Семья

Как меняются чувства у ребенка: от любви до ненависти

Фото: img.freepik.com

По мнению большинства детских психологов, характер и темперамент формируются еще до рождения ребенка. Многие матери могут это подтвердить, поскольку часто описывают особенности натуры малыша еще до его появления на свет, определяя, станет он спокойным или активным, упрямым или послушным.

Родители не должны стремиться создать ребенка с нуля, а скорее раскрыть его потенциал, подобно огранке алмаза: выявить и развить положительные черты, данные от природы, и смягчить слабые стороны. Для успешного выполнения этой сложной задачи необходимо понимать своего ребенка, осознавать причины его действий и стремлений. А это требует знания особенностей развития его психоэмоциональной сферы. Так же, как и физические умения, она развивается по определенной схеме, в которой проявляются индивидуальные особенности.

Новорожденный: черно-белый мир

Для новорожденного присущи лишь элементарные эмоции, такие как голод, страх, боль и ощущение приятных переживаний . Эмоциональный мир ребенка пока еще характеризуется резкими перепадами: либо ему очень комфортно (и он засыпает), либо очень плохо (и он начинает плакать). Понять, что доставляет младенцу удовлетворение, обычно несложно, однако установить причину его плача – задача, требующая определенных усилий. Известно лишь то, что самочувствие ребенка полностью зависит от его физических ощущений, и это сохраняется на протяжении всего первого месяца жизни.

Новорожденный пока не понимает, что вызывает определенные чувства (например, ощущение комфорта и безопасности рядом с мамой), но испытывает удовлетворение во время кормления грудью, когда его держат на руках, когда он слышит ее голос и стук сердца. Иногда на личике младенца может промелькнуть подобие улыбки (особенно после еды или во сне), однако эта гримаса пока является лишь невольным сокращением мимических мышц, аналогичным другим случайным движениям, которые совершает новорожденный.

С момента рождения ребенок демонстрирует одну из ключевых психологических потребностей – потребность в общении. Для младенца оно состоит практически целиком из физического контакта со взрослым, главным образом с матерью. Это одна из самых элементарных, но и наиболее значимых форм взаимодействия малыша с окружающими. Мамина близость и тепло особенно важны для ребенка в первые 12 часов после рождения (что является одним из доводов в пользу совместного пребывания в родильных домах) — в период, который признается решающим не только в процессе адаптации организма к новой среде, но и в формировании психоэмоционального благополучия. Однако, если ребенка не берут на руки и не проявляют к нему нежность, это может привести к задержке развития или нарушению работы мозговых структур, отвечающих за эмоциональную сферу.

Малыши очень чувствительны к эмоциональному состоянию окружающих, в особенности матери. Когда мама испытывает гнев, ребенок становится настороженным и затихает, а в ответ на ее нервозность может начать беспокоиться и плакать. С возрастом, примерно к году, сопереживание становится более выраженным: ребенок способен проявить заботу, погладить маму, если ей нездоровится, или даже попытаться успокоить ее, предложив свою любимую игрушку

0–6 месяцев: простые удовольствия

На втором месяце жизни ребенок начинает осознавать, что положительные эмоции он получает от взаимодействия с окружающими. Это осознание провоцирует сознательную реакцию — он испытывает радость . «Будь то «социальная улыбка» или «комплекс оживления», это позитивное состояние становится первым эмоциональным приобретением ребенка. Двухмесячный малыш проявляет радость при виде любого человека, приближающегося к его кроватке и обращающегося с ним нежно, однако больше всего реагирует на маму. Ребенок выражает восторг всем телом: он не только улыбается, но и машет ручками и ножками, издает мелодичные звуки, гримасничает.

Примерно через четыре месяца появляется смех, дополняющий улыбку , ребенок реагирует физическими смешками, вызванными тактильными ощущениями (этот признак будет сохраняться в течение 2–2,5 лет), например, хихикает при щекотке и громко смеется, когда его поднимают вверх. Смех в ответ на психологическое воздействие, такое как забавная гримаса отца, появится у малыша ближе к году, а реакция на шутливую фразу — через 2 года.

