
Неудача – это не только ощущение досады или утраты; она играет важную роль в психологическом и эмоциональном становлении ребенка. Наше отношение к неудачам и то, как мы их переживаем, существенно влияет на формирование самооценки и личностных характеристик.
У каждого из нас есть воспоминания о детстве или юности, когда звучали наставления: «Стремись быть первым», «Только лучшее или ничего», «Победители не проявляют слабость», «Второе место? Не страшно! В следующий раз приложишь больше усилий!». Эти слова глубоко отпечатались в нашем сознании.
Сожалеем, но мы сформировались и продолжаем жить в обществе, где успех нередко отождествляют с постоянным стремлением быть лучшими во всем. Однако, что происходит, если мы терпим неудачу? Что, если мы не можем соответствовать завышенным требованиям? В современном мире провал часто вызывает чувство позора.
Умение справляться с проигрышем — не менее значимый навык, чем желание добиться успеха. Важно научиться рассматривать поражения не как трагедию, а как шанс для совершенствования и прогресса — именно этому должно уделяться внимание в воспитании и образовании. Это поможет детям адаптироваться к стрессовым ситуациям, находить гибкие решения и обрести эмоциональную стойкость.
Для чего нам нужны неудачи
1. Часть обучения
Неудачи – это неотъемлемая часть процесса обучения. Дети познают мир, совершая ошибки: учатся ходить, падая, а математические задачи решают, ошибаясь. Обучение доверию, проверке, умение извиняться, планирование и дружелюбие также формируются благодаря ошибкам. Это обычный и полезный этап развития. Преодолевая трудности, дети приобретают настойчивость. Неудачи показывают, что для достижения успеха необходимо терпение и упорство.
Если бы ребенок не сталкивался с трудностями на своем пути, ему было бы гораздо сложнее развиваться. Отсутствие препятствий и неудач лишает нас шанса освоить навыки преодоления фрустрации и разочарования, которые являются важной частью психологической устойчивости.
Это не подразумевает, что необходимо намеренно создавать ребенку трудности или, как часто пишут в онлайн-обсуждениях, «подвергать его травле и предательству ради закалки». Важно не смешивать полезные и нормальные препятствия с травмирующим воздействием на психику.
2. Формирует самооценку
Восприятие детьми поражений оказывает влияние на их самооценку. Непрерывное чувство провала способно привести к негативному отношению к себе. Поэтому необходимо обучать детей рассматривать неудачи как временные явления, не связанные с их личностными качествами.
Следует также учитывать причинно-следственные связи. Если ребенок выражает гнев на тумбочку, о которую он споткнулся, это одно, однако взрослый человек должен осознавать, что окружающий мир не несёт ответственности за его неудачи.
3. Эмоциональное развитие
Неудачи порождают разочарование, горечь, обиду и другие сложные чувства. Это негативный опыт, однако он предоставляет ценную возможность для развития эмоционального интеллекта. Важно не подавлять эмоции, а осознавать их и учиться управлять их проявлением.
4. Учат взаимодействовать с другими
Неудачи оказывают влияние на взаимоотношения детей с другими детьми и взрослыми. Способность правильно реагировать на неудачи способствует их социальной адаптации, поскольку помогает освоить важный навык эмоциональной регуляции.
Это способствует формированию и поддержанию позитивных взаимоотношений с окружающими, включая ровесников, педагогов и родственников. Когда дети усваивают умение принимать собственные ошибки, они не только находят способы выражать свои чувства продуктивным образом, но и начинают проявлять сочувствие к другим, что помогает им лучше понимать людей.
С точки зрения психологии, реакция дошкольника, который посмеялся над товарищем, испытывающим трудности при строительстве домика из кубиков, считается нормальной. Однако, когда взрослый человек злонамеренно высмеивает другого в неловкой ситуации, это указывает на недостаток воспитания или способности к сопереживанию.
