
Милен Фармер: клипы, ставшие культовыми короткометражными фильмами

Француженка с плохим французским
Милен испытывала дискомфорт во Франции. В школе и на улице она подвергалась насмешкам из-за своего акцента и незнания некоторых аспектов повседневной жизни, что постоянно заставляло её ощущать себя посторонней. Несмотря на то, что Милен была француженкой по происхождению и дочерью коренных французов, она родилась в Канаде, где её отец-инженер работал вместе с семьёй.
В Канаде царили холодные зимы, а повреждения капота автомобиля, вызванные лосями, также увеличивали финансовую нагрузку на семью, но при этом люди отличались более открытым и непринужденным образом жизни. Милен провела первые восемь лет жизни во Франции, и теперь ей кажется, что это было удивительно беззаботное время.
Мать сильно переживала за свою дочь. Обычно подростки проводят время с друзьями, посещают кинотеатры или ходят на свидания. Милен же в свободное время посещала детский дом. Она не стремилась там заводить новых знакомых – она выполняла роль волонтера. На каникулах Милен проводила время у бабушки в сельской местности.
В деревенском доме у бабушки содержались лошади, и девочка испытывала к ним искреннюю любовь. Она начала посещать уроки верховой езды и рассматривала возможность профессиональных занятий конным спортом. Кроме того, её увлекали живопись и выступления с музыкальными композициями перед зрителями…
Еще один повод для огорчения заключался в том, что Милен тяготела к мальчишескому образу. Она отдавала предпочтение внешнему виду и видам деятельности, которые традиционно считались мужскими. Когда она отлучалась от подруг, то обычно проводила время с мальчиками.
В 1970-х годах во Франции активно обсуждалась необходимость принятия девочкой-подростком и её семьей её формирующейся женственности и сексуальности, поскольку мать не могла иначе интерпретировать поведение дочери, как свидетельство собственной неудачи.
Завершением её школьной истории стало внезапное увольнение Милен, которая успела проучиться в выпускном классе всего два дня. В то время как мать беспокоилась о перспективах дочери, та решила самостоятельно определить своё будущее. Она отправилась в Париж, чтобы завоевать столицу и, возможно, однажды появиться на киноэкране.
Благодаря найденной работе она смогла значительно экономить и не только обеспечивать себя жильем и питанием, но и оплачивать обучение в театральной школе. Помимо этого, она постоянно участвовала во всех возможных прослушиваниях. В результате она стала фотомоделью.
К сожалению, развитие карьеры медиаперсоны на данный момент приостановилось из-за работы над несколькими рекламными проектами. Артистичных девушек в Париже было предостаточно, подобно туристам возле Эйфелевой башни.
Мама не права!
В двадцать три года Милен ждала удача. Композитор и поэт Лоран Буттона искал вокалистку, девушку, для исполнения написанной им песни. Возникает вопрос, почему он не решил исполнить её самостоятельно? Текст песни был посвящен любви между женщинами!
Несмотря на то, что наступил 1984 год, во Франции, стране с глубокими католическими традициями, оказалось непросто найти певицу, готовую исполнить песню с подобным содержанием. Требовалась исполнительница, соответствующая духу героини произведения. В итоге такой бунтаркой стала Милен. Неслучайно она появилась на свет в отдалённой Канаде!
Действительно, она так и не решилась выступить под своей настоящей фамилией. Вместо звучного «Готье» девушка выбрала псевдоним «Фармер», в честь одной из любимых актрис Золотого века Голливуда. Этот выбор мог быть и отсылкой к самым тёплым детским воспоминаниям – о бабушкиной ферме. Милен сделала модную причёску и вышла на сцену, чтобы нежным голосом декламировать о праве на любовь.
Композиция быстро завоевала популярность, хотя конфликт с матерью, возникший из-за исключения из учебного заведения, не способствовал налаживанию их взаимоотношений. Музыкальное видео на песню «Маму», где исполнительница в ночной рубашке рассыпала блестки и изображала слёзы, стало настоящим прорывом на телевидении.
Милен посвятила всю последующую карьеру созданию музыкальных видеороликов. Каждый из них представлял собой короткометражный фильм, выполненный в сюжетном или артхаусном стиле, и являлся неразрывной частью песни. Именно благодаря таким клипам новые композиции Фармер становились хитами.