Замечательно, что младенец воспринимает окружающих не как единое целое, а лишь отдельными элементами. К примеру, мама в представлении ребенка – это не целостный образ, а отдельные детали: лицо, руки, грудь, запах, голос, которые пока не связаны между собой. Вся реальность младенца складывается из таких разрозненных фрагментов: теплая вода в ванне, громкий голос отца, яркие цвета погремушек. Около шести месяцев звуки, запахи и зрительные образы начинают объединяться в сознании ребенка, формируя единый, целостный и устойчивый образ. В этот момент малыш впервые сможет различать своих и чужих. Теперь ребенок с удовольствием улыбается родителям, но при приближении незнакомого человека проявляет настороженность или страх.

Первым негативным переживанием, которое накапливает ребенок, становится испуг. Затем, приблизительно в четыре месяца, у него начинает формироваться и чувство гнева. Ребенок проявляет его более активно, чем радость. Родители хорошо знают, какой крик может подняться, когда у ребенка забирают интересующее его мобильное устройство или не позволяют ему воспользоваться клавиатурой компьютера.

С течением времени ребенок начинает осознавать различие между физическим состоянием и эмоциональным переживанием. У новорожденных эти аспекты неразделимы, и радость появляется только при ощущении физического благополучия: успокоить плачущего ребенка бывает непросто, если у него что-то причиняет дискомфорт. Однако, малыш в возрасте 2–3 лет способен испытывать восторг от новой игрушки, даже когда нездоров. По мере взросления человек учится осознавать и контролировать как физические ощущения, так и эмоции, и обретает возможность управлять ими.

6–12 месяцев: с удивлением и интересом

К завершению первого полугодия в эмоциональный спектр ребенка включается удивление, которое становится основным мотивом для его развития и побуждает к познанию нового . Удержать внимание ребенка непросто, ведь он еще не может концентрироваться на одном и том же долгое время – не больше пары минут, и ему постоянно требуются новые стимулы для развития. Теперь, помимо физических потребностей, у ребенка возникают и психологические, причем ключевыми на этом этапе являются общение и познание. В результате он становится активным и проявляет любопытство, а его желания и возможности матери иногда не совпадают. Небольшие приступы плача пока не представляют серьезной проблемы, поскольку ребенка этого возраста легко отвлечь и переключить его интерес на что-то другое.

Со временем у ребенка формируются устойчивые желания и интересы, которые трансформируются в определенные предпочтения и вкусы, касающиеся еды, игрушек, развлечений, книг и песен. Родители видят, какие занятия приносят ребенку удовольствие, а какие вызывают неприятие.

После восьми месяцев, когда ребенок становится более подвижным, начинает ползать и вставать, начинается первый этап его психологического отделения от матери. С одной стороны, ребенок относительно легко переносит непродолжительные расставания с матерью, поскольку начинает понимать, что она продолжает существовать, даже если он ее не видит. Теперь дети очень любят играть в «ку-ку»: находить маму, закрывшую лицо руками или платком. В то же время, ощущение собственной «отдельности» нередко проявляется и в другом виде – так называемой «тревоге восьмимесячных». Ребенок может начать плакать при виде незнакомых людей (например, врачей в поликлинике, которых раньше не боялся), чаще просыпаться ночью и становиться беспокойным. В период повышенной чувствительности и тревожности, постарайтесь не допускать существенных изменений в жизни ребенка: сейчас не стоит возвращаться на работу или менять воспитателя – малышу крайне важно ощущать стабильность.

Родители, как правило, стремятся подавлять негативные эмоции у ребенка, в отличие от позитивных. Часто ребенка хвалят за отсутствие слез (но не за смех), то есть за то, что он не выражает отрицательные чувства. Однако, спокойные и послушные дети испытывают стресс не менее, чем другие. В любом возрасте ребенок имеет право чувствовать страх, гнев, раздражение, и важно, чтобы он демонстрировал эти чувства для поддержания психоэмоционального благополучия. Задача родителей – помочь ребенку выражать свои эмоции, не провоцируя негативную реакцию окружающих.

1–1,5 года: я есть!