Что мы можем сделать как родители
Определение разницы между поддерживающим и решающим за ребенка поведением играет важную роль в воспитании, поскольку оно влияет на то, как ребенок учится преодолевать трудности и принимать собственные решения. Если говорить простым языком, то это принципиальная разница между фразой «сделай это, я помогу» и предложением «попробуем еще раз / как ты думаешь, что можно предпринять в этой ситуации?»
Охранять, оказывать помощь и поддерживать ребенка – неотъемлемые и естественные составляющие родительского долга. Не требуется полного отказа от этих действий, чтобы сформировать у него устойчивость. Главное – установить равновесие между оказанием помощи и стимулированием его независимости.
Примеры поддерживающего поведения
-
Важно проявлять эмпатию и стремиться понять чувства ребенка, избегая оценочных суждений и критики.
-
Вместо того чтобы решать задачи ребенка, мы побуждаем его к поиску собственных ответов, обеспечивая поддержку и указывая верный путь при необходимости.
-
Мы поддерживаем стремление ребенка к независимости, признавая его право принимать собственные решения и действовать самостоятельно, при этом обеспечивая необходимую поддержку и помощь».
-
Поддержка проявляется через похвалу и позитивное подкрепление, когда ребенок предпринимает действия, направленные на обретение самостоятельности и решение проблем».
Примеры решающего за ребенка поведения
-
Родители берут на себя решение всех возникающих проблем, не предоставляя ребенку возможности проявить самостоятельность. Ребенок растет, как принцесса на пуховой перине, или как принц, живущий в замке, окруженном высокими стенами.
-
Ребенок сталкивается с навязыванием мнений и решений, что ограничивает его способность высказывать собственную точку зрения или предлагать иные варианты.
-
Чрезмерная опека. Родители, стремящиеся оградить ребенка от любых сложностей и разочарований, лишают его ценного опыта обучения через собственные ошибки.
-
Когда ребенка ограничивают в самостоятельности, он может ощущать, что его мнение и возможности не получают должной оценки. Это часто приводит к неуверенности в себе и затрудняет формирование способности принимать решения.
Как научить принимать неудачи?
В нынешних условиях, когда будущее кажется неопределенным, способность приспосабливаться к переменам и стойкость к стрессовым ситуациям превратились из желательных качеств в жизненно важные навыки. Для детей, которые только начинают свой путь, полный открытий и трудностей, эти качества могут сыграть ключевую роль. Проще говоря, они способны защитить их психическое здоровье.
Шаг 1. Формируем устойчивость к стрессовым ситуациям, осваиваем адаптивность
Для развития стрессоустойчивости у ребенка ключевую роль играет поведение его родителей. Ему трудно стать оптимистичным, приспособляемым и жизнестойким, если с раннего детства он видит обратное поведение взрослых.
Факторы стрессоустойчивости личности:
-
оптимизм, общее позитивное восприятие будущего, своих возможностей;
-
высокая самооценка, уверенность в себе;
-
умение расслабляться, отдыхать, и не только тогда, когда цель достигнута и отдых воспринимается как «заслуженный», но и тогда, когда психике необходимо восстановится после провала.
Формирование адаптивности и устойчивости к стрессам не требует от родителей создания для ребенка атмосферы ограничений, жесткой дисциплины и подавления негативных эмоций, таких как печаль, страх и тревога.
Личность, характеризующаяся оптимизмом и умением восстанавливаться после неудач, развивается в условиях, когда родители поддерживают и принимают чувства ребенка, демонстрируют понимание и подтверждают это примерами из собственного опыта. Родителям необходимо делиться с ребенком историями о своих неудачах, рассказывать о том, как они преодолели кризисные ситуации или выгорание, и затем возвращаться к активным действиям.
Не менее значимо подчеркивать достоинства ребенка, сообщать ему о безграничной родительской любви и гордости.
Что нельзя говорить:
— Мои ожидания не совпали с реальностью!
