
Трагедия Веры Марецкой: прощение, которого не случилось

Из многодетной семьи
Вера Марецкая появилась на свет в Барвихе, в обеспеченной семье, относившейся к среднему классу. Отец занимался буфетом в расположенном поблизости цирке, а мать могла полностью посвятить себя образованию детей. Помимо Веры, в семье воспитывались еще одна дочь и два сына.
Все дети семьи Марецких посещали цирковые представления, однако Верочку особенно впечатлял номер, в котором ежедневно гасили свет, а уникальные личности демонстрировали свои умения. Наблюдая за смелыми наездницами, грациозными гимнастками и жизнерадостными клоунами, она представляла, как и ей когда-нибудь доведется выступить на сцене.
Родители придерживались иной точки зрения. Девочке из уважаемой семьи не стоило грезить о цирке! Домашние учителя готовили Веру для поступления на философский факультет МГУ, и не менее! После окончания школы она, чтобы успокоить родителей, успешно сдала вступительные экзамены в университет и втайне от них направила заявления в три театральные студии, действовавшие в Москве. Из двух она получила приглашения, о которых родители узнали, и поняли, что дочь намерена выбрать совершенно иную сферу деятельности, нежели ту, которую они для неё предназначали.
Воодушевленная достигнутыми результатами, Вера выбрала студию Вахтангова и бросила вызов родителям, демонстрируя свою независимость: эта дочь была слишком современной и нацеленной на достижение целей, чтобы следовать материнским указаниям. Ей удалось быстро завоевать признание на театральной сцене, и уже в 19 лет она впервые появилась в кино. Ее дебютной работой стал фильм «Его призыв». Режиссер этой картины, заметив талантливую и естественно выглядящую в кадре студентку, оказал ей поддержку и предложил роль в своей следующей комедии — «Закройщик из Торжка».
Благодаря образу обычной девушки Кати, актрисе открылись возможности для импровизации, что позволило создать более живой и естественный образ, нежели у актрис предыдущих лет. После выхода фильма «Закройщик» талантливая девушка завоевала любовь зрителей и обрела широкую известность.
Звезда
Её уникальная способность преображать сухие фильмы, пропитанные коммунистической идеологией, благодаря создаваемым ею живым и душевным героиням, не осталась незамеченной в кинематографических кругах. В результате актриса стала получать все больше приглашений на съёмки. Её театральные работы не были хуже, чем у ведущих актрис, ведь она умела с мастерством воплощать самые разные образы – от стареньких женщин с заиканием до озорных мальчишек.
Разнообразные роли давались актрисе благодаря опыту, полученному в детстве в цирке, и ее способности замечать детали. Персонажи были замечены Верой еще тогда, а теперь с точностью перенесены в новые образы. Режиссеру и супругу актрисы, Юрию Завадскому, оставалось лишь отмечать: «Умна, как нечистый. Она всегда знает, что делает, и понимает причины и цели своих действий, и самое главное — способ достижения результата».
Она встретила Юрия Александровича еще во время учебы, когда он был ее преподавателем. В силу принятых норм, они не могли позволить себе длительные отношения, поэтому, признавшись в любви, Вера и Юра поспешили сыграть свадьбу. После окончания учебы Завадскому предложили пост руководителя театра, где Вера и стала примой.
Первый обман
Вскоре у них родился общий сын, Женя. Несмотря на свой яркий актерский характер, они вели вполне обыденный, тихий и неприметный образ жизни. Вера, воспитанная и хозяйственная, умела организовать домашний уклад безупречно, однако вскоре талантливому режиссеру стало не хватать впечатлений. Художнику необходима муза, а не супруга – он стремился к страстям и скандалам, а не к благоустроенному быту и уютной постели. Когда сыну Завадского исполнилось четыре года, он увлекся актрисой балета Галиной Улановой, признанной красавицей.
Марецкая не простила Юрия Александровича, и ему пришлось собирать вещи и уехать к новой возлюбленной. В биографиях режиссера впоследствии будет отмечено, что Вера всегда оставалась его главной любовью. Даже после расставания он смог сохранить актрису в труппе и продолжал предоставлять ей ведущие роли.
Гастроли
В непростой 1937 год Вера вступила, переживая повторную личную потерю. В этот раз исчезли оба ее брата. Она была уверена, что ребята, увлекшиеся политикой в юности, придерживались взглядов, отличных от тех, что теперь определяли политику государства. Девушка попыталась использовать свой авторитет, чтобы повлиять на участь близких. Но более опытные товарищи лишь отговаривали ее: подумай о своем сыне!
Актрисе удалось выяснить только то, в какую точку назначения ночью в черном автомобиле были доставлены оба Марецких. Вера продолжала отправлять посылки, но как-то одна из них вернулась обратно. Это заставило её осознать, что подобных, добрых и веселых, воспитанных и умных юношей больше не существует.