В этом возрасте ребенок в первую очередь руководствуется собственными потребностями и стремлениями . Он все яснее формулирует свои желания и все упорнее стремится к их осуществлению. Сейчас он вполне уверенно принимает решения, и если у него появляется какая-то задумка, отговорить его будет значительно труднее, чем несколько месяцев назад. Если ребенок очень захочет узнать, что находится в кошельке у отца, будьте уверены, невзирая на все запреты, он найдет возможность, незаметно достанет его и обязательно изучит все содержимое.

Для годовалого ребёнка наиболее важны его собственные потребности. Запаситесь терпением на год или два: со временем малыш начнёт обуздание своих желаний и осознает, что наряду с фразами «хочу» и «не хочу» существуют слова «нельзя» и «надо».

Эмоциональное состояние и поведение ребенка на данном этапе развития неразрывно связаны. Когда ему что-то не по нраву, он может проявлять гнев, например, нанося удары матери, в моменты страха он плачет, а от радости смеется и аплодирует. Ребенок уже способен четко демонстрировать свое отношение к окружающему, и теперь можно начинать приучать его к другому важному навыку – умению контролировать свои эмоции и поступки. Это подразумевает, что ребенок имеет право испытывать гнев, но мама не позволит ему причинять вред, кусаясь или нанося удары. Безусловно, для полного освоения этого умения потребуется значительное время, однако начинать формировать его стоит уже в данный момент.

Значимым эмоциональным этапом этого периода является становление у ребенка самосознания. Малыш постепенно начинает отождествлять себя со своим именем («Петя – это я»), своим телом (сам он бросил хлеб, а не упал), и с отражением в зеркале («Кто там?» – «Петя»). Наблюдая за своим образом в зеркале, ребенок испытывает сильное удовольствие, может долго рассматривать себя и теперь точно знает, кто перед ним. Чтобы убедиться в этом, сделайте небольшой мазок губной помады на щеке ребенка. Если он потирает лицо, глядя на свое отражение, это подтверждает его понимание. Узнавая собственное изображение, ребенок получает визуальное подтверждение своего существования, что формирует основу его самосознания».

1,5–2 года: кризис противоречия

Малыш воспринимает окружающий мир, обдумывает свои действия, однако пока не осознает ни свои чувства, ни свои поступки. Ему трудно понять, почему он плачет или почему не хочет идти в воду. Ребенок взрослеет и постепенно обретает большую независимость; его желания множатся, но взрослые, кажется, не торопятся их удовлетворить. Вполне закономерно возникает протест. Чтобы заявить о себе как об отдельной личности, ребенок демонстрирует, что имеет право на собственное мнение, и поскольку не может предоставить веские доводы, просто отвечает: «Нет». Этот период несогласия – значимый этап развития ребенка.

Примерно в два года малыш начинает понимать, как называются его чувства: он узнает, что трепет в животе – это страх, а потребность спрятаться – смущение. Чтобы помочь ребенку научиться ориентироваться в своих эмоциях, описывайте, что он испытывает и какие причины вызывают эти переживания.

Иногда упрямство и отказ вызывают у родителей раздражение, но и для самого малыша это непростое время. Его могут пугать собственные проявления гнева, он опасается потерять материнскую любовь, и в этот период на смену истерикам и непослушанию приходят яркие проявления привязанности. Чтобы облегчить этот непростой этап, чаще предоставляйте ребенку возможность выбора. Если ситуация не касается вопросов, принципиальных с точки зрения безопасности, позволяйте малышу действовать так, как ему кажется уместным. Учитывая мнение ребенка, вы показываете, что он важен для вас. Настаивайте только в тех случаях, когда это для вас принципиально; всегда ясно выражайте свои требования и регулярно их повторяйте. Чем последовательнее будут ваши правила, тем легче ребенку будет их соблюдать.

Примерно через полтора года ребенок начинает проявлять живой интерес к другим детям. Если раньше для него на прогулке было достаточно вашего внимания, то теперь он активно просит вас пойти на детскую площадку. Несмотря на то, что в этом возрасте дети пока не играют совместно, а скорее параллельно, уже начинают зарождаться первые признаки дружбы. Способность ребенка устанавливать контакты со сверстниками будет в значительной степени определяться этими первыми взаимодействиями с другими детьми.

