
Действительно ли это возможно? Мы привыкли считать, что самооценку ребенка необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Однако, в результате, вместо здоровой самооценки у ребенка сформировалось завышенное самомнение.
Ребенок с раздутой самооценкой убежден в своей непогрешимости и болезненно реагирует на любую критику. Он не способен объективно оценивать свои способности и не замечает собственных изъянов. Какие последствия имеет завышенное самомнение у ребенка и какие методы помогут справиться с этой проблемой?
До достижения трехлетнего возраста ребенок склонен считать себя всеведущим и всесильным. На этом этапе развития он осознает лишь собственное существование. Реального представления о себе и своих характеристиках у него пока нет. Сначала ребенок начинает оценивать окружающих, а затем — самого себя. В возрасте трех-четырех лет малыш стремится подражать взрослым. Однако он не учитывает свои фактические возможности, приписывая себе все те положительные черты, которые одобряют родители. И при самооценке он повторяет точку зрения взрослого: «Я послушный, потому что так сказал папа.
Высокая самооценка у детей до шести лет — это естественное явление. После этого она постепенно уменьшается. Ребёнок начинает оценивать свои достижения и положение среди других детей. К моменту окончания начальной школы самооценка обычно становится реалистичной. Однако, в некоторых случаях это не происходит. Это может быть вызвано тем, что родители чрезмерно хвалили ребёнка и проявляли необоснованное одобрение его поступков.
Признаки завышенной самооценки
По манере поведения ребенка часто можно заметить излишнее самолюбие. Необходимо своевременно корректировать такое поведение. Рассмотрим, какие признаки указывают на завышенную самооценку, и как с ней можно справиться.
1. «Я уже все знаю и все умею»
Детям с завышенной самооценкой свойственно переоценивать свои способности. Их излишняя уверенность в себе нередко приводит к выбору задач, которые им не под силу. В качестве примера можно вспомнить Незнайку, который брался за самые разные дела – игру, рисование, вождение автомобиля – несмотря на отсутствие необходимых навыков. Он был убежден, что в этом нет особой сложности и что сможет справиться с любой задачей.
Что делать
Оценивайте только подлинные достижения. Сочетайте похвалу с конструктивной критикой. Научите предвидеть результат и определять этапы выполнения. Обсуждайте с ребенком то, что он реально умеет, ребенку необходимо немного поучиться и потренироваться. Важно позволять ему сталкиваться с реальными ситуациями, получать негативный опыт и анализировать собственные действия. Если он хочет участвовать в соревнованиях без предварительной подготовки, это полезно, ведь неудача поможет понять, насколько важно правильно оценивать свои сильные и слабые стороны.
2. «Я самый лучший»
Характерным признаком повышенной самооценки является стремление ребенка возвысить себя над другими. Он ожидает, что все внимание окружающих будет сосредоточено исключительно на нем. Часто он использует сверстников, чтобы выделиться на их фоне, демонстрируя свои возможности и указывая на неудачи других: «У него не получилось, а я справляюсь». Такие дети не приемлют конкуренции в любой сфере и нередко испытывают ревность к своим родителям. Если мама выражает похвалу кому-то еще, это может вызвать слезы: «А что насчет меня?». Для маленького зазнайки крайне важно, чтобы все внимание было направлено на него, и чтобы мама постоянно одобряла только его достижения. В противном случае, если мама укажет на его ошибку, он может услышать: «Понятно, ты больше не любишь и не ценишь меня».
Что делать
Важно привить ребенку понимание того, что он не единственный, кто обладает достоинствами. Другие дети также заслуживают похвалы и имеют свои сильные стороны. К примеру, Маша умеет хорошо делать аппликации, Федя быстрее всех бегает, а Миша прекрасно строит. У других ребят тоже можно перенять полезные навыки. Необходимо объяснить ребенку: «Если мама делает замечание или хвалит другого, это не означает, что она любит тебя меньше. Разве тебе не приятно получать похвалу, так почему бы не сделать так же приятно другому человеку?». При этом, конечно же, не забудьте подчеркнуть, что ваш ребенок также отлично играет в футбол или создает замечательные фигурки из пластилина.
3. «Без советчиков обойдусь»
Мнение окружающих не имеет значения для ребенка с завышенной самооценкой. В его представлении существует лишь два варианта: его собственное мнение и ошибочное. При работе в команде он немедленно приступает к выполнению задачи, не обсуждая ее с другими участниками. Или попросту игнорирует предложения и делает все по-своему. В споре он не остановится, пока последнее слово не останется за ним. Он будет утверждать, что все неверно, даже если оппонент прав. Дело в том, что такой ребенок не видит собственных недостатков и не признает, что кто-то может справиться лучше него. Вспоминается мультфильм «Песенка мышонка?» Наблюдая за тем, как хорошо складывают кирпичи товарищи, мышонок разозлился и заявил: «Я еще получше вас все сделаю!» А в итоге у него ничего не вышло, пока он не научился у других.