— Ты очень похож на отца (маму, деда, прадеда)
— Мы так на тебя надеялись, мы столько вложили…
Использование подобных выражений побуждает ребенка опасаться промахов, вследствие чего он избегает новых начинаний, а страх поражения маскируется показным безразличием.
Не ограничивайте себя в возможности приобретать новый опыт и получать яркие впечатления, даже если они сопровождаются волнением, тревогой и требуют выхода из зоны комфорта. Позвольте себе совершить первый поход с палатками, принять участие в школьном конкурсе талантов, провести первую ночевку у друга или подруги, организовать поездку с классом в другой город и многое другое.
Что нужно делать:
-
Важно принимать и внимательно слушать жалобы и тревоги ребенка, даже если они кажутся вам несерьезными.
-
Важно, чтобы ребенок чувствовал, что родители всегда доступны для него, что он может обратиться к ним с любыми трудностями, не опасаясь осуждения или принижения.
-
Необходимо реагировать на просьбы ребенка о помощи, даже если они не сформулированы явно. Право на получение помощи и поддержки от старших, особенно от родителей, есть у трехлетнего малыша, семнадцатилетнего школьника, нежной девочки и сильного спортсмена.
Шаг 2. Развиваем саморегуляцию эмоций
С самого детства необходимо формировать у ребенка уверенность в том, что он имеет право испытывать любые чувства и эмоции. Каждая эмоция, даже обида, горе или злость, играет важную роль, поскольку способствует нашему развитию, помогает ориентироваться в окружающем мире и понимать собственные переживания. Это помогает нам строить отношения, добиваться успеха и избегать рисков.
Предложите семье завести дома традицию ведения дневников эмоций. Это может быть обычная тетрадь или магнитная доска. Регулярно, несколько раз в день, ребенок должен записывать свои чувства, учиться распознавать их и понимать, как они влияют на его настроение, поведение и выбор, а также на восприятие происходящего?
Если вас одолевают злость или разочарование, приобретите домой боксерскую грушу, набор для дартса или подушки, позволяющие выплескивать негативные эмоции. Подавление таких чувств, которые и сами по себе нежелательны, может привести к неврозам, бессоннице и другим проблемам со здоровьем, депрессиями, апатией, снижением самооценки.
Регулярно говорите своему ребенку, что плакать – это естественно, независимо от его пола. Важно, чтобы эмоции находили выход в безопасной обстановке: дома, в личном дневнике (который вы не будете проверять!), или в беседе с доверенным другом, мамой или папой. Даже из сложных ситуаций можно получить ценные уроки.
Освойте вместе с ребенком базовые приемы управления эмоциями:
-
Если вы ощутили приближение слез или сильное волнение и гнев, перейдите к дыханию по счетам. Сосредоточьтесь на вдохах и выдохах, стремясь замедлить их.
-
Найдите поблизости любой предмет, имеющий четыре угла – это может быть картина, дверь, окно или телевизор. Сосредоточьте внимание на одном из углов и сделайте вдох. Задержите дыхание, затем переведите взгляд на второй угол и выдохните. Задержите дыхание, переведите взгляд на третий угол – вдох, снова задержите дыхание, переведите взгляд на четвертый угол – выдох. Повторяйте цикл несколько раз, чтобы успокоиться.
-
Определите предмет. Внимательно осмотритесь и постарайтесь найти все красные предметы в помещении, затем – зеленые, синие, белые и другие. Это упражнение помогает успокоиться, снижает темп, позволяет вернуться из пространства собственных переживаний в настоящий момент и сконцентрироваться на том, что необходимо в текущей ситуации.
Шаг 3. Игровые техники для принятия неудач
Техника «рефрейминг» (он английского frame — «рамка»).
Это метод, который трансформирует наше понимание различных событий и ситуаций, в том числе и неудач. К примеру, рефрейминг позволяет:
-
У меня пока не получается выполнять определенные задачи, но в будущем обязательно добьюсь успеха».
