
Из многодетной семьи
Вера Марецкая появилась на свет в Барвихе, в обеспеченной семье, относившейся к среднему классу. Отец занимался буфетом в местном цирке, а мать могла полностью сосредоточиться на обучении детей. Помимо Веры, в семье воспитывались еще одна девочка и два мальчика.
Все дети Марецких посещали цирковые представления, однако больше всего Верочку восхищало действие, в котором ежедневно гасили свет, а уникальные люди демонстрировали свои умения. Наблюдая за отважными наездницами, грациозными гимнастками и жизнерадостными клоунами, она представляла, как и ей доведется однажды появиться на сцене.
Родители придерживались иной точки зрения. Девочке из уважаемой семьи не следовало мечтать о цирке! Домашние преподаватели готовили Веру к поступлению на философский факультет МГУ, и требовали этого! После окончания школы она, чтобы успокоить родителей, успешно сдала вступительные экзамены в университет и, тайно от них, направила заявления в три театральные студии, действовавшие в Москве. Приглашения из двух студий стали причиной того, что мама и папа узнали о намерении дочери выбрать профессию, отличную от той, которую они для нее планировали.
Воодушевленная достигнутыми результатами, Вера выбрала студию Вахтангова и продемонстрировала родителям свою независимость: эта дочь была слишком современной и нацеленной на результат, чтобы подчиняться матери. Ей удалось быстро завоевать признание на театральной сцене, и уже в 19 лет она дебютировала в кино. Ее первой киноролью стал фильм «Его призыв». Режиссер этой картины, заметив талант и естественность студентки, поддержал ее и предложил участие в своей следующей работе — комедии «Закройщик из Торжка».
Благодаря образу обычной девушки Кати, актриса смогла проявить импровизационные способности и создать более реалистичный и естественный персонаж, чем это было принято у актрис того времени. После выхода фильма «Закройщик» талантливая девушка завоевала любовь зрителей и стала настоящей знаменитостью.
Звезда
Её уникальная возможность придавать глубину и теплоту персонажам, даже в фильмах, перегруженных коммунистической идеологией, вскоре оценили в кинематографических кругах. В результате актриса стала получать больше приглашений на съёмки. Ее актерское мастерство было столь же выдающимся, как и ее театральная игра, ведь она умела с поразительной точностью воплощать самые разные образы – будь то сутулые старушки или озорные мальчишки.
Для воплощения столь разнообразных ролей актрисе помогали годы, проведенные в цирке, и умение подмечать детали. Образные характеристики были замечены Верой и теперь с точностью воспроизведены. Режиссеру и супругу актрисы Юрию Завадскому оставалось лишь отмечать: «Она умна, как никто. Всегда знает, что делает, и понимает причины и цели, и самое главное — способ реализации».
Вера познакомилась с Юрием Александровичем еще будучи студенткой, поскольку он был ее преподавателем. Долгие романтические отношения не поощрялись, поэтому, едва признавшись друг другу в чувствах, Вера и Юра поспешили сыграть свадьбу. После окончания учебы Завадскому предложили руководить театром, где Вера и заняла позицию примы.
Первый обман
Вскоре у супругов родился общий сын, Женя. Несмотря на яркий актерский темперамент, они создали самую обычную, тихую и скромную семью. Вера, обладающая прекрасными манерами, организовала быт настолько безупречно, что не было места для малейших недочетов, однако вскоре спокойная и умиротворяющая атмосфера стала тяготить талантливого режиссера. Художнику необходима муза, а не жена, ему были свойственны страсти и скандалы, а не устроенный быт и уютная постель. Когда сыну Завадского исполнилось четыре года, он увлекся балериной Галиной Улановой, признанной красавицей.
Марецкая не простила Юрия Александровича, и ему пришлось собирать вещи и уехать к новой возлюбленной. В биографиях режиссера впоследствии будет отмечено, что Вера навсегда оставалась его главной любовью. Даже после расставания он смог сохранить актрису в труппе и продолжал доверять ей главные роли.
Гастроли
В непростой 1937 год Вера вступила, переживая повторную личную трагедию. В этот раз исчезли оба ее брата. Девушка была уверена, что ее родственники, увлекшиеся политикой еще в молодости, придерживались взглядов, отличных от тех, что теперь определяли порядок в стране. Она попыталась использовать свое положение, чтобы повлиять на участь близких. Однако ее опытные знакомые лишь отговаривали ее, предостерегая: подумай о своем сыне!
Актрисе удалось выяснить только то, в какой пункт назначения ночью в черном автомобиле были доставлены оба Марецких. Вера продолжала отправлять посылки, но однажды одна из них вернулась. Это заставило её осознать, что таких жизнерадостных, добрых, воспитанных и умных ребят больше не существует.
Не было времени оплакивать братьев, поскольку и Завадский оказался в опале. Осознавая, что сети сжимаются вокруг неё, Вера собрала необходимые вещи, взяла сына и отправилась вслед за Юрой, где ему теперь предстояло жить. Ростов и Киев встречали актрису столь же восторженными овациями, как и Москва.
