Zorkaya

Сайт для девушек!

Немецкий дизайнер Маргарете Шютте-Лихоцки: создательница кухонных шкафчиков и жертва нацизма

Фото: img.freepik.com

Что такое франкфуртская кухня

До XX века не существовало общепринятого представления о том, как должна выглядеть кухня. В домах, где было достаточно места, это обычно представляло собой просторную комнату, включавшую буфет, печь, большой стол и ящик для отходов. Расположение предметов обстановки могло быть произвольным, поскольку часто у повара была большая команда помощников.

Даже если семья проживала в крохотной квартире, отсутствие отдельной кухни не облегчало жизнь хозяйке. Из-за тесноты между дровяной плитой и раковиной ей было трудно развернуться, и нередко она бегала в жилую комнату за посудой, хранящейся в шкафу – ведь на открытых полках в кухне всё быстро пачкалось копотью. Иногда она использовала обеденный стол для подготовки овощей и мяса. Это было не очень удобно. Если взглянуть на современные кухни, становится очевидно, что, несмотря на возможность добавления барной стойки, выбора расположения элементов и их дизайна, в целом они организованы по схожему принципу.

Шкафчики, которые крепятся к разделочному столу и закрываются. Мойка, расположенная рядом с разделочным столом. Плита, сушилка для посуды и холодильник находятся на некотором расстоянии друг от друга (в конце девятнадцатого века функцию холодильника выполнял шкаф или ящик со льдом). Многие знакомы с тем, как организовать кухонную мебель и технику, чтобы минимизировать передвижения во время приготовления пищи. Однако, именно Маргарете впервые в Европе разработала подобный принцип.

Безусловно, у неё были и предшественницы — ведь каждый выдающийся человек опирается на труд предшественников. Американка Катарина Бичер ещё в середине девятнадцатого века опубликовала труд, в котором излагала принципы оптимизации планировки и расположения кухни и кладовой, и именно она впервые предложила оснащать кухонные полки дверцами. Американский инженер Фредерик Тейлор создал концепцию научной организации труда, включая организацию рабочего пространства.

Читать:  Сергей Бондарчук помог Анастасии Вертинской подготовиться к родам

Маргарете, вероятно, не была хорошо знакома с трудами Бичер, и ей необходимо было учитывать современные для неё условия. Урбанизация Австрии, небольшие квартиры без подвальных помещений. Ей были не по средствам кухни, где хозяйка действует в одиночку – кухонных слуг, которых можно направлять к шкафам или кладовым, не предвиделось. И тот факт, что значительное время ей предстояло проводить на кухне, был очевиден. Маргарете, как женщине, хорошо известно, сколько усилий может потребовать кухня. Поэтому она приложила все усилия, чтобы свести этот труд к минимуму.

Она измеряла расстояние до каждого предмета мебели, экспериментируя с их расположением. Вопрос размещения открытых полок и буфета в жилой комнате был решен, когда она предложила разместить множество небольших шкафчиков на кухне – на стенах и внутри кухонного стола. Чтобы мыть овощи или убирать посуду было быстрее и удобнее, она предложила объединить мойку и рабочую зону, отказавшись от привычного расположения.

Конечно, ей пришлось создавать совершенно новый дизайн мебели. Маргарете придумала и ещё одну замечательную деталь, которая не встречается в современных кухнях: кухня должна была открываться широкими раздвижными дверями в столовую-гостиную, чтобы жена и мать постоянно оставалась на виду у родных и сама видела семью, а не чувствовала себя прислугой, запертой в дальней комнате. Это также предоставляло матерям, не имеющим возможности нанять няню, возможность не брать с собой маленьких детей в помещение с огнём и горячей водой, а оставлять их в комнате и присматривать.

Коммунистка, антифашистка, узница

Маргарете появилась на свет в 1897 году в Вене, столице Австрии, в семье, представлявшей собой типичную буржуазную семью. В возрасте двадцати одного года ей открылся путь стать первой женщиной-студенткой Венской школы художественных ремесел, где преподавали дизайн и смежные специальности. Если бы она родилась на десятилетие раньше, перспектива получения диплома архитектора была бы невозможна. Коммунистические идеи, обещавшие социальное равноправие, включая равноправие полов, были распространены среди прогрессивной молодежи Австрии. Маргарете это было близко, и она вскоре оказалась в кругу молодых коммунистов.

Читать:  Секреты звезд: о чем молчали Андрей Миронов и Лариса Голубкина

Ей пришлось разрабатывать жилые помещения для инвалидов, пострадавших в Первой мировой войне, в сотрудничестве с Адольфом Лозом. Это была сложная задача! И сегодня архитекторы продолжают работать над вопросами обеспечения доступности среды и создания комфортного жилья для людей с ограниченными возможностями. Тогда Лоз и Лихоцки начали решать эту проблему с самого начала.

Проект произвел сильное впечатление. Молодую архитекторшу пригласили во Франкфурт для работы над новым социальным проектом – студенческим жильем. Изначально предполагалось, что Лихоцки будет участвовать в решении жилищных проблем, и некоторое время Маргарете занималась строительством жилья для рабочих (для которого она и разработала кухню), однако в процессе работы у нее неожиданно проявился талант к организации общественных пространств, поэтому вскоре ей стали заказывать проекты школ и детских садов. Именно на этом проекте она получила свою вторую фамилию: Шютте. На работе Маргарете встретила молодого и энергичного архитектора Вильгельма, и они поженились.

Она не только занималась архитектурой, но и была активной участницей движения за женские права, публикуя статьи по этой проблеме. В 1930 году, когда молодых австрийских архитекторов пригласили в Советский Союз, она отправилась туда с большим энтузиазмом, поскольку ей предстояло, как первой женщине, строить здания в стране, где были провозглашены равные права женщин и мужчин в отношении образования, политической карьеры и расторжения брака. Вновь речь шла о детских садах.

Читать:  Необычная история любви: роман Виктории Токаревой и Георгия Данелия

Приходилось заниматься проектированием детских садов комплексно, начиная с самого начала. Это охватывало все: от здания и игровых площадок до мебели в служебных и детских комнатах. Работа была интересной, но постоянный хаос доставлял немало раздражения. В этой обстановке, где даже самые простые вещи приходилось добиваться, супруги прожили семь лет, воспользовавшись возможностью посетить Китай и Японию из Советского Союза. Едва вернувшись на родину, супруги снова отправились за границу; в Турции своё будущее создавал Ататюрк. Архитекторы, имеющие опыт в передовых разработках, были крайне востребованы. Необходимо было подготовить собственных специалистов.

В это время в стране к власти пришли сторонники национал-социалистической идеологии. Маргарете получила информацию от эмигрантов из Австрии; она присоединилась к австрийской коммунистической партии и отправилась в Вену, чтобы установить контакт с антифашистским сопротивлением. Деятельность быстро вовлекла её – и вскоре привела к аресту. Известную архитекторшу задержали в 1941 году и поместили в концлагерь. Маргарете находилась там до окончания Второй мировой войны.

Маргарете после Победы, безусловно, считалась героиней, однако ей перестали поручать новые проекты, поскольку она придерживалась коммунистических взглядов. Лихоцки зарабатывала на жизнь частными заказами и ездила с лекциями по приглашению на Кубу, в Советский Союз и в Германскую Демократическую Республику. После окончания Второй мировой войны к ней вернулся муж. В 1997 году она отметила своё столетствие вальсом с главой Вены. И скончалась. Ещё через три года: куда ей было торопиться.

Похожие статьи
Галерея постов