Не было времени горевать о братьях, поскольку и Завадский оказался в опале. Ощущая, что замкнулось кольцо, Вера собрала необходимые вещи, взяла сына и отправилась вслед за Юрой, в место, где теперь ему суждено жить. Ростов и Киев встречали актрису столь же бурными аплодисментами, как и Москва.
Теперь она возвращалась в столицу исключительно для съемок — с 1927 года Марецкая постоянно снималась в самых востребованных кинолентах того времени. За несколько лет до начала Великой Отечественной войны она исполнила роль Саньки в фильме «Член правительства» — крестьянки, демонстрирующей, как честные и преданные своему делу люди способны стать полноправными членами правительства.
Возвращение
Фильм получил одобрение от Иосифа Сталина. Марецкая стала одной из наиболее любимых актрис вождя, а Завадский постепенно вернулся в общественное признание и, что немаловажно, возглавил театр Моссовета, где примой стала Вера Петровна, которую до конца жизни Юрий Александрович нежно называл Ве-Пе.
В то же время в личной жизни Марецкой наступил период стабильности. Она связала себя узами брака с актером Георгием Троицким, не пользовавшимся широкой известностью. Робкий и скромный мужчина преклонялся перед Верочкой и испытывал радость, оказывая ей поддержку и делая все возможное, чтобы она чувствовала себя счастливой . Супругу можно было поручить управление хозяйством и даже заботу о новорожденной дочери Машеньке.
Радость оказалась мимолетной. В первый день Великой Отечественной войны муж ушел на фронт как доброволец, а на третий день пропала сестра. Вспомнив о судьбе двух братьев, актриса сразу поняла, что Таня не сбежала на передовую. Вскоре она обнаружила ее в одной из тюрем, где содержались политические заключенные. Целых двадцать лет Вера доставляла сестре продукты, пока ту, наконец, не освободили.
В 1943 году Марецкую постигло новое испытание. Во время премьеры одного из кинофильмов ей сообщили, что её муж погиб. Актриса мобилизовала внутренние ресурсы, извинилась и поспешно покинула зал. Лишь в освещенном холле она потеряла сознание и опустилась на стену.
Рак
Она больше не планировала вступать в брак. Теперь театр стал для нее семьей, источником утешения и главной любовью жизни. Вера Петровна была удостоена четырех Сталинских премий, трех орденов, а также получила звания Народной артистки СССР и Героя Социалистического труда. Ее ценили и уважали в профессиональной театральной среде, а столичные театральные деятели и зрители испытывали к ней искреннюю любовь.
Неудачи, казалось, постоянно преследовали актрису. Стоило ей получить очередную долю признания, как в семье разворачивались неприятности. Тяжелый удар постиг Марецкую, когда супруг её дочери Маши совершил самоубийство, а сама девушка, не выдержав горя, оказалась в психиатрическом учреждении.
Влияние стрессовых ситуаций негативно сказывалось на здоровье Веры Петровны. После пережитой трагедии ее начали мучить интенсивные головные боли. Бывший муж и его знакомый против воли актрисы доставили ее к врачу, который сразу же заподозрил онкологию, что и подтвердилось в ходе длительного обследования.
Роль
В театре Моссовета параллельно шли репетиции замечательной постановки «Странная миссис Севидж». Фаина Раневская исполняла главную роль, но уже давно просила Завадского отдать ее кому-то другому из-за проблем со здоровьем. Тогда в спектакль была привлечена Любовь Орлова, которая также страдала от болезни и воспринимала роль Севидж как свою последнюю возможность.
Узнав о том, что Любовь Петровна, возможно, находится на последнем этапе жизни, режиссер немедленно заменил Орлову на Марецкую. Любови Петровне не сообщили об этом. Она звонила в театр, находясь в состоянии аффекта, угрожала обратиться к руководству страны и устраивала скандал с режиссером.
Вера Марецкая семь раз появлялась на сцене, ярко исполнив свою последнюю роль. Только один раз актриса остановила игру — когда ей пришлось обратиться в больницу для проведения операции. Их палаты оказались рядом с палатой умирающей Любови Орловой, а Юрий Завадский находился на другом этаже. Актриса, перед которой Вера Марецкая чувствовала себя обязанной, присылала ей цветы и угощения, однако та не отвечала. Несмотря на то, что Завадский отказался от всего, чем он обладал, ради возлюбленной, он продолжал выражать ей свои чувства.
Она вышла на сцену даже после перенесенной операции. На финальном поклоне актриса не смогла сдержать слезы. Партнер Марецкой опустил голову в знак уважения как зрителям, так и ей. Новость о запущенном заболевании Марецкой, распространившаяся по Москве, не оставила равнодушными и зрителей: зал рыдал. За кулисами плакал Завадский. Они прощались.
Сначала похоронили Орлову. Она так и не смогла простить Веру, а та, присутствуя на отпевании, заметила: «Ну и надо же, Любочка и здесь опередила всех!» Похороны Завадского состоялись позже, на них присутствовала Марецкая, которая к тому времени сильно ослабла. Она скончалась лишь через год, испытывая сильные страдания и отчаянно сопротивляясь болезни до самого конца.