Теперь она возвращалась в столицу исключительно для съемок — с 1927 года Марецкая продолжала сниматься в наиболее востребованных кинолентах того времени. За несколько лет до начала Великой Отечественной войны она исполнила роль Саньки в фильме «Член правительства» — крестьянки, демонстрирующей, как честные и преданные своему делу люди способны стать полноправными членами правительства.
Возвращение
Фильм получил высокую оценку, в том числе и самого Сталина. Марецкая стала одной из самых любимых актрис вождя, а Завадский постепенно вышел из немилости и даже возглавил театр Моссовета, где примой стала, разумеется, Ве-Пе, так Юрия Александровича до конца жизни будет ласково называть Веру Петровну.
В то же время наладились и личные отношения Марецкой. Она связала себя узами брака с актером Георгием Троицким, не пользовавшимся широкой известностью. Робкий и неразговорчивый мужчина преклонялся перед Верочкой и был рад сделать для нее все, что в его силах, чтобы она чувствовала себя счастливой . Супругу можно было поручить управление хозяйством и даже заботу о новорожденной дочери Машеньке.
Радость оказалась мимолетной. В первый день Великой Отечественной мужчина пошел на фронт добровольцем, а на третий день пропала сестра. Вспомнив о судьбе двух братьев, актриса сразу поняла, что Таня не сбежала на передовую. Вскоре она обнаружила ее в одной из тюрем, куда помещали политических заключенных. Два десятилетия Вера передавала сестре продукты, пока ту, наконец, не отпустили.
В 1943 году Марецкую постигла новая трагедия. Во время премьеры одного из кинофильмов ей сообщили, что её муж погиб. Актриса мобилизовала все свои силы, извинилась и поспешно покинула зал. Лишь в освещенном холле она потеряла сознание и опустилась на стену.
Рак
Она больше не планировала вступать в брак. Теперь театром стала ее семья, ее убежищем, главной любовью жизни. Вера Петровна была удостоена четырех Сталинских премий, трех орденов, получила звания Народной артистки СССР и Героя Социалистического труда. Ее знали и уважали в профессиональной театральной среде, столичные театральные деятели и зрители испытывали к ней искреннюю любовь.
Казалось, что неприятности постоянно преследовали актрису. Стоило ей получить очередное подтверждение признания, как в семье разворачивались неприятности. Тяжелый удар пришелся на Марецкую, когда супруг ее дочери Маши совершил самоубийство, а сама девушка, не выдержав горя, была госпитализирована в психиатрическое учреждение.
Влияние стрессовых ситуаций оказывалось крайне негативным для Веры Петровны. После пережитой трагедии у нее стали возникать более частые и интенсивные головные боли. Бывший муж и его знакомый против воли актрисы доставили ее к врачу, который сразу же заподозрил наличие онкологического заболевания, что и было впоследствии подтверждено в ходе продолжительного обследования.
Роль
Одновременно в Театре Моссовета шла постановка замечательной пьесы «Странная миссис Севидж». Фаина Раневская исполнила главную роль, хотя и просила Завадского отпустить ее из-за проблем со здоровьем. Тогда в спектакль привлекли Любовь Орлову, которая также страдала от болезни и воспринимала роль Севидж как свою последнюю возможность.
Узнав о том, что Любовь Петровна, возможно, находится на последнем этапе жизни, режиссер немедленно заменил Орлову на Марецкую. Любови Петровне не сообщили об этом. Она звонила в театр, находясь в состоянии аффекта, угрожала дойти до высших эшелонов власти и устраивала скандал с режиссером.
Вера Марецкая семь раз выходила на сцену, демонстрируя великолепие в своей последней роли. Лишь однажды актриса прервала выступление – когда ей потребовалась госпитализация для хирургического вмешательства. Их с умирающей Любовью Орловой разместили в соседних палатах, а Юрия Завадского – на другом этаже. Цветы и угощения отправляла Вера Марецкая актрисе, которой чувствовала себя в долгу, однако та не отвечала. Несмотря на то, что Завадский отдал возлюбленной всё, чем он обладал, он продолжал выражать ей свои чувства.
Она вышла на сцену даже после операции. На заключительном поклоне актриса не смогла сдержать слезы. Партнер Марецкой поклонился и зрителям, и ей. Новость о находящейся на грани жизни и смерти Марецкой, стремительно распространившаяся по Москве, не оставила равнодушными и зрителей: зал рыдал. За кулисами плакал Завадский. Они прощались.
Сначала похоронили Орлову. Она до конца не смогла простить Веру, а та на отпевании иронично заметила: «Ну что за люди, Любочка и тут первой!» Похороны Завадского состоялись позже, на них присутствовала уже сильно заболевшая Марецкая. Она скончалась лишь через год — мучительно страдая и отчаянно сопротивляясь болезни до самого конца.




