
Многие взрослые испытывают затруднения с определением понятия дружба и умением отличать верного друга от недоброжелателя. На первый взгляд, все кажется простым: друг – это тот, кто оказывает поддержку, приходит на помощь, остается верным и не подводит. Однако, даже у взрослых друзей не всегда хватает сил для помощи, а иногда случается предательство, и тогда перед человеком встает непростой выбор: простить или разорвать дружеские отношения. Это сложный вопрос, ответ на который каждый должен найти самостоятельно, поэтому детям бывает непросто понять, что дружба – это искреннее и глубокое чувство.
В преддверии премьеры 100-й серии анимационного сериала «Сказочный патруль» на телеканале «МУЛЬТ», где персонажи оказываются перед лицом коварства, психолог, дефектолог и научный сотрудник Института коррекционной педагогики Дарья Сальникова поделилась Parents.ru, важно объяснять детям, что основа дружбы не в угощении сладостями или помощи на уроках, в списывании домашних заданий, а в верности и честности».
«Важно обращать внимание на общее поведение и то, как человек к вам относится. Иногда дети начинают проявлять дружелюбие, поскольку тот или иной ребенок, например, популярный и стильный в классе, кажется привлекательным для общения, но это не является настоящей дружбой, это лишь игра социальных ролей. Истинный друг – это тот, кто действительно близок ребенку. Дружба не возникает из-за подарков или умения выглядеть модно. Мы не выбираем друзей по внешности, не оцениваем их по критериям привлекательности, независимо от цвета волос», — говорит Дарья Сальникова.
«Настоящая дружба – это открытое принятие другого человека в своей жизни. Мы выбираем друзей, основываясь на их душевных качествах: на доброте, честности и готовности оказать помощь не только в решении школьных задач, но и в самых разных жизненных обстоятельствах. Важно, что друг не присоединяется к насмешкам, а проявляет сочувствие, когда над тобой издеваются», — продолжает психолог.
Дружба строится на общих ценностях, и их соответствие имеет большое значение. В детском возрасте дети часто сталкиваются с первыми предательствами. Как же распознать лицемерие ?
«В мультсериале «Сказочный патруль» показан удачный пример, когда одна из героинь просит фею спеть её любимую мелодию, чтобы убедиться в подлинности её личности. После ответа становится ясно, что фея обманывает. Подобная ситуация встречается и в реальной жизни. Мы не всегда можем определить, кто перед нами – настоящий друг или лицемер. Мы можем лишь оценивать по действиям и затем делать вывод о том, является ли этот человек настоящим другом. Друга следует оценивать по следующим признакам: причиняет ли он вред или нет? Оказывает ли помощь или нет? Совершает ли он поступки, которые вам неприятны? Если вы укажете ему на это, прекратит ли он их или продолжит? Подстрекает ли он вас, оскорбляет ли?» — говорит психолог.
Зачастую дети сталкиваются с ситуацией, когда друг оказывает помощь, но при этом постоянно использует обидные прозвища, возможно, воспринимая это как шутку. Например, девочки могут говорить: «Ой, ты совсем некрасивая», «Ты такая страшненькая, подружка!» и при этом смеяться, как будто шутят. Однако это не является признаком настоящей дружбы. Это проявление ложной дружбы: когда с человеком ведут себя дружелюбно, но при этом говорят вещи, вызывающие дискомфорт.
«Необходимо обсуждать подобные ситуации с ребенком, объяснять, что важно сообщать собеседнику о своих чувствах, выражать несогласие и указывать на некорректность высказываний. Дети нередко опасаются возражать, поскольку фразы вроде «Ой, ты такая у меня страшненькая» произносят, например, популярные девочки в классе, и их мнение воспринимается как значимое. Другие девочки часто боятся им противоречить. Важно помогать ребенку разбираться в подобных ситуациях и учить его отстаивать собственную точку зрения, обращать внимание других на их неточности», — подчеркивает Сальникова.
По мнению психолога, следует научить «поклонников» таких комплиментов давать отпор. Важно помогать детям формировать собственное восприятие себя, чтобы они могли защищать его, и для этого необходимо верить в свою привлекательность.
«Родителям здесь рекомендуют не просто укреплять веру ребенка в собственные силы, но и помогать отстаивать свою точку зрения. Независимо от ее содержания, не следует допускать, чтобы другие люди подрывали самооценку. Особенно важно, чтобы девочка, уверенная в своей привлекательности, могла не согласиться с популярной подругой, не вызывая при этом конфликт, и просто принять решение о целесообразности дальнейшего общения», — сказала психолог.
Настоящие друзья не принижают достоинства друг друга, не предают, не демонстрируют недостатки перед другими одноклассниками, а также оказывают поддержку, проявляют уважение и отмечают сильные стороны. Как и в любых других взаимоотношениях, дружбе требуется внимание и усилия. Существует мудрая пословица: «Относись к другим так, как желаешь, чтобы относились к тебе».
«Необходимо беседовать с детьми на эту тему. Если у тебя возникло желание порвать одежду или испортить тетрадь, представь, что если бы кто-то поступил так с тобой, посчитал бы ты его хорошим человеком? Захотел бы ты с ним дружить? Пожелал бы ты с ним общаться? Однозначно нет. Постарайся представить, какое впечатление произведешь на окружающих, если планируешь совершить какое-либо действие. Не имеет значения, является ли оно положительным или отрицательным. Если ты намерен оказать помощь или выполнить что-то полезное, подумай, что ты почувствуешь, если бы тебе сделали то же самое, понравилось бы тебе? Получив на этот вопрос уверенный ответ, можно приступать к действиям», — отмечает Сальникова.
Если же все-таки выяснилось, что друг солгал, как помочь ребенку пережить это? Необходимо объяснить ребенку, что абсолютного доверия в жизни не бывает. Взрослые тоже доверяют разным людям в разной степени, но ни одному человеку полностью не доверяют, поскольку обманы случаются. Это реальность.
Не менее значимым представляется наблюдение за поведением ребенка, совершившего обман, и выяснение, соответствует ли оно принятым нормам дружеских отношений. У младших школьников система ценностей находится в процессе формирования, поэтому в общении могут возникать недоразумения.
«Дети начинают испытывать друг друга. Ранее они проверяли родителей, а теперь выясняют, можно ли обмануть кого-либо. Кто не подлежит обману? Что последует за этим? Ребёнок формирует первые модели поведения в обществе сверстников. И ребёнку необходимо сообщить, что все вы только учитесь дружить. Поэтому важно говорить людям о том, как ты хочешь дружить, как с тобой нужно обращаться. Это станет вашей мини-инструкцией дружбы. Чтобы разработать эту инструкцию, необходимо самому обдумать и вместе с родителями проанализировать, что является хорошим, а что — плохим, как правильно строить дружбу, а как — нет», — заключила Дарья Сальникова.




