
Несмотря на то, что общение с младенцем может показаться бесполезным, оно необходимо для развития речи и эмоционального интеллекта ребенка. Некоторые родители не склонны к многословию, но чаще всего мамы и папы просто не знают, с чего начать и о чем говорить со своим малышом. На самом деле, существует множество способов и возможностей для этого. Вот несколько ситуаций, когда можно поговорить с младенцем.
Экскурсия по дому
С ребенком можно говорить на любые темы. Ежедневно организуйте для него «экскурсии» по дому. Возьмите ребенка на руки и, держа его в вертикальном положении, перенесите из одной комнаты в другую: из комнаты в кухню, из кухни в прихожую, из прихожей в ванную.…
Обрати внимание, Ванечка, вот телевизор, он демонстрирует мультфильмы. А это – компьютер! Сегодня вечером мы свяжемся с бабушкой посредством видеосвязи и помашем ей рукой!
Смотрите, какие часики! Они работают так: тик-так, тик-так. А это выключатель. Щелк — включили! Лампочка загорелась. Щелк — выключили! Лампочка погасла!
О, какие цветочки! Прекрасные цветочки! Давайте понюхаем: как восхитительно они пахнут! А здесь из крана течет вода. Кап-кап! Свежая вода! Вот холодильник, сейчас мы достанем Ванечке яблочко…».
Повествование должно быть всеобъемлющим и охватывать разнообразные темы, включать в речь большое количество звукоподражаний и стремиться вызвать у ребенка эмоциональную реакцию на сказанное. Детей, достигших более старшего возраста, можно попросить повторять звукоподражания, демонстрируя им ручкой знакомые предметы.
На прогулке
Аналогичные беседы уместны и при общении с ребенком во время прогулки. В этом случае предметами обсуждения станут другие объекты: здания, лавочки, кошки, собаки, воробьи, деревья, цветы, облака, солнце, ветер, дети, автомобили…
Вы обратили внимание на кошку, отдыхающую на скамейке и греющуюся на солнце. Подойдите с ребенком ближе к кошке, изучите ее вместе.
Повторяйте: «Вот кошечка. Она хорошая, пушистая и мягкая. У кошечки есть усики, ушки, лапки и хвостик. Кошечка издает звуки «мяу-мяу». Где же кошечка? Вот она!». Постарайтесь составлять короткие фразы, говорить ясно, четко и с чувством. Прежде всего, это облегчит понимание для малыша. Кроме того, подобные простые рассказы послужат отличной основой для формирования самостоятельной речи ребенка в дальнейшем.
Предложите малышу повторять за вами звуки, имитирующие голоса животных: мяу-мяу, ав-ав, гули-гули, кар-кар. Разумеется, произносить слоги правильно у него не получится сразу, но если ребенок начнет издавать хотя бы отдельные звуки, напоминающие слова — это очень хорошо! Звукоподражания являются первыми этапами развития речи.
Все делаем вместе
Когда ребенок находится рядом с вами на кухне, объясняйте ему, как и из каких ингредиентов вы варите борщ, зачем вы моете овощи и какие ингредиенты добавляете в салат? Если вы гладите или стираете, рассказывайте ребенку о деталях технологического процесса. Позвольте ему стать вашим помощником и быть в курсе ваших занятий. Это не только обогатит его речь, но и укрепит вашу дружбу.
Если вы заняты своими делами, а ребенок находится в кроватке в той же комнате или сидит рядом с вами в кресле, вам не обязательно молчать. Вы можете говорить, даже если не обращаетесь к нему напрямую, позволяя ему просто слушать звуки вашей речи и ваш голос. Сели почитать книгу или журнал? Просматриваете посты в соцсетях? Комментируйте все вслух! Такая «фоновая» речь тоже будет хорошим подспорьем для развития речевых способностей сына или дочурки.
Любимые стихи
Поощряйте развитие ребенка, рассказывая ему между делом потешки и стихи. Прекрасным выбором станут ритмичные произведения детских поэтов-классиков, такие как «Игрушки» А. Барто, «Детки в клетке» С. Маршака и многие другие. Малыши часто очень эмоционально реагируют на стихи Д. Хармса, которые отличаются своим особенным, четким ритмом. У Г. Лагздынь также есть замечательные стихи для самых маленьких. Во время умывания или совершения ежедневного утреннего туалета можно приговаривать:
Лапки? Мыли.Ушки? Мыли.Хвостик? Мыли.Все помыли.И теперь мы чистыеЗайчики пушистые.
А теперь кушаем:
Куклу?Кормили.Зайку?Кормили.Мишку?Кормили.А Машу? (Ваню, Сашу, Дашу…)Забыли.
Делитесь своими вкусами
Ребенку грудного возраста можно читать любые стихи, включая те, что не предназначены для детей. Если у вас есть любимые стихотворения, не обязательно детские, обязательно делитесь ими с малышом. Не имеет значения, если они посвящены любви – главное, чтобы они нравились вам. Тогда вы будете читать их с особой интонацией и чувствами, которые обязательно передадутся и ребенку.
С малышами полезно рассказывать различные считалочки. В них важнее всего ритм, а не сами слова. Уверены, вы помните их из своего детства…
На златом крыльце сидели Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной… Кто ты будешь такой?
Самые первые сказки
Не стоит забывать и о самых первых сказках: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»… Возможно, вам кажется, что вашему ребенку пока рано читать сказки? Возможно, читать и действительно рано (хотя нередко встречаются дети, которые уже в возрасте 4-5 месяцев с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах), но вот слушать – самое то!
Повествование сказок во время общения с ребенком – отличный способ взаимодействия. По мере его взросления, можно дополнять рассказ жестами, например, изображать, как «разбивали яичко», «мышка взмахнула хвостом» или «дед плачет», и тому подобное.
К девяти-десяти месяцам ребенок запоминает эти жесты и начинает «показывать» сказку руками, реагируя на знакомые фразы. Со временем он начнет подсказывать и отдельные слова. Подобные игры способствуют развитию речи и мышления.
Вопросы и ответы
Разговаривайте с ребенком, задавая вопросы и сразу же отвечая на них: «Ванечка устал и хочет спать? Безусловно, он хочет! Сейчас мы отправимся в кроватку…» Или: «Ванечка хочет на руки? Конечно, хочет! Сейчас мама возьмет малыша на ручки…» «Слушайте, кто к нам пришел? Это папа!»
Когда вы задаете вопрос ребенку, делайте небольшие паузы, прежде чем давать ответ. Предоставьте ему возможность проявить реакцию на ваши слова: оживить, издать звуки, посмотреть в интернете, улыбнуться. Так получится своеобразный диалог. Не имеет значения, что ребенок пока не умеет говорить – посмотрите, как активно и радостно он реагирует на ваши слова! Разве это не разговор двух людей, испытывающих друг к другу любовь?
Не отказывайте себе в возможности проявлять ласку своему ребенку, играйте с ним, разговаривайте, пойте и рассказывайте о красоте окружающего мира. Такое общение принесет вам незабываемое наслаждение. Кроме того, благодаря вашим стараниям, у малыша разовьется правильная и грамотная речь, а также возникнет искренняя и безграничная любовь…




