
Чрезмерная опека вышла за пределы социальных и возрастных границ и приобрела такой масштаб, что в Европе и Америке рассматривается возможность изменения законодательства. Инициатива направлена на четкое разграничение понятий «безнадзорность» и «самостоятельность». Современные родители часто вспоминают о своей детской самостоятельности как о чем-то нереальном, недоступном для их детей.
По мнению детей, наиболее неправдоподобным моментом в сериале «Очень странные дела» стала неограниченная самостоятельность персонажей. Специалисты в области психологии и социологии размышляют о причинах изменения подходов к воспитанию и какие последствия может иметь излишняя забота о детях в перспективе?
Родители-вертолеты
Люди, которые в детстве самостоятельно добирались до школы, помогали по хозяйству, объездили на велосипеде всю местность и проводили летние каникулы у бабушки, целыми днями купаясь в реке без присмотра, неожиданно стали заботливыми хранителями для своих детей, которым даже не разрешается сделать шаг без контроля или разрешения.
Впервые термин «вертолетное родительство» был введен доктором Хаимом Гиноттом еще в 1969 году, который рассказал историю о матери, чрезмерно опекающей своего ребенка, лишая его личного пространства и свободы. Родители, практикующие вертолетное родительство, окружают ребенка постоянным вниманием и заботой, не понимая, что таким образом подавляют его инициативу, лишают возможности выбора и самостоятельности. Детский сад, школа, дополнительные занятия и даже детская площадка — везде родители чрезмерно контролируют ребенка, стремясь оградить его от любых трудностей, общения и даже незначительных проблем.
«Родители, проявляющие чрезмерный контроль над жизнью ребенка, решают за него, какие увлечения он выберет, какую профессию освоит и с кем будет общаться. В семьях, где царит подобный подход к воспитанию, дети вырастают несамостоятельными и склонными к капризам. Повзрослев, они испытывают трудности с принятием решений, страдают от избыточной тревожности и легко поддаются депрессивным состояниям. Они возлагают на родителей вину за любые неудачи и переносят на них ответственность за свою жизнь.
По мнению психологов, значительное число современных взрослых, переживших в детстве излишнюю опеку, либо намеренно отказываются от родительства, либо поддерживают с детьми дистанцию. Мужчины, воспитанные в условиях гиперопеки, часто прекращают отношения с партнершей после появления ребенка, поскольку от них ожидается содействие в воспитании, и любая обязанность вызывает у них стрессовую реакцию.
Родители-тигры
В азиатских странах после публикации книги Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы» в 2011 году появился новый термин «родители-тигры». Эти родители стремятся к успеху, невзирая на цену, и не принимают во внимание желания и эмоции своего ребенка. Жесткий распорядок, полный контроль и отсутствие эмоциональной близости – такова участь детей, рожденных в семьях, практикующих такой подход к воспитанию. Единственный способ получить одобрение или расположение у таких родителей – это показывать высокие результаты в учебе.
Недостаток тепла и эмоциональной привязанности со стороны родителей может приводить к развитию у детей невротических черт и низкой самооценки. Они склонны полагать, что любовь родителей будет зависеть от их успехов в карьере или выдающихся способностей. Даже незначительные неудачи, например, занятие второго места на соревновании, воспринимаются ими как серьезные потрясения. Взрослея, дети, выросшие в подобной среде, стремятся избегать общения с родителями, испытывают сложности в установлении личных отношений, ощущают одиночество и подвержены перфекционизму.
Керлинг-родители
В скандинавских странах появился новый термин, описывающий родителей, стремящихся устранить все трудности на пути ребенка. Датский психолог Бент Хугаард в своей книге «Керлинг-родители и дети-помощники», опубликованной в 2000 году, провел параллель между чрезмерно опекающими родителями и машиной для подготовки льда в керлинге.
Негативное заключение или разногласия на детской площадке обычно разрешаются не самим ребенком, а его родителем. При этом родители, которых можно назвать «керлингисты», предъявляют очень высокие требования. Путь развития ребенка тщательно спланирован и скорректирован, все преграды устранены, поэтому никаких трудностей возникать не должно. Заранее продуманная и безоблачная жизнь исключает и собственные действия, и ответственность за них.
Подростки, воспитанные в семьях, где родители чрезмерно опекают, склонны к озорному поведению, поскольку не сталкиваются с последствиями своих действий. Они могут обижать младших или тех, кто не имеет родительской защиты, и даже проявлять агрессию по отношению к взрослым, находясь в присутствии своих отцов или матерей. Вместе с тем, эти дети испытывают недостаток уверенности в себе и не верят в собственные возможности.
С возрастом им трудно брать на себя ответственность за свои действия — все должно развиваться без проблем, и если что-то идет не так, это вина кого-то другого. Взрослея, таким людям бывает сложно осознать последствия своих поступков и принимать взвешенные решения. Они не стремятся к результатам и проявляют апатию. Часто они становятся людьми, зависящими от других, или сталкиваются с проблемами с законом, полагая, что любой конфликт будет разрешен кем-то другим.