Спустя два года после выпуска трех синглов, Фармер представил свой дебютный альбом. Клип на песню «Либертинка» сняла Милен, для чего она изменила цвет волос на ярко-рыжий. Хотя в современном французском языке «либертинка» стала синонимом слова «распутница», изначально этот термин означал сторонницу идей об освобождении общества от предрассудков, включая гендерные.
В музыкальном видео Фармер её персонаж воплощает именно такой уклад жизни. В песне, несмотря на провокационный припев «Я шлюха! Меня все хотят!», также заметна тема стремления к свободе, переплетающаяся с необъяснимой грустью, даже отчаянием. Естественно, Милен вновь показала линии своего тела, как и в первом клипе – но теперь уже без какой-либо одежды.
Непонятно, что именно послужило причиной: обстоятельства, захватывающий клип или глубокий смысл текста, но музыкальное видео удерживалось в лидерах на протяжении трёх месяцев, а композиция стала безоговорочным хитом. Спустя несколько лет Фармер создала продолжение истории, представленной в «Либертинке».
Яркие рыжие волосы, торчащие во все стороны, и провокационные образы, появлявшиеся на экранах, стали узнаваемой особенностью певицы, определив её имидж на долгие годы. Естественно, тексты её хитов также отличались вызывающим содержанием. Когда лесбийская любовь и свободные отношения перестали вызывать удивление, Мишель Фармер обращалась к другим острым вопросам. Сочетание дерзких текстов и нежного, почти наивного вокала создавало каждый раз неожиданный эффект.
В 2018 году вышел один из последних альбомов певицы, получивший название «Непокорность». Она остается верна себе с восьмидесятых годов, и публика продолжает её слушать. Почти удивительно!
Личная жизнь любимицы публики
Несмотря на то, что в своих клипах Милен продемонстрировала, казалось бы, все возможные грани, она не смогла достичь более глубокой откровенности со зрителем и кажется абсолютно прозрачной для публики. Однако Милен утверждает, что никогда не смешивает искусство и личную жизнь, и, даже обнажившись для съёмок или выступления (полностью или частично), до сих пор не раскрыла свою душу. Постоянно циркулируют слухи о её любовных связях – и причина этого кроется в отсутствии достоверной информации.
Многие считают, что Буттон был любовником Фармер. Они работали вместе в течение двух лет, и именно этот период ознаменовался формированием чувственного образа певицы в индустрии развлечений. Не является ли причиной этой чувственности, буквально бьющей из экрана, страстный роман? Милен категорически опровергает подобные догадки. Она утверждает, что их связывал только музыкальный проект, представляющий интерес и открывающий новые возможности.
Тем не менее, журналисты обнаружили ряд завуалированных свидетельств того, что, если между Фармер и Буттоном существовала лишь дружеские отношения, то с периодическими интимными контактами, которые сейчас называют «привилегиями». Британского певца Сила также называют одним из её возлюбленных, поскольку им довелось совместно записать музыкальный трек. Утверждают журналисты и о романе Фармер с партнёром по триллеру «Джорджино», американским актёром Джеффом Дальгреном. Непродолжительный период, когда Фармер проживала в США, рассматривается как косвенное подтверждение этой версии.
Милен признаёт лишь один роман – продолжительный и насыщенный событиями, с кинорежиссёром Бенуа ди Сабатино. Этот роман был отмечен множеством неожиданных поворотов, за которыми пристально следили в прессе, что заставило многих усомниться в его искренности и предположить, что это был лишь пиар-ход, возможно, даже отражающий настоящие интересы Фармер, поскольку она не раз затрагивала в творчестве тему однополой любви).
Несмотря на это, Милен сдержанно реагирует на вопросы о личной жизни, заявляя, что проживает с капуцином – и это животное, а не духовный наставник. Маловероятно, что обстоятельства существенно изменятся. У певицы не сложилось традиции вступать в брак, и ещё в молодости она заявила о своём отказе от родительства – и на протяжении всей жизни демонстрировала, что это не случайное решение, и она не планирует иметь детей.
Вопрос шестидесятилетия и рождения детей, возможно, стоит отложить, но современные новости изобилуют сообщениями о детях знаменитостей, которых рожали суррогатные матери за вознаграждение. В любом случае, своё шестидесятилетие Фармер отметила год назад не в одиночестве, а в статусе свободной женщины – её жизнь остаётся насыщенной. Летом 2021 года она была членом жюри Каннского кинофестиваля, а в 2023 году планирует организовать концертный тур.