2–2,5 года: декларация независимости

Родители двухлетнего ребенка уже не только следят за его действиями, но и используют речь, что позволяет им общаться на некотором удалении. Пространство, доступное ребенку, расширяется, однако он пока не ощущает себя обособленным и независимым от взрослых, продолжая чувствовать постоянную связь с ними. Малыш может самостоятельно направиться в каком-то направлении во время прогулки, совершенно не переживая о том, идет ли за ним мама. Он уверен в том, что родители находятся рядом, и не опасается их потерять.

Иногда ощущение собственной обособленности может вызывать у ребенка тревогу. Он начинает опасаться, что родители покинут его, поэтому может плакать под дверью ванной комнаты, куда ушла мама, и крепко держаться за ее юбку, когда она собирается куда-то выйти. Однако со временем ситуация меняется, и страх потери перестает беспокоить ребенка, когда он понимает: даже если мама уходит, она всегда возвращается.

В возрасте от двух до трех лет ребенок постоянно использует слово «я». Таким образом, он утверждает свое право на самостоятельность, однако уже не в такой негативной форме, как во время «кризиса противоречий». Дети в два года очень эгоцентричны и пока не понимают, что у других людей тоже есть свои потребности. Ребенку необходимо получать все первым, до других; ожидание своей очереди причиняет ему дискомфорт. В этом периоде дети часто отказываются делиться своими вещами, и это вполне закономерно. Для ребенка его игрушки – это продолжение его самого. Убеждения вроде «Ваня скоро вернет» не имеют значения, поскольку у ребенка еще не сформировано восприятие времени, и, отдавая игрушку, он считает, что теряет ее безвозвратно. Не порицайте ребенка и не заставляйте его проявлять великодушие. Предлагайте обмен, а если ребенок категорически не соглашается, не оказывайте на него давление – уважайте этот период эгоцентризма, который необходим для формирования самосознания. В будущем вы сможете научить ребенка и альтруизму, и щедрости.

Как двухлетки видят мир?

  • Они считают себя самым главным в жизни и полагают, что все вокруг существует только для них.

  • Не имеют чувства опасности.

  • Неспособность сдерживать свои действия и переживания приводит к возникновению интенсивных эмоций, что может проявляться в виде вспышек гнева, агрессивного поведения, включая удары и укусы.

  • Им не дано осознать, что их поступки доставляют дискомфорт окружающим.

  • У них отсутствует ощущение времени: они не различают, чем отличается минута от часа, и не понимают, что значит «подождите».

2,5–3 года: от «я» к «мы»

Примерно в три года у ребенка формируется устойчивое и целостное представление о собственной личности. Мир воспринимается им как разделенный на «я» и «окружающие», и он способен выражать свое отношение и к себе, и к другим. Если ранее ребенок не осознавал, почему чашки выскальзывают из его рук, то теперь он понимает, что именно он их уронил. Ему начинает нравиться самостоятельность и возможность играть в одиночестве; малыш испытывает гордость за свои умения. Ребенку важно ощущать себя сильным и значимым, предвкушая возможность проявить себя и утвердиться в обществе — например, начиная посещать детский сад.

Когда родителям удается достойно завершить череду конфликтов с ребенком, отстаивающим свою позицию, к трем годам наступает период спокойствия. К этому моменту малыш чувствует себя увереннее, поскольку осознает, что его мнение важно. Родители же понимают, что с ребенком можно найти общий язык, не прибегая к повышению голоса.

К двухлетнему возрасту ребенок начинает осознавать себя, а к трем годам – и окружающих. Укрепившись в своей независимости, он начинает замечать других людей, учитывать их интересы и потребности. Теперь малыш понимает, что для получения желаемой игрушки не достаточно просто взять ее с полки в магазине, необходимо попросить разрешения у взрослого. В нем зарождается чувство почтения к старшим. Он готов слушать других, при условии, что его самого слушают.