
Известно, что выражение «взрослые не по годам» обычно относится к детям, пережившим травматический опыт. При этом, когда речь заходит о травме, большинство людей вспоминают о физическом и эмоциональном насилии, но о парентификации думают гораздо реже.
Что такое парентификация?
Парентификация представляет собой изменение ролей, в результате которого ребенок вынужден нести ответственность, не соответствующую его возрасту и степени зрелости. Несостоявшийся ребенок вынужден заботиться о своих родителях, еще не достигнув готовности к таким обязанностям.
Типы парентификации
-
Эмоциональная. Ребенок берет на себя эмоциональную и психологическую поддержку родителей, что фактически предполагает выполнение их функций. Этот опыт может быть весьма обременительным для ребенка и негативно влиять на его формирование. Ему часто рассказывают личные истории и секреты, а также ожидают от него сочувствия и помощи — например, утешать мать после конфликта или способствовать примирению родителей.
-
Инструментальная роль возникает, когда ребенок начинает выполнять функции, которые обычно возлагаются на родителей. Это может произойти, если один или оба родителя не способны обеспечивать потребности семьи, например, в случае ухода отца из дома или наличия у кого-то из родителей зависимости. В таком положении ребенок берет на себя все домашние дела, заботится о младших братьях и сестрах и даже обеспечивает финансовое благополучие семьи. Ярким примером является Фиона Галлагер, героиня сериала «Бесстыжие», которая вынуждена взять на себя заботу о детях и отце, страдающем алкоголизмом.
Как парентификация сказывается на психике ребенка?
Ребенок не должен отвечать за проблемы взрослых, поэтому его психика стремится найти способы преодоления возникающего напряжения. Это может проявляться в виде:
-
симптомы, напоминающие СДВГ;
-
агрессивное поведение;
-
причинение себе вреда;
-
прогулы в школе и общее ухудшение успеваемости;
-
проблемы с психическим здоровьем: депрессия, расстройства пищевого поведения, панические атаки.
Со временем такой ребенок может обнаружить, что не приобрел навыков, необходимых для взрослой жизни. Выполняя роль эмоциональной опоры или заменяя родителя в функциональном плане, он, по сути, задерживает свое развитие. Ребенок демонстрирует способность преодолевать трудности, однако у него возникают значительные проблемы в эмоциональной сфере. Ему сложно проявлять заботу о себе, он нередко пренебрегает собственным здоровьем и испытывает затруднения в построении взаимоотношений с окружающими — либо уклоняется от ответственности, либо, напротив, берет ее на себя, что приводит к отчуждению людей.




