
Вячеслав Зайцев. Начало
Дом моды Вячеслава Зайцева начал свою работу 13 июня 1982 года. Это стало результатом многолетних усилий дизайнера, поскольку его творческий путь начался задолго до этого.
Вячеслав Зайцев появился на свет 2 марта 1938 года в Иваново. Его родителями были рабочие Михаил Яковлевич Зайцев и Мария Ивановна Кокурина, у которых уже рос старший сын Владимир. Когда Вячеславу было три года, отец отправился на войну, был захвачен в плен, сумел бежать, дошёл до Берлина, но после окончания войны был арестован по обвинению в измене Родине.
Отец не вызывал у матери особого ожидания или беспокойства, так как она забеременела от Михаила неожиданно, не испытывая к нему большой любви. Однако воспитание двух сыновей в те годы оказалось непростым испытанием, которое негативно сказалось на ее здоровье. Семья Кокуриных жила в стесненных обстоятельствах. Маленький Слава нередко просил милостыню у прохожих, по-детски распевая песни возле магазина.
Отец и мать заключили брак после его возвращения из лагерей, к тому времени Вячеславу исполнилось 20 лет. После ухода из жизни матери в 1978 году, отец женился вновь, а Вячеслав ухаживал за отцом до его кончины в 1994 году.
В 1945 году Вячеслав стал учеником Ивановской средней школы № 22. Он демонстрировал отличные результаты в учебе, а также проявил особый талант к рисованию. После завершения семилетней школы Зайцев поступил в Ивановский химико-технологический техникум, где получил специальность художника текстильного рисунка.
Коллекция для колхозниц
В дальнейшем Вячеслав получил высшее образование, успешно завершив обучение в Московском текстильном институте. По окончании распределения он был направлен на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза, расположенную в Бабушкинском районе, где занял должность художественного руководителя.
В 1963 году Вячеслав Зайцев представил свою первую коллекцию, состоявшую из комплектов специальной одежды, предназначенных для женщин, работающих в колхозах и сельских районах. Предложенный методический совет не поддержал эту идею, однако фотографии униформы неожиданно появились во французском журнале Paris Match, что привлекло внимание западной публики к работам начинающего дизайнера.
В 1965 году Пьер Карден, Ги Ларош и Марк Боан, руководивший Домом Christian Dior, отыскали автора коллекции, которая так и не была представлена публике. Ознакомившись с работами советского дизайнера, его эскизами и готовыми моделями, зарубежные кутюрье единогласно признали равный им талант Вячеслава Зайцева. В западных СМИ даже появилась статья, озаглавленная «Короли моды».
Несмотря на свой выдающийся талант, он не мог выезжать за границу. Первые демонстрации его коллекций в западных странах проходили без его личного участия. Только к своему 50-летию, в 1988 году, Вячеслав Михайлович получил возможность выезжать за пределы страны.
Талант Зайцева был признан и в его родном городе, но по-своему. В 1965 году Вячеслава Михайловича пригласили на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды (ОДМО), расположенного на Кузнецком мосту. Там он проработал 13 лет, пройдя путь до заместителя художественного руководителя.
Дизайнеру не удалось изменить существующий порядок: Зайцев испытывал усталость от многократных согласований моделей одежды в административных структурах, необходимости соблюдения государственных стандартов, из-за чего вещи морально устаревали еще до того, как достигали покупателей.
Красный Диор
На Западе Вячеслава Зайцева считали ведущим дизайнером советской моды. За сочетание мировых модных традиций с новаторскими идеями, а также за приверженность алому цвету и принадлежность к Советскому Союзу западные издания дали ему прозвище «Красный Диор». Его работы регулярно демонстрировались за рубежом и удостаивались наград. Однако о признании своих заслужений автор узнавал зачастую в самый последний момент.
Вскоре Вячеслав Зайцев начал работу на фабрике индивидуальных заказов № 19. Там он трудился над разработкой модной линейки для вновь открывающегося Дома Моды, расположенного по адресу: проспект Мира, 21. В 1982 году он получил должность художественного руководителя, а в 1988 году на общем собрании коллектива был единогласно избран директором. До конца жизни мастер создавал здесь эксклюзивные коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture под торговой маркой Slava Zaitsev.
Именитые заказчики
Вячеслав Зайцев был настолько продуктивен, что его энергия и творческий потенциал простирались далеко за рамки собственных модных коллекций. С 1960-х годов он плотно взаимодействовал с московскими театрами, создавая костюмы для постановок, многие из которых стали настоящими шедеврами: «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Театре сатиры, «Принцесса Турандот» в Театре имени Вахтангова, «Три сестры», «Вишнёвый сад» в «Современнике» и другие.
Сотрудничество с театром способствовало установлению контактов модельера с представителями различных творческих профессий. Его постоянными клиентами стали Любовь Орлова, Михаил Ульянов, Владимир Зельдин, Андрей Миронов, Вера Васильева, Людмила Максакова, Марианна и Анастасия Вертинские, Галина Волчек, Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих и многие другие.
Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Тамара Синявская и Эдита Пьеха также заказывали у Вячеслава Зайцева сценический костюм и повседневную одежду, Людмила Зыкина, Алла Пугачёва, Филипп Киркоров и другие известные советские и российские исполнители.