-
Сегодня я был не на высоте».
-
Это можно рассматривать как шанс начать заново и внести коррективы. Теперь мне ясна стратегия, которой следует избегать».
Техника «Анализ неудачи». Обсудите с ребенком ситуацию проигрыша или неудачи, рассматривая ее как возможность для обучения. Помогите переключить внимание с оценки личности ребенка («я неумеха», «я неудачник», «я не так хороша, как Маша, Аня, Ваня») на конкретные действия и шаги, которые были предприняты:
— Как ты считаешь, что послужило причиной сложившейся ситуации? Какие действия или их отсутствие стали к этому причинами?
— Что можно понять, опираясь на этот опыт? Какие выводы можно сделать?
— Какие альтернативные действия можно предпринять в будущем, чтобы избежать повторения подобной ситуации?
— Какие новые привычки мы сможем вместе сформировать, чтобы изменить ситуацию в нашу пользу?
Стремитесь сделать этот процесс увлекательным и несложным. Поищите аналогичные ситуации в книгах, мультфильмах или фильмах, которые нравятся ребенку, когда главные герои сталкивались с неудачами, но находили способы их преодолеть.
«Аффирмации успешности». Не стоит сразу же отмахиваться от этой фразы, даже если она потеряла свою первоначальную силу из-за чрезмерного использования в сфере инфобизнеса. Однако в ней есть зерно истины: постоянное повторение негативных утверждений о себе, таких как «Я лузер», «Я — неудачник», «Я никому не нравлюсь», оказывает крайне негативное воздействие на самооценку. Почему бы не взять этот процесс под контроль и не изменить его? Вместо того чтобы критиковать себя, произносите вслух: «Я все смогу», «Я уверен в себе», «У меня все получится».
Как говорить о неудачах?
Прежде всего, избегайте оскорблений и личных нападок в адрес ребенка. Вместо этого сосредоточьтесь на анализе тех действий, которые могли стать причиной неудачи, и не делайте поспешных обобщений.
Нельзя говорить:
— Ты лентяй!
— Ты меня никогда не слушаешь!
— Опять ты допустил ошибки в тетради, как можно быть таким невнимательным!
Можно:
— Давай вместе посмотрим, что у тебя в тетради? Ага… Вот, смотри, здесь получилось небрежно — буквы расположены под разными углами. Ты, вероятно, спешил? Как ты думаешь, сможем ли мы в следующий раз сделать работу более аккуратной?
Второй важный момент – объясняйте ребенку, что ошибки – это естественная часть процесса обучения. Ошибок избегает лишь тот, кто не проявляет никакой активности. Анализируйте допущенные неточности, рассматривая их как возможность для разработки новых подходов. Обсудите, какие изменения можно внести в будущем и какие шаги стоит предпринять уже сейчас или в ближайшее время, чтобы увеличить вероятность достижения желаемого результата?
Во-первых, при успокоении ребенка не используйте сравнения с другими детьми, даже если эти сравнения кажутся благоприятными для него. Такой подход предполагает оценку, а оценки редко бывают полезными.
Нельзя говорить:
— Ты поступил правильно! Маша из первого подъезда, например, не смогла ответить ни на один вопрос.
— Красавчик, Саш, утер нос этим Ивановым.
Можно:
— Ты отлично справилась! Ты верно ответила на множество вопросов в тесте. Я горжусь тем, как тщательно ты готовилась.
— Саша, ты молодец! Твоё выступление было очень красивым и грамотным.
Исключение из этого правила возможно, если продемонстрировать сложный путь, пройденный успешными людьми. Мотивационные видеоролики и публикации зачастую концентрируются на факторах успеха, замалчивая информацию о допущенных ошибках. Совместно с ребенком просмотрите видео и изучите достоверные биографии. Неудачи не являются определяющим фактором, однако отношение к ним формирует личность.




