
Козодоев — да, Бендер — нет!
В 1970 году Гайдай приступил к подбору актеров на роль Остапа Бендера для фильма «Двенадцать стульев». Среди первых, кого пригласили на пробы, был Андрей Миронов. Его близкие были уверены, что роль достанется ему, ведь всего год назад он произвел фурор в роли Козодоева в фильме «Бриллиантовая рука». Однако прослушивания состоялись, но приглашение на съемки так и не последовало.
Миронов узнал, что Гайдай все еще рассматривает других кандидатов на роли. Он осознал, что у него мало шансов. Причины были неясны, ведь режиссер, казалось, мог оценить его профессионализм. Гайдаю требовался партнер для Козодоева, который смог бы достойно разделить сцену с Папановым. На роль Геши рассматривали Георгия Вицина, Михаила Пуговкина, Валерия Носика… Однако ни один из них не подошел! Гайдай увидел Миронова в театре во время постановки «Интервенция» и сразу подумал: «Идеальный бандит!». И актер оправдал ожидания: Геша в его исполнении получился просто идеальным. Яркий, живой, со своим неповторимым характером… Помимо этого, Гайдая впечатлила его необыкновенная работоспособность и ответственное отношение к работе.
Сложилось впечатление, что перед нами готовый Бендер. Однако режиссер решил, что подобный выбор окажется слишком очевидным, и зрители увидят не Остапа, а Гешу: ведь практически все в стране посмотрели фильм «Бриллиантовая рука». В итоге, предпочтение было отдано Арчилу Гомиашвили.
Снялся у конкурента — это был удар!
Что произошло с Мироновым? Почему он больше не снимался в комедиях Гайдая? Изначально Леонид Иович планировал видеть его в роли Милославского в картине «Иван Васильевич меняет профессию», а роль Ивана Грозного должна была достаться Юрию Никулину. Однако Никулин отказался от предложения. На его место пришел Юрий Яковлев, и дуэт Миронова и Яковлева не выглядел убедительно. Впоследствии Миронов все же воплотил образ Остапа Бендера, но уже на площадке у Марка Захарова, что стало ощутимой потерей для Гайдая. После этой ленты последовали «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова. Творческий путь Миронова сложился довольно успешно, однако — без участия Гайдая.
Бендера чуть не сыграл Высоцкий
Леонид Иович прекрасно осознавал, что выбор Бендера должен был оказаться удачным решением. Поэтому пробовал очень многих актеров. Среди претендентов на роль были Валентин Гафт, Олег Борисов, Евгений Евстигнеев и Алексей Баталов. По имеющимся сведениям, прослушивание проходило даже у Муслима Магомаева! В конечном итоге режиссер выбрал Владимира Высоцкого, который, казалось, идеально подходил для этой роли и обещал стать настоящим триумфом. Однако, по рассказам, пристрастие Высоцкого к алкоголю стало препятствием. Он неожиданно покинул Москву. Существует также версия о том, что кандидатуру Высоцкого не одобрили должностные лица. Установить, какая из версий соответствует действительности, уже невозможно, и Гайдаю пришлось искать другого исполнителя на роль Бендера.
Сочетание Гайдая и Гомиашвили оказалось весьма неожиданным…
Узнав об успешной постановке спектакля «12 стульев» в Грузии, Гайдай решил лично посмотреть представление. Его покорил Арчил Гомиашвили, исполнивший главную роль. Даже эпизод с судимостью актера не стал препятствием для режиссера: когда-то в молодости Арчил Гомиашвили демонтировал кожаные сиденья в кинотеатре и продавал их, что послужило причиной его осуждения. По сути, это был вполне себе дерзкий бизнес. Грузинского актера сразу же включили в актерский состав фильма, при этом он даже не успел запомнить свою роль: приходилось учить ее буквально на ходу, непосредственно перед началом съемочного процесса.
Все складывалось удачно, однако на съемочной площадке произошел конфликт между двумя лидерами. Арчил Гомиашвили, которого прозвали «горячим грузинским парнем», не желал подчиняться указаниям. Александр Гайдай, в свою очередь, решительно подавлял любые попытки актера привнести что-то свое в образ и требовал «прекратить гримасничать». На протяжении всех семи месяцев съемок они с трудом сдерживали взаимную неприязнь. Противоречия достигли кульминации по окончании работы: в качестве прощальных слов актер и режиссер обменялись резкими замечаниями и разошлись — без возможности дальнейшего сотрудничества. Даже для озвучивания Бендера Гайдай привлек другого актера. Тем не менее, для Арчила Гомиашвили эта работа стала отправной точкой к успеху — Гайдай сделал из него известного актера.
Крачковская стала одним из ключевых и значимых талисманов Гайдая
Поиски мадам Грицацуевой оказались безрезультатными: Наталья Гундарева и Нонна Мордюкова, хоть и казались более подходящими, не обладали той наивностью и обаянием простой вдовы, характерными для героини романа Ильфа и Петрова. Однажды режиссёр увидел, как полная, хозяйственная женщина с заботой угощает мужа — звукооператора Владимира Крачковского: она регулярно приносила ему на работу обед и горячий чай в термосе. Именно такую женщину он и стремился найти!
Крачковская, впрочем, поначалу была расстроена и даже плакала, прочитав в сценарии описание внешности: «Арбузные груди, нос обухом, расписные щеки и мощный затылок». Кроме того, в костюмерной не смогли найти платье подходящего размера. Костюмерша иронично заметила: «У нас нет чехлов для танков». Но это были лишь незначительные неурядицы, и вскоре съемки Натальи Леонидовны начались.
Безусловная преданность делу Крачковской вызывает искреннее восхищение: она лично выполняла все сложные, а порой и рискованные трюки в сцене погони за Бендером в редакции, поскольку подобрать дублершу с подобными физическими данными оказалось невозможно! Вспоминается ее поездка на транспортерной ленте, когда она застревает, подбрасывая ножки? После триумфального успеха «Двенадцати стульев» Крачковская превратилась в настоящего талисмана для Гайдая – он задействовал ее практически во всех своих последующих комедийных фильмах.
Чтобы помочь Леониду Гайдаю, Сергей Филиппов отказался от употребления алкоголя
К моменту знакомства этих двух талантливых личностей Сергей Филиппов уже имел статус известной звезды: в Ленинградском театре комедии для него даже ставили спектакли. Однако актер обладал непростым характером: он настолько увлекся алкоголем, что регулярно прибегал к запоям, что негативно сказывалось на репетициях и премьерах. Ему не раз прощали подобные выходки, но в конечном итоге терпение закончилось, и Филиппова уволили. Предложения сыграть в кино перестали поступать, и известность комика начала угасать.
Именно тогда в жизни актера появился Леонид Гайдай: он предложил Сергею не просто роль, а главную – Кису Воробьянинова, в дуэте с Арчилом Гомиашвили. Сергей Филиппов был очень признателен режиссеру, так как эта поддержка пришлась ему очень кстати. Леонид Гайдай впоследствии приглашал его еще в семь своих фильмов. И Сергей Филиппов, которого многие считали человеком, злоупотребляющим алкоголем, ни разу не разочаровал своего любимого режиссера: на период съемок он полностью отказывался от спиртного.




