуждаетесь в отдыхе, вы можете спокойно и уверенно ответить: «Сейчас у меня нет возможности помочь тебе. Я обязательно поиграю с тобой, когда буду свободна». Отказывая ребенку в немедленном удовлетворении его желания, вы не становитесь плохими родителями. Вы лишь объясняете ему, что вы – самостоятельная личность, имеющая собственные потребности, и ожидаете от него проявления терпения и понимания. Даже если маленький ребенок пока не может обходиться без помощи, он не должен быть постоянно зависим от других людей и их присутствия.

Целый мир

Чтобы ребенок начал играть самостоятельно, предоставьте ему широкий ассортимент игр. К двум-трем годам у него должно быть много разных игрушек: машинок, фигурок животных, кукол и всего сопутствующего. В этом возрасте не стоит ограничивать выбор игрушек, приобретая мальчикам исключительно технические игрушки, а девочкам только куклы и мягкие игрушки. Такие искусственные ограничения обедняют игру.

Приобретите домик-палатку, где он сможет побыть наедине, когда вы рядом. Ему будет комфортно в таком небольшом и уютном уголке. Посоветуйте ему приглашать в свой домик гостей и устраивать для них чаепитие. Уточните у него, прежде чем заходить к нему. Это позволит ребенку ощутить, что у него есть личное пространство, защищенное от неожиданных визитов. Такой метод покажет ему еще одну положительную сторону уединения – возможность самостоятельно планировать свое время и распоряжаться своим местом.

Первые логические представления формируются у ребенка во время игры: обратите внимание на конструкторы и паззлы. Не стоит забывать и о книгах с иллюстрациями, которые малыш будет изучать самостоятельно… после того, как вы вместе их посмотрите!

Полезные советы

  1. Чтобы ребёнок научился играть самостоятельно, ему необходимо ваше участие. Вдохновите его. Следите за его действиями на некотором удалении и отмечайте любые успехи. Одобрите его конструкцию или похвалите за правильно собранные пазлы.

  2. Чтобы согласиться играть в одиночестве, ребенок должен быть достаточно уверен в себе . Ему важно получать подтверждение того, что его действия верны и эффективны. В моменты одиночества он может испытывать затруднения с тем, чем бы заняться. Перед ним возникает ощущение перегруженности из-за обилия игрушек, и ему непросто определиться с выбором. Вместо того чтобы навязывать конкретную игру, предложите ему варианты, используя вопросы, сформулированные в игровой манере.

  3. Оставайтесь неподалеку. Не рекомендуется располагаться слишком близко к нему, однако и не стоит отходить далеко. Разговаривайте с ним, продолжая заниматься своими делами. Ваш голос избавит его от страха, вызванного одиночеством.

  4. Проявляйте интерес к играм ребенка. Чтобы помочь ему определиться с выбором, необходимо хорошо разбираться в его игрушках, знать его вкусы и обладать воображением.

Более содержательные и увлекательные материалы, посвященные воспитанию детей, вы найдете в нашем канале на Яндекс.Дзен.