Что делать
Поощряйте ребенка, чтобы он интересовался мнением окружающих. Начните с игровой ситуации: предложите ему провести небольшие интервью среди друзей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Пусть он спросит, какой цветок они считают наиболее привлекательным, или, например, стоит ли считать Буратино хорошим другом. Так ребенок будет слушать разные ответы на вопросы и научится учитывать не только собственную точку зрения. Развивайте умение работать в команде и способность обращаться за поддержкой.
4. «Виноваты все, кроме меня»
Ребенок склонен объяснять свои достижения личными качествами, а провалы — внешними факторами. Например, если он упал, поскользнувшись о камень, то винит в этом не себя, а камень, который оказался «неправильно» расположен на пути. Вспомним еще раз Незнайку. Не достигнув желаемого, он восклицал: «Эка важность! Не барское это дело». Не удалось поиграть? Значит, у него просто «неподходящие» инструменты. Не оценили его стихи? Просто другие не способны понять его талант! И не имеет значения, что его строки задели всех.
Что делать
Важно воспитывать у ребенка способность замечать собственные промахи и приносить извинения. Начните тренировать этот навык дома, начиная с простых ситуаций. К примеру, ребенок случайно пролил суп и жалуется, что ему налили слишком много. Попытайтесь объяснить ребенку: «Не стоит переживать из-за разлитого супа. Однако мне будет приятно, если ты попросишь прощения». Подчеркивайте, что все люди иногда допускают ошибки, и это естественное явление.
5. «Мне все должны»
Высокомерие и поведение, имитирующее царственный образ, также указывают на завышенную самооценку. Такой ребенок, склонный к зазнайству, не только часто хвалит себя и использует местоимение «я», но и демонстрирует надменность и бестактность. В стихотворении Агнии Барто «Королева» рассказывается о третьекласснице Настасье, надевшей на голову корону из капрона. Подобное поведение свойственно и детям, страдающим самодовольством: их нередко захлестывает чувство собственной важности, и они ожидают, что окружающие должны оказывать им услуги, например, повесить куртку или донести рюкзак. Кроме того, они могут без зазрения совести перебивать собеседников, считая это приемлемым. В общении со взрослыми они могут вести себя фамильярно, не соблюдая должное уважение.
Что делать
Развивайте эмоциональный интеллект и критичность к своему поведению. Важно помочь ребенку научиться понимать свои эмоции, наблюдая сначала за другими людьми, а потом — за собой. Так он сможет контролировать себя и соблюдать правила приличия. Ребенок увидит, что когда ему обидно или плохо из-за чего-то, то и другие могут испытывать то же самое. Таким образом, он поймет, как другим может быть неприятно из-за его поведения. Прививайте культуру общения и уважение к старшим.
Чем опасно чрезмерное самомнение ребенка
Если все поступки растущего ребенка воспринимаются как правильные, его завышенная самооценка будет только усиливаться. Воспитание, основанное на безоговорочном восхвалении и отсутствии критики, не позволит сбалансировать самооценку.
Если ребенок с детства привыкает к отсутствию ограничений, это может привести к тому, что он не сможет правильно понимать свои действия, достижения и потенциал. Он будет остро реагировать на любые неудачи. К тому же, подобный ребенок склонен к завышенному мнению о себе и недооценке окружающих. Это негативно скажется на развитии дружеских, деловых и романтических связей. Со временем другие дети могут начать избегать общения с ним, и он может оказаться в изоляции.
Во взрослой жизни такому ребенку придется столкнуться с суровой реальностью и осознать свою неготовность к решению сложных задач. Его капризы больше никто не станет терпеть и поддерживать. Это может закончиться депрессией и неврозом.
Как скорректировать самооценку
Для восстановления адекватной самооценки потребуется значительное усилие и выдержка. В первую очередь, необходимо провести анализ ошибок, допущенных в процессе воспитания. Важно объективно оценивать успехи ребенка и избегать необоснованного похвалы. Желания и капризы ребенка следует удовлетворять в допустимых пределах. Необходимо обсуждать с ребенком его переживания и эмоции, не сравнивать его с другими и не винить в неудачах.
Для ребенка крайне необходимо осознавать собственные ошибки и принимать свои слабости. Способствуйте развитию у ребенка умения оценивать последствия своих действий и нести ответственность за их результат. Приучайте его интересоваться чужим мнением, обращаться за помощью и приносить извинения. Однако, все это следует делать деликатно и с максимальным уважением к его чувствам. В противном случае, можно столкнуться с разногласиями и проявлением агрессивного поведения.




