
Осознаем ли мы, как тесно переплетение технологического развития проникло в жизнь ребенка с самого рождения? Порой, совсем маленький человек сталкивается с экраном уже в момент появления на свет — многие родители запечатлевают это событие на фото и видео.
В наши дни новорожденные зачастую видят в первую очередь не лицо врача или матери, а экран мобильного телефона, на котором их тут же фотографируют. Каковы последствия этого для их психического развития?
Первые улыбки и первые шаги теперь активно публикуются в интернете. Первый личный контакт с экраном происходит все в более раннем возрасте. Независимо от нашего отношения к этому, мы имеем дело с новой действительностью. Попробуем, воздерживаясь от оценок, разобраться, как это трансформирует мир ребенка и его матери?
Формирование нового самосознания в процессе взаимодействия с другим человеком
По мнению детских психологов, одной из важнейших задач психики младенца в первые месяцы жизни — это формирование самосознания как отдельной личности, отличной от матери. Этот, казалось бы, простой факт не всегда очевиден для новорожденного, который до недавнего времени существовал в неразрывной связи со своей матерью.
Понимание приходит не сразу, а через переживание ощущений: от тепла до холода, от голода до сытости, от света до темноты. И, самое важное, через взаимодействие с другим человеком, в первую очередь, с матерью. Голос матери, ее взгляд, прикосновения — все это способствует осознанию того, что в окружающем мире есть кто-то еще, отличный от тебя, и этот кто-то воспринимает тебя, слышит и реагирует на тебя.
Является ли экран устройства третьим родителем или чем-то новым?
Когда мама снимает ребенка на телефон и обращается к нему, младенец в первую очередь видит экран, на который он попадает, а за ним – что-то отдаленное слышит маму.
Когда мать часто фотографирует или снимает ребенка на видео, младенец видит экран чаще, чем лицо матери. Взгляд матери направлен не на ребенка, а на экран. Остается лишь слышать голос матери.
Способен ли ребенок понять, что это два отдельных объекта, или он теперь воспринимает мать как нечто, объединенное с экраном?
Поскольку масштабных исследований в этой области пока не проводилось, психологи не могут определить влияние этого фактора на формирование идентичности. Тем не менее, известно, что третий участник взаимодействия между матерью и младенцем становится значимым элементом их коммуникации.
В контакте с виртуальной реальностью
Ранее, до возникновения Интернета, ребёнок мог впервые увидеть собственное отражение исключительно в зеркале. Как правило, это происходит в возрасте от шести месяцев до полутора лет и связано с постепенным формированием самосознания.
Это значимый этап в развитии ребенка, который французский психоаналитик Жак Лакан обозначил как «стадией зеркала», определяет итоговое становление личности ребенка, формирует его самовосприятие: представление о внешности, о размере и границах своего тела.
Учитывая, что все это происходит во время взаимодействия с зеркалом, ребенок формирует наиболее полное представление о себе и познает свою истинную сущность. Современная реальность, характеризующаяся большим количеством фотографий и видеозаписей малыша в телефонах, где практикуются селфи и съемка видео с мамой, позволяет ребенку довольно часто видеть записи о себе в раннем возрасте и наблюдать за собой «в прошлом».
Это не просто зеркало, повторяющее движения и отражающее ребенка, а словно другой малыш – это Я в прошлом, который самостоятельно двигается, говорит и существует.
Вероятно, ребенок еще не готов к восприятию этого изображения, и поэтому он может воспринимать такие видео как просто картинки, не отождествляя себя с ними. Точно утверждать сложно.
В такие моменты происходит нечто принципиально иное: в виртуальной реальности сохраняется его цифровой портрет, фрагмент его личной истории. Если первые пользователи Интернета самостоятельно регистрировались в онлайн-сервисах, намеренно создавая свой «идеальный» имидж, то современные дети с самого рождения оказываются в них, взаимодействуют с ними и оставляют цифровые отпечатки.
С самого раннего возраста взаимодействие с виртуальной реальностью воспринимается как нечто привычное, неотъемлемая составляющая жизни сегодняшнего ребенка.
Первая привязанность
Поэтому неудивительно, что для наших детей контакт с первым электронным устройством представляется вполне закономерным, и что оно становится не просто источником развлечений, а скорее частью их личности, их самосознания.
Именно поэтому взаимодействие с экраном чаще всего происходит посредством касания, что, по мнению психологов, играет значимую роль в формировании привязанности и освоения нового.
«Технология сенсорных экранов была создана благодаря усилиям талантливых маркетологов, поскольку прикосновение и скольжение – это наиболее привычный и интуитивно понятный способ взаимодействия и владения.
Формируется новая форма привязанности: не только к родителям и друзьям, но и к экрану, который с раннего детства был рядом, соприкасался с жизнью, фиксировал моменты, отражал эмоции, хранил воспоминания и демонстрировал их.
Недавно учительница восьмого класса поделилась удачным опытом: перед началом урока ученики стали сдавать свои мобильные телефоны в специальные ячейки, расположенные у входа в класс. По словам педагога, она намеренно проводит урок в определенной части помещения, поскольку ученики постоянно следят за своими телефонами, и таким образом внимание всех тридцати учеников сосредоточено на ней.
В этой увлекательной истории содержится множество фактов, подтверждающих наше мнение о том, что гаджет – это не повод для зависимости, а неотъемлемая часть новой реальности современного человека XXI века.
Без паники
Невозможно сейчас точно оценить, каким образом виртуальная среда повлияет на формирование личности нового поколения. Предстоит провести еще немало исследований. Однако очевидно, что игнорировать и исключать этот аспект жизни больше невозможно.
Необходимо, чтобы живые, телесные, взрослые люди не исключались из жизни ребенка и не уменьшали свое участие в ней. Важно также совместно с ними выстраивать здоровые отношения с современными технологиями.




