
Японский инженер и предприниматель, один из основателей компании Sony, Масару Ибука разработал новаторскую систему воспитания детей в раннем возрасте, которая радикально изменила общепринятые взгляды на педагогический процесс.
По мнению автора этой теории, ребенок легко усваивает информацию, подобно тому, как губка впитывает воду, и с энтузиазмом справляется со сложными задачами. Родителям необходимо лишь эффективно использовать этот период развития.
В бестселлере Масару Ибуки «После трех уже поздно» («Альпина») изложены принципы воспитания, направленные на развитие личности и раскрытие творческого потенциала у детей.
Первое правило гласит: в детском саду уже будет слишком поздно
Согласно основной мысли, изложенной Масару Ибуки, личностные качества и способности человека формируются в раннем детстве, а не являются врожденными. Другими словами, никто не рождается уже «умным» или «глупым» – развитие потенциала человека определяется воздействием, стимулирующим рост и развитие клеток мозга в первые три года жизни.
Часто родители допускают одну и ту же ошибку: они позволяют ребенку действовать по своему усмотрению, а затем внезапно становятся строгими, когда он начинает посещать детский сад или школу. Ибука подчеркивает, что раннее развитие не воспитывает гениев. Оно ставит перед собой другую задачу — помочь ребенку развить его безграничные потенциальные возможности, наделить гибким умом и высоким уровнем эмпатии. Совокупность этих качеств сделает ребенка счастливым и помогает увереннее чувствовать себя в этом мире.
Дети не знакомы с понятием «трудно»
Для ребенка все вокруг – открытие, будь то родной язык или иностранный, детская песенка или классическая музыка, красочная иллюстрация или картина известного мастера. В силу своего возраста он не осознает, что те вещи, которые ему демонстрируют взрослые, на самом деле требуют глубокого понимания. Более того, даже до того, как ребенок освоит навыки анализа, он уже способен узнавать предметы по их визуальным образам: например, находить лицо матери среди других людей или запоминать марки автомобилей, не зная алфавит.
По мнению Ибуки, мозг новорожденного лишен каких-либо предубеждений и воспринимает информацию как чистый лист. Первые впечатления, которые он получает, во многом определяются родителями. Автор рекомендует знакомить ребенка не только с элементарными изображениями, но и с произведениями признанных мастеров. Это поможет развить чувство прекрасного и создаст фундамент для восприятия искусства в будущем.
Согласно основной идее, изложенной Масару Ибуки, личностные качества и способности человека формируются в раннем детстве, а не являются врожденными. Это означает, что никто не рождается изначально умным или глупым – возможности человека определяются уровнем стимуляции развития клеток мозга в первые три года жизни.
Часто родители допускают одну и ту же ошибку: они позволяют ребенку действовать по своему усмотрению, а затем внезапно становятся строгими, когда он поступает в детский сад или школу. Ибука подчеркивает, что раннее развитие не воспитывает гениев. Оно ставит перед собой другую задачу — помочь ребенку развить его безграничные потенциальные возможности, наделить гибким умом и высоким уровнем эмпатии. Совокупность этих качеств сделает ребенка счастливым и помогает увереннее чувствовать себя в этом мире.
Дети не знакомы с понятием «трудно»
Для ребенка все вокруг – открытие, будь то родной язык или иностранный, детская песенка или классическая музыка, красочная иллюстрация или картина известного мастера. В силу юного возраста он не осознает, что вещи, демонстрируемые взрослым, на самом деле являются «сложными». Даже до развития способности к анализу дети способны распознавать предметы по образцам: они могут узнать лицо матери среди других людей, запоминать марки автомобилей, не зная букв, и т. д.
По мнению Ибуки, мозг новорожденного подобен чистому листу бумаги. Первые впечатления, которые на него отлагаются, определяются родителями. Он рекомендует знакомить ребенка не только с простыми изображениями, но и с произведениями известных художников. Это поможет развить эстетический вкус и заложить фундамент для восприятия искусства в будущем.
Третий принцип заключается в том, чтобы предоставить ребенку возможность открывать для себя окружающий мир
Масару Ибука, как и Мария Монтессори, по мнению эксперта, длительное пребывание ребенка в кроватке или коляске может негативно сказаться на его развитии. Просто висящие погремушки не способны обеспечить необходимый объем сенсорных ощущений, а сам ребенок получает ограниченные возможности для изучения окружающего мира.