Вячеслав Михайлович в свободное время много и с удовольствием занимался рисованием, отдавая предпочтение графическим техникам. Его личные выставки неоднократно проводились в США и Европе, а пять картин Зайцева находятся в экспозиции Третьяковской галереи.
Личная жизнь Вячеслава Зайцева
В 1959 году молодой дизайнер связал себя узами брака с Мариной, представлятельницей состоятельной и влиятельной семьи. Мать Марины была балериной театра имени Станиславского, а отец – военным летчиком. Знакомство Славы и Марины произошло в Московском текстильном институте, где они были сокурсниками. Он отличался скромностью, неуверенностью и застенчивостью, в то время как она была яркой и харизматичной личностью. Слава проживал в общежитии, а Марина, уроженка Москвы, жила с родителями в собственной квартире.
8 февраля 1960 года Марина стала матерью сына, получившего имя Егор. Спустя семь лет она познакомилась с другим человеком и обратилась с заявлением о расторжении брака с Зайцевым. Вячеслав Михайлович был убежден, что причиной разлада стала его теща, которая с самого начала не одобрила его как зятя, считая его будущее неопределенным.
Марина после развода не разрешила бывшему мужу общаться с сыном. Первое время Егора воспитывал отчим, которого впоследствии Егор охарактеризует как неадекватного. Зайцев пять лет не видел сына и сильно об этом переживал. Спустя годы ему удалось наладить взаимопонимание с бывшей женой и возобновить общение с Егором, который, подобно отцу, стал модельером, но не добился широкой известности.
В Доме Моды Вячеслава Зайцева одна из сотрудниц давно испытывала к нему чувства. Инна помогла Вячеславу Михайловичу преодолеть глубокую депрессию, вызванную разводом. После серьезной автомобильной аварии, произошедшей с Вячеславом Зайцевым в 1971 году, Инна полгода ухаживала за ним. Моду Зайцева постигла угроза ампутации правой ноги. Однако он не отчаялся и на протяжении нескольких месяцев упорно работал над восстановлением подвижности конечности, чтобы вернуться к привычному образу жизни.
Их совместная жизнь с Инной продолжалась, однако официальной регистрации брака не произошло. После расставания они попытались восстановить отношения через год, но прожив вместе еще один год, окончательно разошлись.
В конце 1990-х Вячеслав Зайцев приобрел земельный участок в деревне Каблуково и построил на нем особняк, который он занял в 2000 году. Трехэтажное поместье площадью 900 квадратных метров было возведено и оформлено в соответствии с предпочтениями Вячеслава Зайцева.
Со временем изысканный дом пришел в упадок и нуждался в значительных финансовых вложений. Ремонт лишь протекающей крыши, на который собирали средства всем сообществом, стоил пять миллионов рублей. Кроме того, в доме Зайцевых, в связи с болезнью Паркинсона, были установлены специализированные лифты.
Состояние здоровья
В 2016 году стало известно о постановке диагноза болезни Паркинсона у Вячеслава Зайцева. Это заболевание характеризуется замедленностью движений, тремором конечностей, нарушением равновесия и другими осложнениями. У Зайцева также наблюдалось поражение речевого центра мозга, что привело к потере способности говорить.
Сначала Вячеслав Михайлович посещал мероприятия с тростью, но со временем он утратил способность передвигаться без посторонней помощи. На протяжении последних публичных выступлений Вячеслав Зайцев уже использовал инвалидное кресло.
Одновременно в социальных сетях начали распространяться необычные видеоролики с участием модельера. Семья Гарафутдиновых, проживающая в особняке Каблуково по приглашению Вячеслава Михайловича, оказалась инициатором этих публикаций. Многие пользователи были убеждены, что Вячеслав Зайцев, вряд ли бы добровольно согласился на участие в роликах, представляющих собой материалы сомнительного художественного уровня.
В 2021 году Егор Зайцев выразил обеспокоенность, утверждая, что жизнь его отца контролируется посторонними лицами, препятствующими нормальному общению семьи с Вячеславом Михайловичем и планирующими оформить опекунство над модельером, находящимся в беспомощном состоянии. По этим заявлениям была инициирована прокурорская проверка, однако она не выявила признаков преступления.
В апреле 2021 года Вячеслав Михайлович появился в эфире программы «Пусть говорят» после прохождения курса реабилитации по восстановлению речи. Он положил конец скандальным слухам, заявив, что, несмотря на болезнь, он сохраняет ясность ума и полностью осознает происходящее, а окружающие его люди – его верные друзья.
Вячеслав Зайцев незадолго до ухода
Хотя дизайнер столкнулся с серьезным заболеванием, он неоднократно заявлял о стремлении вновь возглавить компанию. Однако с 2020 года Вячеслав Михайлович практически прекратил руководство Домом Моды. На должность генерального директора был назначен Егор Зайцев.
модельер показал публике новую коллекцию, которую публика с нетерпением ждала, однако презентация несколько раз переносилась.
Взаимоотношения Вячеслава Зайцева и его единственного сына были непростыми. Егор, несмотря на то, что руководил наследием отца, не поддерживал с ним связь. Модельер и его помощники часто отмечали, что он звонит сыну почти ежедневно, в надежде на ответный звонок. Время неумолимо идет вперед.
30 апреля 2023 года Вячеслава Зайцева не стало... 19 июня 2024 года Егор Зайцев ушел из жизни в возрасте 65 лет, прожив всего год дольше своего отца.