Клипы, за которые мы любим Фармер
Французская звезда уже осуществила свою мечту о появлении в кино, причем не один раз: в ее фильмографии два триллера, где она исполнила главные роли. Помимо этого, она подарила свой голос принцессе Селение в анимационной серии о приключениях Артура и минипутов. Однако наиболее значимыми работами стали музыкальные клипы и короткометражные фильмы, в которых Фармер постоянно создает новые образы. Их количество уже достигло внушительного объема.
Тристана («Tristana»)
Кинофильм, снятый на русском языке. Все персонажи, включая главную героиню, говорят на нём с таким выраженным акцентом, что иногда сложно понять, что они говорят. Во Франции этот клип демонстрировался с французскими субтитрами. Тристан – падчерица жестокой царицы, влюблённая в молодого солдата.
Происходят сражения, напоминающие Первую мировую войну, а сюжет сказки смешивает мотивы «Белоснежки» и революционные события 1917 года. Существует версия, что прототипом Тристаны могла послужить царевна Анастасия, спасенная, согласно легенде, благодаря роману с красным комиссаром.
Чтобы усилить впечатление, видеоряд дополнен архивными кадрами с речами Ленина, а образами семи гномов, спасших Тристану, противопоставлены трое казаков злой царицы. В клипе также можно увидеть мрачного монаха, созданного по образу Распутина.
В финале Тристана погибает возле портрета Карла Маркса, испачканного кровью. После этого демонстрируются продолжительные титры. Музыка, используемая в клипе, практически лишена смысла и воспринимается скорее как аккомпанемент к короткометражному фильму.
«Не взрослеть» (Plus grandir)
Вторым клипом Фармера стало видео, посвященное страху перед неумолимым ходом времени. В нём героиня, Милен, приходит на свою собственную могилу, после чего, будто бы в её воспоминаниях, разворачиваются мистические сцены. В этих сценах прощание с детством и тревожный процесс взросления показаны как поломка куклы, нападение монахинь-карлиц (которые кажутся «уменьшающимися» в глазах взрослеющей школьницы, видевших в них преподавательниц католических школ) и насилие. Повзрослевшая девушка видит себя в зеркале сразу постаревшей, и могила, таким образом, становится завершающей стадией её взросления.
«Пошли все на…!» (Fuck Them All)
В этой мистической короткометражке певица прибывает верхом на лошади в загадочный замок, расположенный в заснеженных горах Румынии. Внутри, в комнате, наполненной воронами, она вспоминает собственную гибель в этом замке, после чего находит своё тело и… извлекает из него меч. С этим мечом в руках она выходит навстречу армии. Однако эта армия неподвижна и состоит исключительно из пугал.
Героиня продолжает сражаться с безмолвной армией. Каждое уничтоженное пугало превращается в ворона, и когда поле очищается, она погружает меч в землю, пока оружие не исчезнет окончательно. Этот клип, насыщенный символами, повествует о том же, о чём рассказывает и песня: прочь те, кто превращает любовь в битву и разрушает судьбы!
«Разочарованные» (Désenchantée)
В клипе Фармер не раздевается и предстает в образе юноши. Считается, что вдохновением для его создания послужила румынская книга тридцатых годов и воспоминания о студенческих протестах в детстве Милена. В сюжете, который воплощает певец, герой оказывается на необычном предприятии, напоминающем концлагерь. Его охраняют люди в форме, стилизованной под нацистскую, а работники этой фабрики – это мальчишки-беспризорники, среди которых есть и инвалиды.
Сотрудники службы безопасности регулярно прибегают к насилию в отношении молодых рабочих. В конечном итоге Фармер поднимает восстание и повел мальчишек к обретению свободы. Им удалось победить определённое число охранников и прорваться сквозь огонь из пулемётов. Но за оградой фабрики юных мятежников ожидает метель, снежная пустыня и полная неопределённость.
Нельзя утверждать, что Фармер полностью соответствует этой роли. Несмотря на свою невысокий рост, который мог бы помочь ей вжиться в образ, Милен ярко выделяется на экране благодаря насыщенному макияжу с выразительной подводкой глаз. В целом, её трансформация кажется скорее символической, но сам клип воспринимается как законченное кинополотно. Песня, на основе которой он был создан, повествует о том, что поколение Фармер испытывает разочарование и не находит опоры – все идеи кажутся иллюзией.