По мнению писателя, родителям стоит укладывать ребенка в слегка приподнятом положении, чтобы обеспечить ему широкий обзор. Для этого можно использовать качели, гамак или кокон. Также он отмечает, что слишком минималистичная обстановка неблагоприятно сказывается на развитии интеллекта. Дети, которые проводят первые месяцы жизни в помещении, лишенном ярких деталей интерьера или звуковых стимулов, демонстрируют более медленный прогресс в развитии и, в среднем, отстают от сверстников на несколько месяцев. Данное отставание возможно компенсировать, однако «это потребует усилий и давления на маленького ребенка».
Принцип № 4: Способствуйте обретению ребенком независимости
Огромный выбор игрушек в торговых точках сбивает с толку не только детей, но и их родителей. Мы делаем покупки, а затем испытываем досаду, когда ребенок быстро теряет интерес к приобретенной игрушке. Ибука утверждает, что дети по-настоящему испытывают привязанность к игрушкам, которые собирают сами . Подобные наборы, будь то кукла, простой конструктор или машинка, приносят удовольствие от процесса создания и ощущение выполненного дела.
Принцип № 5: Поддерживайте развитие способностей с помощью доступных инструментов
Чтобы познакомить ребенка с творчеством, необязательно приобретать сразу специализированные наборы и дорогую краску. Предложите малышу до года глину – вероятно, поначалу это не вызовет у него интереса. Однако, ощупывая материал и наблюдая, как он меняет форму, ребенок начинает усваивать принципы причинно-следственных связей. Японский инженер считает лепку отличным способом раннего развития.
Писатель также включает в этот перечень ролевые игры и физические упражнения. Важную роль в его концепции занимает разучивание стихотворений. люди до сих пор не считают повторение утомительным и неинтересным. Чем больше усилий прилагается для тренировки памяти в настоящее время, тем эффективнее она будет работать в перспективе.
Принцип № 6: Не подавляйте волю малыша
Стремясь к раннему развитию и желая соответствовать достижениям других, родители нередко заходят слишком далеко. Воспитание начинает восприниматься как принуждение, а мнение ребенка перестает иметь значение. Это негативно сказывается на его вере в окружающий мир. Необходимо осознавать, что для малыша взаимодействие с родителями – это уже процесс обучения. Родители должны сами служить образцом для подражания, поскольку «близкие люди выдающихся личностей не заставляли их читать – они создавали вокруг них соответствующую атмосферу с самого детства». Помимо развития силы воли, автор методики обращает внимание и на формирование у ребенка чувства собственного достоинства. Он предостерегает от ошибки, когда младенца сначала балуют, по мере взросления, примерно в возрасте двух-трех лет, родители начинают воспитывать детей, зачастую становясь строгими наставниками. Эти изменения нередко вызывают сопротивление. Чтобы предотвратить подобную ситуацию, автор советует приучать ребенка к умеренным ограничениям с самого раннего возраста.
Принцип № 7: Лучше похвалить, чем отругать
Запреты оказываются более легким путем по сравнению с поощрением, поскольку они реализуются быстрее и дают более заметный результат. Однако применение наказаний нередко провоцирует обратную реакцию — сопротивление. Многие матери сетуют на отсутствие помощи от повзрослевших детей по дому. При этом в большинстве семей можно услышать рассказ о том, как ребенку не разрешали проявлять самостоятельность в бытовых вопросах, ссылаясь на опасения, что он что-то прольет, что лучше сделать это самой, или что потом придется переделывать».
Вместо того чтобы ограничивать действия ребенка, родители могут предложить ему другие варианты. К примеру, многим детям нравится изрывать бумагу – таким образом они исследуют окружающий мир через осязание. Не стоит упрекать ребенка, а лучше обеспечить ему доступ к ненужным газетам. Если предоставить альтернативу не представляется возможным, наиболее разумным решением станет спокойное объяснение причины запрета.
Принцип № 8: Поддерживайте тесную связь с ребенком
Дискуссии о том, как часто нужно брать ребенка на руки, не утихают. Молодая мать, с одной стороны, получает рекомендации от психологов о том, чтобы как можно больше носить ребенка на руках, а с другой – сталкивается с советами родственников, предостерегающих от чрезмерной заботы. Специалисты Ibuta полагают, что плач – это единственный способ младенца сообщить о своих потребностях, и игнорирование его может привести к лишению ребенка общения с самого начала. По их мнению, тактильный контакт ребенка с матерью оказывает непосредственное влияние на его интеллектуальное развитие и способствует формированию эмпатии.




