
В настоящее время психологи, социологи и педагоги единодушно осуждают насилие, будь то физическое или психологическое. Не следует оказывать давление на ребенка, а также нецелесообразно повышать голос. Но как же тогда наказывать, если он провинился, или позволять ему все, что угодно?
По мнению известного психолога Людмилы Петрановской, важно устанавливать рамки приемлемого поведения, поскольку без них ребенок не сможет понять, когда совершает неправильные поступки.
В своих социальных сетях она затронула непростой вопрос, волнующий многих родителей: как правильно воспитывать детей в эпоху современных моральных норм, когда критика и запугивание не одобряются обществом.
«Очень хочется быть хорошими, быть ребенку другом и добрым взрослым. Мы не намерены разрушать его личность, подавлять творческий потенциал, следовать предрассудкам общества. Мы сами в детстве часто слышали запреты: «нельзя», «не смей», «неприлично», «милиционер заберёт», «тетя заругает». Петрановская подчеркнула, что кому-то из них потребовалось длительное сотрудничество с психологом, чтобы получить возможность «сметь» и игнорировать «неприлично.
Но, как справедливо отметила психолог, родители, не устанавливающие для ребенка никаких ограничений, вскоре оказываются перед вседозволенностью. которая является неприемлемой. Ребенок проявляет капризы и становится неуправляемым, не понимает слово «нельзя».
По словам Петрановской, определение границ допустимого является непростой задачей. Некоторые родители прибегают к наказанию, заключающемуся в усаживании ребенка в угол, другие – используют таймауты или составляют списки обязанностей. Людмила Петранoвская полагает, что любой подход может оказаться эффективным, если родитель твердо стоит на своей позиции, не поддается на уговоры, вызванные слезами ребенка, и не уступает его требованиям. Убежденность в своей правоте упрощает воспитательный процесс, и ребенок это замечает. Он более охотно подчиняется, если родитель проявляет твердость.
«Если вы убеждены, что определенное поведение недопустимо и неприемлемо, у вас появляется сила и решимость устанавливать границы. Поэтому, прошу прощения, но поведенческие методы эффективны лишь при изменении эмоционального состояния родителя, а следовательно, и его взаимоотношений с ребенком».
Необходимо соблюдение установленного порядка. Совершил поступок, который нельзя простить, — предстоит провести несколько минут в одиночестве и тишине (или по решению родителя). Петрановская полагает, что такой подход эффективен для любого ребенка, который еще не привык к безнаказанности. А безнаказанность проявляется, когда сам родитель испытывает раздражение, переживает внутренние противоречия и подвержен резким колебаниям: от вседозволенности до вспышек гнева, когда исчерпывается запас терпения).