«Яжмать»
В народной среде отечественный стиль чрезмерной опеки получил название «яжмать», хотя этот термин включает в себя различные интерпретации. Данный феномен имеет социальную основу и встречается преимущественно в России. По мнению Александра Синельникова, профессора кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ, он начал формироваться еще в период с 1970 по 1980 год, когда многодетным семьям предоставлялись льготы и привилегии. Возможность приобретать необходимые вещи без очереди в условиях дефицита являлась значительной поддержкой для семьи. Однако, за заветными товарами чаще всего отправлялись матери, нередко вызывая скандалы и вызывая негативную реакцию окружающих. В 1990-е годы, когда наблюдался спад рождаемости, рождение двух детей уже считалось достижением для женщины, и многие стремились подчеркнуть свой уникальный статус. Со временем это трансформировалось в форму гиперопеки, при которой ребенок воспринимается не как самостоятельная личность, а как признак особого родительского положения.
Российские женщины часто предъявляют повышенные требования к другим и демонстрируют показной перфекционизм в вопросах воспитания детей. Это особенно заметно, когда женщина самостоятельно воспитывает ребенка или испытывает неудовлетворенность в браке. Чтобы скрыть собственные проблемы, она прибегает к излишней опеке над ребенком. В научной литературе такое поведение нередко описывается как демонстративная опека. Родитель (иногда отец) стремится убедить окружающих и самого себя в том, что он является самым внимательным и ответственным воспитателем.
Дети, воспитанные «яжматерями», часто проявляют инфантилизм и капризность, а по мере взросления могут воспроизводить агрессивное поведение, характерное для их родителей. Они склонны считать себя особенными и не готовы к поиску взаимопонимания. К проявлению агрессии добавляются повышенные требования, эмоциональность и эгоцентризм. И, по мнению людей, выросших в подобной среде, разрешение любых трудностей возможно только через истерику. Неслучайно специалисты нередко выявляют у них невротические расстройства.
Несчастные «снежинки»
Гиперопека имеет последствия, которые наблюдаются в различных государствах. Эксперты выражают серьезную обеспокоенность. У детей и подростков отмечается повышенный уровень тревожных расстройств. Ограничения, накладываемые родителями, приводят к малоподвижному образу жизни и, как следствие, способствуют развитию ожирения, диабета и болезней сердца. Педагоги отмечают снижение успеваемости и даже когнитивных функций у детей, находящихся под чрезмерной опекой. Кроме того, врачи фиксируют значительное увеличение числа случаев алкогольной и наркотической зависимости среди молодых людей.
По мнению социологов и психологов, в современном мире сформировалось поколение людей, отличающихся повышенной чувствительностью и нежеланием брать на себя ответственность за свою судьбу. Эти люди, которых часто называют «снежинками», испытывают трудности с концентрацией на работе, подвержены депрессивным состояниям и сталкиваются с проблемами в общении. При этом они не чувствуют удовлетворения от прожитой жизни и ощущают себя несчастными, виня в этом своих родителей.
По мнению немецкого психотерапевта Амели фон Салис-Соглио, необходимо поощрять самостоятельность детей, вселяя в них уверенность в собственных силах и способности преодолевать жизненные трудности.
Американская некоммерческая организация «Позволь расти» выступает за принятие законопроектов, которые предоставляют детям возможность самостоятельно гулять, ходить в школу, выполнять домашние обязанности без участия социальных служб. «Необъяснимым образом наша культура стала чрезмерно озабочена уязвимостью детей и недооценила их естественную устойчивость. Это беспокойство, безусловно, возникло из лучших побуждений. Однако отношение к детям как к беззащитным делает их таковыми», — отмечает президент организации Леонор Скенази. Ее книга «Дети на свободе» положила начало движению в поддержку детской самостоятельности в Америке. В 2018 году благодаря усилиям общественных деятелей был принят первый закон «Разумная детская независимость». В настоящее время он действует в четырех штатах и позволяет родителям не только отпускать ребенка погулять или покататься на велосипеде, но и оставлять на короткое время дома одного по уважительной причине. Это значимая победа, ведь законы штатов позволяют изъять ребенка младше 12 лет из семьи, если социальные службы зафиксируют его одиночество, даже если оно кратковременное.
В России, в отличие от западных стран, излишняя опека стала не реакцией на требования социальных служб, а методом обретения контроля над определенными аспектами жизни, при этом ребенок воспринимается как неотъемлемая часть родительской личности. Родители стремятся воплотить в жизнь ту модель, которая представляется им идеальной, не принимая во внимание, что именно независимость и жизненные испытания помогли им добиться успеха и стимулировали к дальнейшему развитию.




