
Мягкая и твёрдая
В известном фильме «Доживём до понедельника» Нина Евгеньевна сыграла суровую и требовательную завуча Светлану Михайловну, подавлявшую любые творческие начинания и свободное мышление в школе. К счастью, эту роль обычно не ассоциировали с личностью Меньшикова в реальной жизни — иначе, в Советском Союзе люди были весьма эмоциональны, и к актёрам, исполнившим отрицательных персонажей, иногда подходили в общественных местах, чтобы отчитать.
Светлана Михайловна воплотила Нину Евгеньевну и Ксению Львовну из «Ста дней после детства», персонажа, которого можно охарактеризовать как педагогического сухаря. Фильм приобрел культовый статус, и существовала вероятность, что образ Ксении Львовны останется в памяти зрителей. Однако, произошло иное: в сердцах людей навсегда поселилась Мама Вера. Глаза, подобные тем, что у Нины Меньшиковой, не могли быть иными. Все, кто смотрел в них, видели доброту и грусть. Персонажей, воплощающих педагогическую сухость, в них не было.
На экране талант Меньшиковой заставлял поверить, что она может показаться бессмысленной или жестокой. Однако в реальной жизни она обладала глубокой мыслью, и жестокости в ней не наблюдалось. Нина Евгеньевна, даже исполняя роли второго плана или эпизодические, умудрялась наполнить их необыкновенным чувством человеческого достоинства. Её педагоги-сухари не превращались в злобных и истеричных персонажей — за их строгостью, казалось, скрывается какая-то трагическая личная история. Меньшикова обладала редким даром – умением привнести в фильм ещё одну, пусть и неявную, но ощутимую историю, не произнеся ни одного лишнего слова.
Казалось, она всё же решила поделиться этой историей, одну на всех, создавая образ Мамы Веры из «Девчатах». Это была понятная и тихая личная трагедия, с которой не одна женщина сталкивалась в стране. Однако, несмотря на свой необычный тихий талант, Нина Меньшикова не могла стать большой актрисой. По крайней мере, так заявил Бабочкин, когда она после Победы поступила во ВГИК на его курс. По его словам, у неё не было ни подходящей внешности, ни выдающегося дарования. Нине пришлось покинуть курс. Но она не отступила — перевелась на младший курс к Герасимову. А тот неожиданно заметил её тихое обаяние и будущую актрису и взялся развивать и то, и другое.
После окончания обучения актрису Меньшикову часто критиковали, однако профессионализму её никогда не ставили в упрёк. Благодаря наблюдательности и меткости в шутках она умела находить и раскрывать в каждом персонаже черты, придающие ему глубину. В её выпускной характеристике было отмечено, что она обладает способностью к самостоятельному решению актёрских задач. Обращались к ней, когда требовалось воплотить на экране образ женщины, сочетающей в себе мягкость и силу — задача, требующая мастерства.
По мнению многих, наиболее яркой ролью Меньшиковой, позволившей раскрыть все грани её таланта, стала роль матери мальчика, признанного святым, в картине «Чудотворная». В настоящее время фильм не пользуется широкой популярностью, поскольку некоторые зрители видят в нём критику православной веры. В центре сюжета — деревенский мальчик, обнаруживший икону. Его бабушка заявляет об исцеляющей силе иконы, провозглашает мальчика святым и пытается извлечь выгоду из его «славы». Непрерывный поток паломников и их нереальные ожидания становятся настоящей мукой как для мальчика, так и для его матери.
Личная жизнь товарища Меньшиковой
Нина появилась на свет в 1928 году, в семье военного. В 1941 год ей исполнилось тринадцать лет. В связи с эвакуацией семью отправили в другой регион; однако Нина, отличавшаяся упрямым характером, воспротивилась, отказалась покидать дом и даже пыталась спрятаться под кроватью, надеясь, что в хаосе сборов о ней забудут. Но её упорство в тот момент оказалось недостаточным. Два года она прожила в незнакомой деревне, освоила сельскохозяйственные навыки. В Москву, её родной город, вернулась лишь в 1943 году. После этого её было уже сложно убедить поступить по-другому.
В числе первых студентов института был будущий известный режиссёр. Если Нине хотелось бы соперничать за его внимание, ей пришлось бы столкнуться с ослепительной Аллой Ларионовой. Нина неожиданно для себя стала избранницей Ростоцкого. Ростоцкий решил работать в деревне, в отдалённой местности, вместе с другом; там, вдали от городской суеты, им виделось, что они непременно создадут не просто сценарий по заказу, а настоящий шедевр. Решающим вопросом оставалось то, что оба не умели готовить и опасались, что простая деревенская жизнь, выражающаяся в питании бутербродами, подавит их творческий потенциал.
Ростоцкий осмелился обратиться к Нине с предложением отправиться с ними в качестве повара. В отдалённое место, в сопровождении двух парней. Чтобы она обеспечивала их питанием, пока они создают сценарные произведения и отдыхают в гамаках. Нина посмотрела на него и дала согласие. Правда, она умалчивала о том, что и сама не владеет навыками приготовления пищи. Ростоцкий не предполагал, что его попросят об этом, и был немало удивлён, но от своего решения не отказался.
В деревне Станислав открылся ей и рассказал, что с девушками он ощущает гораздо большее волнение, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что у него отсутствовала одна нога: он передвигался на протезе. Ногу он потерял на войне, сам чудом остался жив благодаря смелости и целеустремленности фронтовой медсестры Анны Чугуновой. Именно ей Станислав впоследствии посвятил свою известную картину «А зори здесь тихие…»
Спустя несколько лет Станислав и Нина узаконили свои отношения и стали родителями сына. Андрей повзрослел и выбрал профессию актёра, следуя примеру матери, и режиссёра, как его отец. Кроме того, он стал каскадёром, рискуя собой. Нине завидовали, видя её красивого и известного супруга. И хотя он, как и большинство режиссёров, заводил связи на стороне, он всегда возвращался домой, в отличие от других.
Нина Евгеньевна, скорее всего, хотела бы, чтобы он возвращался домой без каких-либо любовных связей, однако это уже невозможно. Зато Маму Веру, отчаянно переживавшую из-за неверности мужа, исполнили с большой глубиной. В любом случае, супруги всегда соблюдали традицию: во время его или её съёмок они обязательно отправляли домой письма и телеграммы.
После 2000 года Меньшикова преследовали неудачи. В 2001 году у мужа случился сердечный приступ во время поездки на автомобиле. Ростоцкий находился за рулём, однако сумел затормозить и съехать на обочину. Нина Евгеньевна немедленно обратилась за помощью к врачам, но муж скончался до их прибытия. В 2002 году трагически погиб сын, произошедшее во время съёмок. Оставалась ещё внучка, однако актриса не смогла долго насладиться её присутствием. В 2007 году сама Нина Евгеньевна ушла из жизни из-за тромбоэмболии.




